На разведку в Старобельск
Надо ехать в разведку
В пятницу 15.01.2010 во время обеденного перерыва подумал о том, что уже пол месяца Нового года прошло, а я нигде не был.
Почему-то вспомнил о предстоящем походе:
Viktor писал(а):
в этом сезоне предлагаются следующие походы выходного дня:
…
- На родину Гаршина (ориентировочно в марте, в рамках «Тренировочных походов Зима 2009-2010»);
…
и о том, как его осуществить. В голове родилась идея съездить в разведку.
Туда в Старобельск удобнее всего ехать 386-м поездом «Мариуполь - Воронеж». Но поезд этот ходит по дням. Загадал, что если сегодня есть такой поезд, то поеду.
На сайте «Укрзалізниці» выясняю, что именно 15-го поезд есть. Деваться некуда. Такие совпадения бывают не часто.
В путь
К концу рабочего дня в голове уже созревает план поездки. Звоню нескольким друзьям, но они не готовы собраться и ехать уже через 2 часа. Я же решаюсь ехать.
После работы спешу домой. Быстро собираюсь и уже в 19:07 выезжаю 386-м поездом «Мариуполь - Воронеж» до Старобельска. В пути успеваю выспаться.
На станции Старобельск
Уже в 02:15 я на станции Старобельск. Вокруг тихая ночь, лежит снег.
Сама станция открыта еще в 1931 году. Чистое, теплое помещение. Два зала ожидания. Но сейчас ночью открыт один. В нем 4 лавки с выдавленными в пластике сидениями, по 5 с каждой стороны.
От станции к центру города ходу 25-30 минут, но на улице еще ночь. Посвящаю время изучению способов приезда и отъезда.
В Старобельск на поезде можно приехать:
- Как сделал это я, 386-м поездом «Мариуполь - Воронеж» в 02:11, но поезд ходит по дням, 7 раз в месяц по 3,7,11,15,19,23,27 числах. Обратно на следующий день по 4,8,12,16,20,24,28 числам каждого месяца. Если рассчитывать на суточное пребывание в Старобельске, то использование этого поезда удобно, приезд в 02:11, а ч/з сутки отъезд в 02.53;
- Поездом Луганск – Москва в 19:25;
- Электричкой Сентяновка (4:40) – ч/з Луганск (6:20) – Старобельск (9:41)
- Электричкой Родаково (17:30) – ч/з Луганск (18:13) – Старобельск (21:45)
Из Старобельска на поезде можно уехать (имею ввиду, в сторону Донецка):
- 386-м поездом «Воронеж - Мариуполь» в 02:53 по 4,8,12,16,20,24,28 числам каждого месяца;
- Поездом Москва - Луганск в 12:07;
- Электричками Старобельск – Родаково в 5:50 и 17:45.
Узнаю у кассира, что если спать в воронежском поезде до Лантаровки, что на границе с Россией, или даже до Белокуракино, то на обратную электричку не успеваешь.
Коротаю время до утра. До пол шестого дремал на лавках. Спать на них не очень удобно, хотя некоторые умудрились лечь. Кроме меня, здесь еще 4 человека. По приходу электрички из Лантаровки в 5:35, жизнь на станции оживает. Те, кто ждал, сели в нее, что бы в 5:50 уехать в сторону Луганска и Родаково. Зато вышло много сельчан, которые приехали на базар. Все они не спешат уходить в город. Ждут рассвета. Объясняют, что в темноте много хулиганья и ходить опасно.
Знакомство со Старобельском
В 6:20 начало светать. Люди пошли в сторону рынка. Пошел с ними и я. По заснеженным утренним улочкам за полчаса мы дошли до
автовокзала. Здесь
рядом и рынок, который по ценам не отличается от рынков Донецка. Я заметил, что только хлеб здесь немного дешевле. Но целью моей был не рынок. И я отправился в центр.
Старобельск основан еще в 1686 году. Но еще до этого в 1650 году здесь был создан сторожевой пост для защиты от набегов крымских татар. С тех пор и ведет свою летопись город.
Узнал, что в разное время он относился к Острогожскому казачьему полку, к Слободско-Украинской, Воронежской и Харьковской губерниям. В течение нескольких дней во время войны
Старобельск был даже
столицей Украины. Это был первый из освобождённых от фашистов город на Украине.
Говорят, что якобы в городе спрятаны награбленные
сокровища Нестора Махно, который долгое время находился в городе. На эти деньги Махно собирался строить свою республику. Местные жители считают, что точку в истории казны Махно ставить рано. Клад этот толком никто не искал.
Еще в старые времена в городе была создана
сеть подземных ходов. Они соединяли женский монастырь и городские церкви. Ширина их такая, что там может свободно проехать запряженная лошадью подвода. Входов много, но в целях безопасности все они заложены. Единственный открытый вход в подземелья остался на территории женского монастыря, но посторонних туда не пускают. Многие тайны подземных ходов Старобельска до сих пор остаются не разгаданными.
В Старобельске «родился» персонаж Ильфа и Петрова из «Двенадцати стульев»
Остап Бендер. Читая книгу, можно встретить много местных названий. Этому произведению посвящен
памятник «Дяденька, дай десять копеек ..».
В конце XIX века некий
Бутков Я.В. насадил
Сосновый Бор вокруг Старобельска. До этого здесь господствовали пустынные песчаные барханы.
Позже им были высажены деревья, окаймляющие Днепрострой в Запорожье и зеленые насаждения Кремля и Александровского сада в Москве, чем гордятся старобельчане.
После Русско-Турецкой войны 1853—1855 гг. для оставшихся вдов, невест, потерявших женихов, стариков и детей-сирот в Старобельске в 1862 году была основана женская община, а позже открыт
женский монастырь, который действует и сейчас. Прекрасны его
храмы Святой Троицы и Трипрестольный собор скорбящих в радости.
После смерти императора Николая Первого в Старобельске в 1858 году был построен
Николаевский Храм, который и сегодня украшает город.
В Старобельске есть
два аэродрома: военный аэродром под Телевышкой (называемый в народе «Голливудом»), и аэродром сельскохозяйственной авиатехники. Работает
Старобельский факультет Луганского педуниверситета.
Город огибает
река Айдар.
В Старобельске сохранился дом, в котором жил
В.М.Гаршин – писатель, знакомый многим путешественникам автостопом, т.к. именно он написал
рассказ о первом автостопщике. И называется он «Лягушка-путешественница»
. Собственно имя Всеволода Михайловича Гаршина и стало первопричиной нашего будущего похода.
Гаршин наш земляк, так как родился в имении Приятная Долина Бахмутского уезда, ныне это Донецкая область, что
дает некоторые
основания считать наш край родоначальником автостопного движения в мире . Об этом еще в1887 г. в указанном произведении и сообщил нам Гаршин. Хотя почему-то многие считают родиной автостопа Америку 20-х годов ХХ-го столетия. Все это случилось намного раньше. И не в Америке, а у нас.
Если побыть в Старобельске подольше, то и узнать можно побольше.
Походил по его улицам.
Посетил педуниверситет и лицей при нем.
Местный музей оказался закрытым на реставрацию.
Послушал воскресную службу в храме Святой Троицы, что в женском монастыре и окончание литургии в Николаевском храме.
Побывал у
памятников
Гаршину и
Остапу Бендеру. В городе видел и другие памятники, не буду их перечислять.
В местной
гостинице «Айдар» узнал о ценах (от 60 до 90 грн. и люксы за 250 грн. на двоих ) и условиях проживания. Визитка поможет нам заказать номера здесь, при необходимости.
Заглянул на муры подземных ходов
у подвесного моста через речку Айдар, которая сегодня покрыта льдом и снегом.
Здесь за речкой хорошая посадка. В ней удобное
место для установки палаток.
В городе много уютных кафе, есть даже уютные с демократическими ценами пивбары, которые в Донецке практически отсутствуют. В местном кафетерии ел слобожанский борщ, который не уступает украинскому.
Город оставил у меня приятное впечатление.
Встреча с А.Н.Степановым
С Александром Никоноровичем я знаком со школы. Еще, когда я учился в 7-8 классе, он стал моим первым учителем фотографии. Работая на шахте им. Ильича в городе Кадиевке, он в подшефной школе №16 вел фотокружок. Там мы и познакомились. Интересное было время и о нем можно много рассказывать.
Увлечение здоровым образом жизни стало главным посылом переезда Александра Никоноровича в с. Подгоровка, Старобельского района после выхода на пенсию.
Круг его интересов в этой теме широк. Увлекается он и пирамидами, а я недавно вернулся из путешествия в Тибет, где посещал самую загадочную пирамиду на Земле – гору Кайлаш.
Нам было о чем поговорить. Созвонившись. Мы встретились в Старобельске.
Относительно будущего нашего похода, Александр Никонорович пообещал разыскать местного Старобельского краеведа, о котором я успел здесь наслышаться. Будет очень интересно встретиться с ним.
Время за разговором пролетело быстро так, что мы даже не заметили, как прошли мимо вокзала и заблудились. Пришлось спрашивать дорогу у местных жителей.
Моя разведка в Старобельск заканчивалась.
Прогулка по Луганску
Приехав в Луганск, я решил не торопиться с отъездом в Донецк. Выбрав для себя последний поезд в донецком направлении «Луганск - Симферополь», я получил свободных 3 часа для прогулки по городу. Раньше я здесь неоднократно бывал. Центр Луганска от вокзала рядом. Поэтому пешком прошелся к горисполкому и памятнику Ворошилову. Мимо телецентра вышел на Советскую улицу. Здесь на площади у домов со шпилями памятник Т.Шевченко. Интересно кто собирается у него. В Донецке у памятника Т.Шевченко собираются путешественники.
Прошелся мимо обладминистрации к театру. Здесь увидел, как разбирают главную елку города, а значит, Новый год заканчивается. У бюста В.В.Шевченко, бывшего секретаря обкома, вспомнил былые успехи Луганской «Зари». В то время это конечно были не единственные успехи.
Вернувшись на Советскую, на месте больницы я увидел и посетил новый православный храм.
На ул. Оборонной в торговом центре «Россия» поужинал в «Ресторанчике» с демократичными ценами. Это было очень кстати, так как мороз в Луганске крепчал, и требовал согреться.
На вокзал возвращался через Красную площадь.
Возвращение с впечатлениями
В поезде, после прогулки по морозу, тепло и уютно. Разделся, лег в постель и спал до самого Донецка. Таким образом, испытав свой проект использования ЖД в качестве гостиницы. А уже в час ночи спал дома.
Прошло чуть более суток. А я еще раз доказал себе, как важно менять обстановку. Кажется, что так много событий произошло за это время. Их смена и есть настоящий отдых.
Прошел только один день выходных. А впереди еще целое воскресенье.
Так что, если хочется отдохнуть, не сидите дома.