Greece ornamentation

Новости :: О сайте :: Фотографии :: Творчество, публикации :: Охранатур :: Форумы :: Гостевая :: Ссылки

На Олимп через Россию, Кавказ, Турцию. 2007 г.

С 10 июля по 10 августа 2007 г. (ровно месяц) автор этих заметок находился в путешествии по маршруту: Донецк - Поволжье - Дагестан - Азербайджан - Грузия - Армения - снова Грузия - Турция - Греция - снова Турция - снова Россия - снова Донецк. Большая часть путешествия проделана автостопом (то есть бесплатно, на попутном автотранспорте). Ниже приводятся краткие воспоминания о путешествии – основное, что запомнилось, что показалось автору интересным. Более подробно о путешествии см. сайт https://3sea.org.ua/. Цель путешествия – обойти (объехать) побережье трех морей – Азовского, Черного и Мраморного (Турция) – и поднять флаги на священную гору Олимп (Греция). Состав членов экспедиции: Слюсаренко Виктор, руководитель (Донецк), Давыдов Михаил (Донецк), Галиченко Вячеслав (Херсон) и автор этого материала (Донецк).

Границу Украина-Россия пересек сразу за г.Краснодон (Луганская обл.) и тут же очутился в городке под названием «Донецк» – но это уже Россия (Ростовская обл.).

Волгоградская область.

Запомнился один момент, связанный с автостопом. Еду на фуре (большой грузовой автомобиль) от дороги Ростов-Воронеж-Москва в направлении Волгограда. До въезда в город оставалось 35 км. Справа указатель «на Астрахань». Учитывая, что дальше мой путь лежал именно в этом направлении, я попрощался с водителем фуры и вышел из машины. Позже выяснилось, что указанное направление на Астрахань не используется – это объезд по проселочным дорогам. В итоге до Волгограда я добирался около 6 часов. Правильнее было бы не выходить из фуры около указателя. Тогда через полчаса я был бы в Волгограде, а затем по хорошей дороге двигался бы дальше. Об этой особенности я рассказал (по интернету) товарищам по автостопу, чтобы они не совершали подобной ошибки. Но в этой ситуации был и свой плюс: значительная часть пути проходила вдоль Волгодонского канала. Я рассмотрел его вблизи, искупался. Этого бы не было, если бы я напрямик поехал в Волгоград.

Астраханская область. Фото 01. Вид на Волгу у Астрахани

Из Волгограда в Астрахань ехал (тоже в фуре) ночью. Где-то в дороге водитель автомобиля решил немного отдохнуть и остановил авто. Вот тут я увидел звездное небо, какого до этого не видел никогда. Представьте: астраханская степь вдали от населенных пунктов. Не было Луны и было безоблачно. Черное небо висело над головой, заполненное большими и малыми звездами по всему видимому своду. Ярко выраженный Млечный Путь. И звезды, звезды, звезды... Такого неба в густо населенных пунктах не увидишь – обязательно будет откуда-то подсветка, и потому некоторые участки неба остаются темными пятнами, на которых звезды не просматриваются. А в данном случае не было и кусочка «провального», темного неба. В этом и необычность увиденного.

Волга у Астрахани широкая (см. фото № 1 «Вид на Волгу у Астрахани»), а далее река течет на юг, к Каспийскому морю, тремя, тоже не узкими, рукавами.

Степная граница Астраханской области и Калмыкии. Фото 02. Перекресток астраханских дорог

Местный водитель вывез меня в степь. Объяснил: вот дорога, которая указана на карте. Но по ней не проедешь, так как через несколько километров она теряется в песках. Кажется (это-то местному жителю кажется, а мне вообще ничего не кажется – я здесь в первый раз!), что на юг едут по вот этой дороге (под 90 градусов по отношению к первой дороге) (см. фото № 2 «Перекресток астраханских дорог»). Подвозивший меня водитель сделал напутствие и уехал. Стою, жду попутку. Примерно с интервалом в 1 час прошло 3 легковых авто. Никто не остановился. Жара за 30°С. Спрятаться от прямого солнца некуда – только низкорослая колючеподобная сухая трава. Где-то еще через час появляется единственная (в этот день и в этом месте) фура. Хотя в кабине было 2 водителя, меня все-таки взяли с собой (запросто могли не взять). Позже выяснилось, что водители фуры взяли меня по своему незнанию – они не должны были брать – так же, как не брали меня с собой местные легковые авто. Но это выяснилось позже.

Едем по дороге. В этом месте асфальта уже нет – это грейдерная дорога. Но КАМАЗу, на котором мы едем, это «по плечу».

Калмыкия. Въезд запрещен.

На вышеуказанной фуре добрались до какого-то поселка. Тут выяснилось, что это уже Калмыкия, и что въезд сюда без спецпропусков запрещен – это приграничная зона. Я пытался выяснить, почему именно здесь находится запрещенная зона. Милиционер «объяснил»: «Здесь море». Я ему в ответ: «А у нас, на Украине – 2 моря, а запрета нет». Вот так мы мило поговорили, а потом меня на первой же попутной машине отправили из этой запрещенной зоны. Пришлось ехать в кузове грузовичка – несколько часов подряд. Калмыцкая степь – это пустынная, ровная до горизонта, местность, где на протяжении десятков километров нет ни единого человека; не видно также и животных. Правда, люди все же попадаются – это заставы на пустынных дорогах. Но что, и от кого здесь что-то охраняют, для меня осталось загадкой.

Дагестан. Фото 03. Дербент. Остатки старинной крепости

Здесь пощекотали нервы названия, знакомые по отчетам о боевых действиях с чеченцами – Кизляр, Хасавюрт и другие. В некоторых местах до границы с Чечней было не более 20-30 км. Проезжаем по мосту через небольшую речушку. Водитель говорит: «Этот мост был взорван боевиками, но теперь полностью восстановлен». Действительно, восстановлен. Но почему-то хочется, чтобы тебя здесь не было в тот момент, когда боевики надумают взрывать этот мост еще раз.

Люди здесь доброжелательные. Вспомнился эпизод. Подвозил меня водитель на самосвале – недалеко, всего километров двадцать. На обочине дороги продавали арбузы. Водитель остановился, купил здоровенный арбуз (8-10 кг), и мы поехали дальше. Я подумал: неплохой арбуз привезет водитель домой. Но вот машине нужно было сворачивать с основной дороги в сторону, на карьер. Водитель остановил машину и предложил съесть с ним арбуз. Вдвоем осилили мы только половину плода.

Запомнившиеся города – Махачкала (столица Дагестана), Дербент; примерно в 8-10 км от города находятся остатки старинной крепости (см. фото № 3 «Дербент. Остатки старинной крепости»).

Азербайджан. Фото 04. Баку. Пляж

Оригинально происходит пересечение границы России (Дагестан) и Азербайджана. Пеший переход границы здесь запрещен (лично мне непонятно почему – пограничные заставы расположены рядом, нет многокилометровой буферной зоны, как в некоторых других местах). Следовательно, границу нужно переезжать. Этим-то и пользуются местные водители. Здесь свой бизнес. Предлагают сесть в такси. И за проезд каких-то 100 м берут неплохие деньги – 100 российских рублей (около 20 гривен).

На окраине Баку расположен экзотического вида пляж (см. фото № 4 «Баку. Пляж»). В этом месте я был дважды (с интервалом в 1 сутки), и каждый раз дул сильнейший ветер (нужно хорошо упираться ногами в землю, чтобы устоять на месте).

В центре Азербайджана, по дороге в Грузию, по совету подвозившего меня водителя, попробовал местное национальное блюдо «пти».

Подается глиняная миска, заполненная кусками баранины и залитая же кипящим бараньим жиром. Съедается блюдо следующим образом. Потчующий блюдо посетитель харчевни отламывает от большого лаваша куски хлеба и заполняет глубокую тарелку. Из миски выливается в тарелку бараний жир. Получается своеобразное первое блюдо – типа супа. Затем в тарелку из миски перекладываются куски мяса – вот вам и второе блюдо.

Грузия. Фото 05. В кругу грузино-армянской семьи

На горной тропе встретился небольшой легковой автомобиль «Нива». А теперь вообразите, что в нем находилось восемь(!) человек: отец (хозяин семейства), его сын, невестка и еще пятеро детей.

Скорее по привычке я проголосовал: «Можно с вами?». – «Садись!» Увидев всех находящихся в машине людей, решил перевести разговор в шутку: «Разве что – на крышу». Но мне всерьез повторили: «Садитесь!». И мы, с сыном водителя, разместились на правом переднем сидении авто. Так проехали 5 км в гору. Выяснилось, что это грузино-армянская семья (муж – грузин, жена – армянка) (см. фото № 5 «В кругу грузино-армянской семьи»; на фото нет сына (он фотографировал), и невестки (постеснялась)).Семейство ехало смотреть местные достопримечательности, и пригласили присоединиться к ним. Я с готовностью согласился.

Мы посетили «дманиссткий сион» – кафедральный храм епископов (7 в.н.э.); сейчас действует как обычный храм. А затем было самое интересное. Года два назад в прессе промелькнуло сообщение, что в рамках археологических раскопок в горах Кавказа нашли останки прародителя евро-человека (около 2 млн. лет назад). Так вот, оказалось, что раскопки велись буквально рядом (100-200 м) от древнего храма. Сейчас здесь ведутся работы по защите места раскопок от чрезмерных любопытных (см. фото № 6 «Древнейшие европейцы» (плакат)) и фото № 7 «Артефакты археологических раскопок».

Фото 06. Древнейшие европейцы (плакат) Фото 07. Артефакты археологических раскопок

Армения.

От грузино-армянской границы до Еревана добрался «одним махом»: я «вписался» (в переводе с автостопного сленга означает: водитель взял меня с собой автостопом) в новенькую (с завода) жигулевскую «десятку», которую как раз перегоняли от границы в глубь Армении. Проехали горесноизвестный Спитак (разрушенный в 1989 году до основания); сейчас город полностью восстановлен. Но, учитывая вероятность нового землетрясения, дома здесь малоэтажные – не выше 4-х этажей. Фото 08. Армения. Вид на оз.Севан

На окраину Еревана подъехали уже затемно. Палатку поставил рядом с авто заправкой. Пока я устраивался на ночлег, мы непринужденно беседовали с одним из парней – работником АЗС. Когда рядом с нами никого не было, он как-то стеснительно спросил: «А как там, в Азербайджане?». В присутствии других людей такой вопрос запрещен; он будет считаться даже кощунственным: ответа на вопрос о Нагорном Карабахе пока не предвидится. Но молодой парень (на момент конфликта ему было 4-5 лет) хотя и понимает это умом, не может согласиться с этим на подсознательном уровне. Наверняка, кроме Армении он нигде не был. Любознательная натура хочет знать больше, чем ему позволяют. А я рассказал, что только что проехал весь Азербайджан. Вот парень и тянется к неведомому, хотя и запретному.

Знаменитое на весь Кавказ высокогорное озеро Севан (фото № 8 «Армения. Вид на оз.Севан») поражает своими размерами: огромные массы воды подняты в высокогорье. Фото 09. На границе Азербайджан-Армения

Из Еревана в Грузию я добирался горной дорогой. «Чужие», «гости» здесь редки. В одном горном селе местный житель даже спросил меня: «Как ты сюда попал?» (на Кавказе часто называют незнакомого человека на «ты»; к этому привыкаешь, обижаться не следует). На подобные вопросы у меня один ответ: «Я – турист».

На одном участке меня подвозили на армейском вездеходе, списанном еще в советское время. Взобрались на крутой перевал. Отсюда открылся вид на долину (фото № 9 «На границе Азербайджан-Армения»). Обычный пейзаж: горы, озеро. Если присмотреться, то можно увидеть, что слева и справа от озера расположены небольшие поселения. Так вот, как раз здесь проходит граница. Слева от озера – азербайджанское село, справа – армянское. Как они сосуществуют, мне не понятно: местных жителей расспрашивать об этом было бы не очень корректно. Страны до сих пор находятся в состоянии конфликта (чуть дальше мы проехали место, где прямо на обочине дороги находится пост военного автоматчика).

Снова Грузия.

Посетив Армению, вернулся в Грузию. Не считая авиасообщения, Грузия – это единственная возможность выезда из Армении во внешний мир. Снова вернулся в Тбилиси (см. фото № 10 «Тбилиси. Река Кура» и фото № 11 «Тбилиси. Памятник В.В. Маяковскому»).

Фото 10. Тбилиси. Река Кура Фото 11. Тбилиси. Памятник В.В.Маяковскому

Из Тбилиси направился в сторону Кутаиси. Проехал в этом направле-нии примерно 100 км, заночевал (городок «Карели»). На следующее утро проехал еще несколько км – до городка «Агара». Останавливаюсь на этом так подробно потому, что этот городок оказался знаковым для меня: от Донецка и до этого места я путешествовал исключительно «чистым» автостопом, то есть на всем маршруте я ни разу не воспользовался платным средством передвижения (кроме общественного транспорта в крупных городах, но это не в счет).

Путешествие автостопом имеет много достоинств, но при этом должно соблюдаться одно условие: наличие свободного времени. К этому моменту я свой лимит свободного времени исчерпал: нужно было торопиться на встречу с остальными участниками экспедиции. Именно поэтому я намеренно прекратил путешествие автостопом и воспользовался услугами рейсового (платного) транспорта: дальше я продолжал перемещаться с помощью автобусов; это быстро, но дорого.

Фото 12. Грузия. Поти Фото 13. Грузия. Батуми

Итак, автобусом добрался до побережья Черного моря. В рамках экспедиции «За три моря» посетил вначале г.Поти (см. фото № 12 «Грузия. Поти»), затем – Батуми (см. фото № 13 «Грузия. Батуми»). От Батуми недалеко уже (около 20 км) и граница с Турцией.

Турция.

Совершенно без проблем (виза – 20 долл.) пешком перешел границу Грузия-Турция. Забегая вперед, скажу, что все черноморское побережье Турции – от границы с Грузией и до Стамбула – гористое. Вдоль моря остается лишь узкая полоска побережья, шириной от 500 м до 1000 м. И почти все это побережье освоено, «оприлюднено». Здесь расположены и большие города, такие как Бартен, Синоп, Самсун, Трабзон, так и городки поменьше, а также бесчисленные небольшие поселения, виллы, частные дома. Фото 14. Турция. Черноморское побережье

Вот так (см. фото № 14 «Турция. Черноморское побережье») выглядит турецкое черноморское побережье вблизи границы Турции с Грузией. Фото 15. Турция. Трабзон

Не преминул я «продегустировать» турецкий автостоп. Получилось: после примерно 40 мин. ожидания меня подобрал микроавтобус. Подвез, правда, недалеко – до городка Хопа (около 20 км), но начало турецкому автостопу было положено. Я торопился, поэтому автобусом доехал до г.Трабзон (см. фото № 15 «Турция. Трабзон»). Был уже вечер, но мне удалось сесть на проходящий автобус, который направлялся в Стамбул. От Трабзона до Самсуна автотрасса идет вдоль моря, и до позднего вечера я любовался красочной иллюминацией побережья. От Самсуна основная дорога (автобан) поворачивает на юг, вглубь страны. Рано утром (около 5 час.), когда я проснулся, автобус уже шел среди гор.

Через несколько часов подъехали к Измиту (а это уже побережье Мраморного моря), и к 11 час. дня были в центре Стамбула (переехав предварительно по огромному мосту через Босфор с азиатской части города в европейскую).

Повторюсь: я торопился, и потому сразу же пересел на следующий автобус, который направлялся к границе с Грецией. К 19 час. добрался до поселка Ипсала. Оттуда пешком вернулся на трассу, а там еще 4 км. (тоже пешком) и вот я у самой турецко-греческой границы. Здесь же я встретился с остальными коллегами по путешествию (Виктор, Миша и Слава); то есть всего в команде нас было 4 человека.

Греция. Фото 16. Греция. Салоники. На автобане

Автостопное начало по Греции было неплохим. Двумя парами (по 2 человека, на двух фурах с турецкими водителями) мы переехали от турецко-греческой границы в г.Салоники (около 350 км) – второй по величине город Греции. Позже мы поняли, что этот успех скорее был исключением, чем правилом. А правило такое: греки автостопом не подвозят. Наш коллега Слава дополнил известное выражение таким образом: «В Греции есть все, кроме автостопа».

Уже находясь в Салониках, мы несколько часов пытались уехать автостопом дальше по маршруту. Ничего не получилось. Пришлось «топать» пешком по автобану (см. фото № 16 «Греция. Салоники. На автобане»). А это долго, жарко, нудно. Пришлось искать другой способ передвижения. Фото 17. Греция. Эгейское побережье

Поэтому поездом мы переехали на остановочный пункт г.Литохоро. Рядом (500 м) – побережье Эгейского моря (см. фото № 17 «Греция. Эгейское побережье»). Эгейском море – одно из самых соленых в мире. Соленость воды мы проверили на себе: лежишь на спине (на воде) без всяких усилий и движений – и вода держит тебя на поверхности. На побережье мы и заночевали. Фото 18. Греция. Литохоро

Утром следующего дня повстречали русскоязычного грека. На своем автомобиле он отвез (около 6 км) всех нас четверых непосредственно в г.Литохоро (см. фото № 18 «Греция. Литохоро»); он же был переводчиком в мэрии города. Заместителю мэра мы вручили красивую вазу, переданную нам в Мариуполе от общества греков в Украине.

В дальнейшем мы не раз встречали русскоговорящих греков, и они нам здорово помогали. Обычно – это люди из бывшего Советского Союза; в свое время они были высланы из центра страны в Сибирь, в Среднюю Азию. Фото 19. Греция. Олимп. Горные труженики

Литохоро – последний населенный пункт по направлению к горам Олимпа. Мы начали подниматься. Чтобы не сбиться с нужного направления (а в начале мы пошли по горной тропе, и как позже выяснилось, зашли бы в тупик, если бы вовремя не сориентировались) мы двинулись вверх по асфальтовой дороге. Здесь нам (последний раз в Греции) повезло с автостопом: всех четверых нас подобрала попутная легковая машина и «забросила» сразу на высоту примерно 1000 м, в горную базу Приони.

Дальше вверх шла только горная тропа, причем безводная, что несколько необычно для горных массивов: мы привыкли (например, на Кавказе), что с высоких гор обязательно стекает вниз какая-то речка. Но здесь было по иному.

Последний приют – на высоте около 2000 м. Грузы сюда забрасывают с помощью осликов (см. фото № 19 «Греция. Олимп. Горные труженики»).

К вечеру этого же дня мы поднялись довольно высоко в горы (примерно до отметки 2500 м) и заночевали в так называемом «цирке» – это относительно ровное место, окруженное со всех сторон горами.

Поднятие флагов на Олимп. Фото 20. Горы Олимпа

Для справки: в Греции нет одиночной горы под названием «Олимп». Есть горная система Олимпа, которая включает целый ряд гор. Самая высокая из гор Олимпа – гора Митикас (2918 м над уровнем моря). Наша цель – подняться на вершину этой горы. Технически подняться туда не очень сложно. Любой физически здоровый человек это может сделать. Правда, при условии, что камни гор будут сухими. Иначе, нужно подниматься с использованием веревок. Нам в этом плане повезло: все эти дни стояла жаркая сухая погода, камни гор были сухими, и обеспечивалось хорошее сцепление ног и рук со скалами. Фото 21. За нами – гора Митикас

Поставленную задачу мы выполнили. 29 июля 2007 г. около 11 час. утра мы все вчетвером поднялись на вершину горы Митикас. На самой вершине развернули флаги – Украины, Донецкой обл., Херсонской обл., флаги некоторых организаций и учреждений. На вершине был развернут также флаг Донецкого национального технического университета.

Представление о горах Олимпа дают фотоснимки: №20. Горы Олимпа; №21. За нами – гора Митикас; №22. Все флаги – на Олимпе; № 23. Флаг ДонНТУ – на Олимпе; №24. Олимп. Часовня на горной тропе. Фото 22. Все флаги – на Олимпе

Выполнив основную задачу – подъем флагов на высшую точку гор Олимпа, мы начали спуск. У альпинистов бытует мнение: спуск с гор зачастую дается труднее, чем подъем. Мы это сполна испытали на себе, причем там, где этого не ожидали.

Вскоре после начала спуска от основной группы отделился Миша Давыдов. Альпинист и хороший горный «ходок» он легко ушел от нас вперед: наш темп ему был слабоват. Фото 23. Флаг ДонНТУ – на Олимпе

Без проблем спустились до высокогорного приюта (на высоте 2000 м), и еще ниже (примерно до отметки 1500 м). Заночевали. Утром быстро добрались до горной базы Приони (1000 м). Дальше вниз уже вела асфальтированная дорога. Но идти по дороге было не интересно – по ней мы уже проезжали. Поэтому решили спускаться вниз вдоль речки, которая появилась из какого-то ущелья именно в Приони. Фото 24. Олимп. Часовня на горной тропе

В 10 час. утра начали спуск из Приони. Поначалу тропинка вела вниз с небольшим уклоном. Но вскоре началось такое... Река пробила себе дорогу среди отвесных скал. Тропинка как бы повторяла срез обступавших реку скал. На практике это вылилось в следующее. Тропинка опускалась вниз, до самой воды. Затем через мостик переходила на другой берег (впрочем, иногда оставалась на том же берегу). Затем начинался подъем до самого верха примыкавшей к реке скалы (иногда на высоту до 100 м). Затем тропинка уходила вниз, до самой воды. Далее начинался новый виток: дорога уходила вверх, до самой вершины, затем спускалась вниз до реки – и так много-много раз. Это изматывало и физически, и морально: все же мы вроде бы спускались вниз реке, а на деле – бесконечные подъемы-спуски. Не сговариваясь, делаем единодушное заключение: «задолбало». Спускались мы буквально целый день: на окраину Литохоро добрели только к 21 часу. Конечно, на низкой скорости перемещения сказалась общая усталость от горного перехода. Фото 25. Греция. Рыбацкие сети

Ночной Литохоро отдыхал – после жаркого дня. Заполнены все кафе, «тусуется» молодежь. Пытались «стопить» – ничего не получилось. Пешком, на одном дыхании, прошли около 6 км до побережья. Заночевали на том же месте, что и по приезду в Литохоро (см. фото № 25 «Греция. Рыбацкие сети»).

Утром, после ночевки, обнаружили, что недалеко по побережью стоит палатка Миши Давыдова. Рассказали друг другу последние новости. Около полудня Миша вновь отделился от нас. Он торопился навестить своих знакомых в Греции. Уехал на поезде в Салоники. Больше за границей я его не видел. Дальнейшую часть путешествия по Греции и (частично) по Турции мы проделали втроем: Виктор Слюсаренко, Вячеслав Галиченко и я.

После завершения основной задачи – подъема флагов на Олимп – и так как срок визы еще не закончился, у нас появилась возможность посетить еще какие-то примечательные места в Греции. И мы поехали в Афины – поездом. Ибо к этому времени мы окончательно убедились, что, как правило, автостоп в Греции «не работает». Да, и в Греции нас подвозили, но это, как исключение. А надеяться на исключение, на случайность – не стоит. К тому же, перемещаться по железной дороге дешевле, чем на автобусе.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Rambler's Top100
Greece ornamentation