Интересное: Глеб Травин

Материалы путешествий, не выделенных в отдельный форум и сообщения об интересных путешествиях наших друзей, гостей. Ссылки про рассказы о них на других сайтах.

Модераторы: Viktor, Slava, kros

Аватара пользователя
Viktor
Сообщения: 5543
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
Откуда: Донецк

Интересное: Глеб Травин

Сообщение Viktor »

#
Г.Л.Травин - IMG-20240304-WA0009.jpg
Г.Л.Травин - IMG-20240304-WA0009.jpg (26.26 КБ) 422 просмотра
Этот красавец на фотографии - не голливудский киногерой 30-50-х прошлого века.
Это Глеб Травин, наш соотечественник. И, если бы он жил, например, в Америке, про него сняли бы кучу фильмов, а сегодня - и многосезонный сериал.
Но про него забыли.
А между тем Травин сделал то, что никто не смог сделать после него, тем более до: он совершил 85-тысячекилометровое путешествие на велосипеде вдоль границ всего Советского Союза. 40 тысяч из них — по побережью Северного Ледовитого океана, от полуострова Ямал до мыса Дежнева — безумие, на которое не отважился ни один человек за всю историю. На обычном дорожном велосипеде - никаких передач и шипованной резины, никакого навигатора, термобелья, рации. В одиночку.
Хоть Травин умер относительно недавно (в 1979 г), известно про него немного. Есть книга, которая описывает его путешествие, есть обстоятельный очерк, несколько заметок и статьей разной степени давности. Но в его случае этого явно недостаточно.
Вивиан Итин, первый из авторов, написавший о Травине, был впоследствии репрессирован и расстрелян. После этого родственники Травина уничтожили весь архив путешествия, опасаясь любых связей с осужденным писателем (думаю, гораздо больше они боялись обвинения в сборе данных на иностранную разведку - и родных понять можно). Фотографии, дневник - все исчезло, не оставив ни малейшего шанса на подробности. Да и «настоящим» путешественником или профессиональным спортсменом Травин не был. Не было никакого практического или научного смысла в его путешествии.
Не оценили.
Сын дворника из Пскова, молодой командир Красной армии, только что уволенный в запас, 26-летний Глеб Травин, мечтавший о кругосветном путешествии, и на Камчатку попал весьма авантюрным способом - после армии воспользовался правом бесплатного проезда на родину, но в качестве родного города назвал не Псков а Петропавловск-на-Камчатке. В представлении жителя Пскова - край света, самый дальний город страны.
Травин понимал, что выехать из страны не разрешат, изменил планы о кругосветке и задумал объехать вдоль границ молодого Советского Союза - для тренировки кругосветки. Объявив свой поход пропагандой физкультуры, под шумок первой пятилетки Травин выпросил у исполкома Петропавловска-на-Камчатке отличный американский велосипед, дорожный Princeton, красный с белыми эмалевыми стрелами на раме. Кроме велосипеда, Травину повезло заиметь и камеру Kodak — с его помощью было сделано немало уникальных кадров, из которых уцелели очень немногие. На этом сборы Травина завершились.
Теплых вещей не брал, так как был человеком чрезвычайно закаленным, обладавшим походным опытом и редким здоровьем. Шорты, майка, трико и легкая куртка. Вместо шапки — длинные волосы, которые он специально отрастил перед поездкой. Из запасов еды — только галеты и шоколад. Немного денег. Для Травина было важно отправиться налегке, не обременять себя бытовыми удобствами.
В октябре 1928 года велосипедист выехал из Владивостока, добрался до Хабаровска и повернул на запад — вдоль Транссибирской магистрали к Байкалу.
От Новосибирска — на юг, в пустыни и горы — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. Жесткий режим — не менее восьми-десяти часов в седле, еда и вода два раза в день — в шесть часов утра и в шесть часов вечера. Ел то, что мог добыть на местности охотой и рыбалкой, спал ровно там, где застанет ночь, на голой земле, подложив под голову свернутую куртку.
Достиг Каспия, пересек его на пароме, перевалил через Кавказ, добрался до европейской части страны — этот огромный отрезок Травин вспоминал как приятную прогулку. Ни безводная пустыня, ни горное ущелье, кишащее змеями, ни нашествие полчищ саранчи не шли ни в какое сравнение с тем, что ждало его на Севере.
В ноябре 1929 года путешественник добрался до Мурманска. Оттуда начался отрезок пути в 40 тысяч километров, которые он проедет вдоль побережья Северного Ледовитого океана, большую часть пути - прямо по его лишь кое-где гладкой замерзшей поверхности.
Проснувшись после ночлега в районе острова Долгий, Травин обнаружил, что его сапоги и новый меховой комбинезон, которым он разжился в одном из северных селений, вмерзли в лед — спал он, как обычно, зарывшись в сугроб, ночью из трещины выступила морская вода, пропитала шерсть и застыла.
При помощи ножа Травину с трудом удалось выбраться, но вещи были безнадежно испорчены — комбинезон превратился в лохмотья, насквозь прорвалась подошва сапог, которые и без того уже приходили в негодность. Почти сутки велосипедист без остановки мчался в поисках жилья. Когда, наконец, Травин ввалился в ненецкий чум, ноги были сильно обморожены. Опасаясь гангрены, он решил, что потемневшие и распухшие большие пальцы лучше ампутировать, и тут же отрезал их ножом. Глядя на это, ненцы решили, что перед ними не человек, а дух. Так по окрестностям распространилась весть — едет по тундре сам черт на железном олене. Сам питается древесным углем, а оленю и вовсе не нужна пища.
Подъезжая к полуострову Таймыр, Травин провалился под лед. Первым делом он вытащил велосипед, затем выбрался сам, насквозь мокрый. Снял мокрую одежду, растерся снегом и голый зарылся в сугроб — единственное укрытие на многие километры вокруг. Сколько сидел там, дожидаясь, когда на морозе обсохнет его одежда, неизвестно. Затем Травин надел еще мокрые вещи и в течение нескольких часов бегал по окрестностям, высушивая их собственным теплом. Неподалеку он нашел груду оленьих туш, сваленных местными охотниками, забрался в нее и безмятежно спал, радуясь, что наконец выдался случай отдохнуть в тепле…
А вот отрывок из его воспоминаний, чудом сохранившийся в заметках репрессированного Итина:
"Наконец я выбил из ствола застрявшую гильзу и снова выстрелил. Медведица застыла на отвесной скале с вытянутой шеей.
С трудом добрался я до своей добычи. И тогда понял, почему медведица не нападала. Она спасала своего медвежонка. Материнский инстинкт оказался сильнее инстинкта хищника.
Я спустил медведицу за лапу на лед, освежевал. Шкура ее оказалась длиной в шесть шагов. А медвежонок был совсем маленький. Я забрал его с собой и путешествовал с ним полтора месяца.
Мы подружились. Я назвал его Мишуткой. Мне с ним было и веселее, и теплее в пути. Спали мы вместе, прижавшись друг к другу. Медвежья шуба мохнатая, хорошо греет. Только со сна медвежонок пытался иногда укусить мне руку. Нельзя было снимать рукавиц.
Питались мы с ним вместе, в основном рыбой. Однажды во время завтрака он укусил мою руку — я рассердился на него и решил наказать. Я забросил его за высокий торос, чтобы он не видел меня, а сам сел на велосипед и поехал по плотному снежному насту. Мишутка тут же начал кричать: «Вакулику! Вакулику!» Дескать, прости меня.
Он догнал меня, кувырк под переднее колесо и весь день никуда от себя не отпускал. Видно, и в самом деле испугался остаться один.
Я путешествовал с медвежонком до Певека. Здесь местные жители — чукчи не меньше, чем велосипеду, подивились дружбе человека и медведя. У чукчей медведь — священное животное.
В Певеке я с ним остановился у хозяина фактории. Мишутка, как всегда, сердясь во время еды, опрокинул на пол миску с горячим супом, которым угостил его хозяин. В наказание я выпроводил медвежонка в сени. Но хозяин очень беспокоился за него и уговорил меня постелить в сенях медвежью шкуру, чтобы Мишутке было теплее. Утром мы обнаружили медвежонка мертвым. У меня было несколько медвежьих шкур, и я по ошибке постелил ему шкуру его матери. Теперь уже мне захотелось сказать Мишутке: «Вакулику!»
С тех пор белых медведей я больше не убивал. Стыдно стало уничтожать такого огромного и редкого зверя ради нескольких килограммов мяса, которые я мог съесть или взять с собой в дорогу.
Мне дорого любое живое существо. Я убивал зверя только по необходимости. Меня природа тоже могла убить, но пощадила. Пощадила, потому что я уважительно отнесся к ней, стремясь постигнуть и применить ее законы."
В июле 1931 года Травин добрался до мыса Дежнева — крайней точки северо-восточной части России. Там он соорудил скромный памятный знак в честь окончания полярного перехода и сразу же принялся отправлять телеграммы — вновь просил разрешения выехать за границу, чтобы не медля продолжить путешествие — проехать по западному побережью обеих Америк, достичь Огненной Земли, переправиться в Африку, пересечь Сахару и Аравию, оттуда — в Индию и Китай, чтобы через Тибет и Монголию вернуться в Россию. Ответная телеграмма в выезде отказывала и предлагала с ближайшим судном вернуться в исходную точку своего путешествия. В августе на китобойном пароходе Травин вернулся на Камчатку.
Что было дальше? Травину вручили вымпел с памятной надписью: «Камчатский облсовет физкультуры активному ударнику физкультурного движения Камчатки». И значок ГТО. Номенклатурный писатель Викторин Попов, посвятив Травину главу в своей книге про Север, назвал ее «Никчемный герой» — пока страна выполняла пятилетку в три года, тот прохлаждался неизвестно где. Травин вернулся к обычной жизни, состриг волосы, работал монтером на электростанции, инструктором, преподавал военное дело.
Умер Глеб Леонтьевич Травин, один из величайших русских путешественников, всеми забытый в 1979 году в маленькой квартирке в родном Пскове.
Сейчас о нем вспоминают только завсегдатаи велофорумов. Вспоминают и снова принимаются критиковать рамы, вилки, ободья — эти ломаются, эти гнутся. А допотопный «Принстон» прошел 85 тысяч километров, преодолел пустыни, горы, Арктику — и ничего. А с ним и Глеб Травин — великий путешественник, про которого когда-нибудь обязательно должны снять фильм. На родине.©️
Будь счастлив - путешествуй.
Аватара пользователя
Viktor
Сообщения: 5543
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
Откуда: Донецк

Re: Интересное: Глеб Травин

Сообщение Viktor »

Информацию про Глеба Травина прислал мне Юрий Кочуров, с которым я познакомился в Донецком клубе путешественников.
Я приглашал его выступить у нас.
Позже была ещё одна встреча с ним по видеосвязи.

[04.03, 14:16] Viktor: Спасибо большое Юрий! Читал о нем давно в Советском спорте.
[04.03, 14:21] Viktor: Кроме него по границам СССР пешком обошли муж с женой (забыл их фамилию). Их поход сопровождала газета Советский спорт. Несколько лет следил за их путешествием
Они обходили СССР против часовой стрелки.
[04.03, 14:23] Viktor: С интересом прочёл.
Спасибо!
[05.03, 14:51] Юрий Кочуров: А я об этом услышал впервые.
Потрясающий человек.
Неужели это правда и он все это преодолел.
Невероятно!!!!
[05.03, 16:49] Viktor: Согласен. Потрясающий!!!
Но, ты тоже, в отличии от многих, интересный велопутешественник. Мы, в ДКП часто вспоминаем тебя.
Так что, будь счастлив, - путешествуй!
[05.03, 17:50] Юрий Кочуров: Спасибо, Виктор, на добром слове.
Дай Бог встретимся.
Будь счастлив - путешествуй.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя