13-й день.
13 августа 2009 г., четверг.– Шираз – Казерун – Боразджан – Бушир.
Город
Шираз.
6-00. Подъем. Сборы.
8-42. Вышел из гостиницы. На фото виден вход в гостиницу и надпись «PARS», что означает принадлежность к «дешевой гостинице». Это название «Pars» еще сыграет со мной злую шутку через несколько дней, в г. Керман (см. далее).
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Шираз_Вход в отель</TD></TR></TABLE></CENTER>
8-45. Такси [$(3+2=5)]. С выездом из города почти повторилась предыдущая история. С таксистом я договариваюсь (за $3), что он отвезет меня на выезд из Шираза в направлении города Бушир. Приезжаем. Смотрю, что-то не то. Мы находимся где-то в центральной части города, около автостанции, откуда идут автобусы на Бушир. Объясняюсь с таксистом. - «А, так вам нужно попасть на выезд из города? (Как будто мы с самого начала не толковали с ним на эту тему). Тогда вам нужно брать еще одно такси». (Смотрю - заколдованный круг). – «А вы можете отвезти меня туда (на выезд из города?)» - «ОК, 2 доллара (США)». Делать нечего – время дороже. Итого заплатил 3+2=5 долларов (США).
Уличные продавцы торгуют прямо на проезжей части дороги.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Шираз_Уличные продавцы</TD></TR></TABLE></CENTER>
9-17. И действительно, таксист довозит меня ближе к окраине города, где уже просматривается выездная трасса. Иду по направлению выезда из города.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Шираз_Южный выезд</TD></TR></TABLE></CENTER>
9-25. Купил и сразу же начал пить колу (1,5 л стоит $0,7).
10-02. Стал
участником интересного
эпизода. Иду я, как всегда, по правой стороне дороги, время от времени оглядываясь и голосуя. Вдруг замечаю, что с левой (противоположной) стороны дороги какой-то мужчина в неизвестной мне форме энергично машет мне руками, явно требуя остановиться. Я остановился, подошел к невысокому барьеру, разделяющему обе полосы дороги. Туда же подошел и мужчина. Не понимая, в чем дело, спрашиваю: - «Полиция?» - «Нет».
Чуть позже ситуация прояснилась. Оказалось, что мужчина – служащий какой-то фирмы, выполняющей мелкий ремонт и обслуживание автомобилей на дороге. Видно, я заинтересовал мужчину необычностью своего появления на дороге в этом месте. Подобного он явно не видел. Мужчина угостил меня (хотя в данном случае я отказывался) ломтиком дыни (вкусной) и холодным апельсиновым напитком (ну очень здорово по такой жаре!). За угощение я предложил ему деньги. Он отказался.
Увидел на моей руке часы (неплохие, настоящие японские, исправно служат мне до сих пор уже несколько лет) и всеми своими действиями (мы больше общались жестами, чем словами) стал показывать, что хочет обменяться часами. Раскрепил браслет, и прокручивая браслет с часами вокруг своей кисти, как трещотку, протянул мне. Я категорически (опять же жестами, вовсю отрицательно мотая головой) отказался – в походе без часов, как без рук. А какие часы я получу в обмен, еще вопрос. Попрощался, ушел дальше.
10-18. Исходное положение.
10-26.
Первый автостоп. Водитель Мохтар на грузовике фирмы Бенс (Германия).
11-06. Проезжаем реку Поль-Карабах (если я правильно расслышал название). Вода явно зеленого (темно-зеленого) цвета.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Шираз-Казерун(1)</TD></TR></TABLE></CENTER>
Сейчас мы примерно на полпути между городами Шираз и Бушир (по 150 км в каждую сторону).
Иногда мечети строят вне больших городов, около маленьких поселков, прямо у подножья скал. На фото видно, как облицовывают минарет строящейся мечети.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Шираз-Казерун(2)</TD></TR></TABLE></CENTER>
11-30. Водитель пил воду и предложил мне. Я не мог отказаться (иначе обидел бы его). Выпил 200 г холодной воды из бутылки водителя. Утоляет жажду. Но я рисковал: вода-то была сырая (не кипяченая), из неизвестно какого источника. (Это был единственный раз в поездке, когда я пил сырую воду). Местные к своей воде привычны, но приезжему такую воду пить опасно – можно подхватить какую-либо заразу (инфекцию). Со мной все обошлось.
В горах дорога «петляет» серпантином.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Шираз-Казерун(3)</TD></TR></TABLE></CENTER>
11-40. Перевал – высота примерно 500 - 600 м. Ведь мы пересекаем горный район. Всего здесь проложено 7 туннелей.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Шираз-Казерун(4)</TD></TR></TABLE></CENTER>
Бросается в глаза, что почти все туннели – темные, без освещения. Конечно, это уменьшает затраты на их прокладку. С другой стороны, это очень неудобно для водителей, особенно в случае какой-то аварии. Я свидетель: в туннеле ремонтировался грузовик, а освещение обеспечивалось аккумулятором самой ремонтируемой машины.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Шираз-Казерун(5)</TD></TR></TABLE></CENTER>
Трасса идет на подъем. Оригинальная форма гор, не правда ли? Как будто кто-то по очереди насыпал вершину за вершиной. Что-то подобное можно увидеть в крупных морских портах; например, склады угля, предназначенного для дальнейшей отправки. Но уголь складировали люди, а горы кто?
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Шираз-Казерун(6)</TD></TR></TABLE></CENTER>
12-05. Нашу машину остановил дорожный полицейский. Водитель вышел из кабины, а когда вернулся, рассказал, что его спрашивали обо мне, и он ответил, что я – его знакомый. (Почему он так ответил, можно только догадываться. Мы ведь совершенно незнакомые люди. Может, водитель опасался, что если он скажет правду (что мы незнакомы), то его могут как-то наказать – оштрафовать, например). Меня к себе полицейский не подзывал, и мы поехали дальше.
12-12. Чувствуется, что мы уже выехали на равнину.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Шираз-Казерун(7)</TD></TR></TABLE></CENTER>
В горах была более благоприятная температура, а здесь уже – жара.
12-20. Вдалеке видно соленое озеро.
12-40. Город
Казерун (Kāzerun). Здесь я попрощался с водителем и пошел по городу вперед.
13-17.
Второй стоп. Рядом со мной остановилась легковушка, в ней двое молодых парней. Остановились они ради любопытства – поинтересоваться, что же это (то есть я) такое. Я им кратко рассказал, кто я, куда еду. И они согласились меня подвезти. Правда, недалеко, до окраины города (около трех километров)– но и на том спасибо.
13-22. Вышел из машины. Парни повернули назад, а я пошел вперед.
13-43. Исходное положение – выезд из города.
13-50. Третий стоп. Как я очутился в машине на этот раз? Рядом с тем местом, где я голосовал, прямо на проезжей части дороги лежало что-то в картонной упаковке. Я «это» не трогал, прохаживаясь взад-вперед около своего рюкзака. Через несколько минут подъезжает мини-грузовичок с открытым кузовом, доверху наполненным подобными коробками, разворачивается, останавливается. Из кабины вышел парень (не водитель), подобрал коробку и положил в кузов. А я тем временем подошел к водителю, переговорил с ним, и он согласился меня подвезти. Я сел в кабину (третьим, помимо водителя и его напарника), а рюкзак положил в кузов. Я немного побаивался – не слетит ли мой рюкзак по дороге. Водитель меня успокаивал: - Будет все в порядке! Так оно и вышло, рюкзак не выпал.
14-14. Какой-то поселок. Наши пути с водителем расходились. Машина остановилась прямо на площадке автостанции. Я вышел из кабины, раздумывая, как поступить дальше, сразу идти на выход из поселка, или постопить прямо здесь. Через несколько минут ко мне подошел «мой» водитель и сказал, что он договорился (совершенно без моей просьбы) с водителем автобуса, и меня отвезут в Бушир.
14-32.
Четвертый стоп. Так все и вышло. Автобус был полон людей, но водителя не было. Я стоял около автобуса и ждал. Появился водитель, сам подошел ко мне и пригласил в салон. Я уточнил у водителя, действительно ли я еду автостопом (бесплатно). Тот подтвердил. Я устроился в задней части автобуса у окошка, и мы поехали. Автобус современный – кондиционер, 2 телевизора.
14-56. Здесь (на фото) также оригинальная форма гор: как будто кто-то копал землю огромной лопатой и разбрасывал комья земли вокруг. В итоге получились горы с вершинами в виде холмов.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Казерун-Боразджан(1)</TD></TR></TABLE></CENTER>
Замечание.
Я прямо-таки очарован горами Ирана (а повидал я немало гор к настоящему моменту). Такого разнообразия конфигураций гор я не видел нигде. Был бы я геологом, то придумал бы какую-то классификацию этих гор. Они мне очень понравились. Снимал я их на фото без конца. В отчете привожу лишь самую малость.
Изредка среди гор встречаются невысокие кусты.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Казерун-Боразджан(2)</TD></TR></TABLE></CENTER>
Вот каменистое русло пересохшей речки.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Казерун-Боразджан(3)</TD></TR></TABLE></CENTER>
15-20. Проехали реку Руд-э-Далак (Rud-e-Dālak).
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Казерун-Боразджан(4)</TD></TR></TABLE></CENTER>
Эта речка, зеленоватого цвета, течет по-над горой. Мелкая: посреди русла видны выступающие из воды камни. Купаются мальчишки.
15-40. Появились плантации финиковых пальм. Чувствуется, что это прибрежный (приморский) район с жарким климатом (в нежарком климате финиковые пальмы не растут).
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Казерун-Боразджан(5)</TD></TR></TABLE></CENTER>
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Казерун-Боразджан(6)</TD></TR></TABLE></CENTER>
15-50. Город
Боразджан (Borāzjān). Небольшой город. Есть места развлечений и отдыха оригинальной формы.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>г Боразджан</TD></TR></TABLE></CENTER>
В Боразджане заканчиваются горы, и дальше дорога идет по равнине.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Боразджан-Бушир</TD></TR></TABLE></CENTER>
16-42. Город
Бушир (Bandar-e-Bushehr).
Справка.
Буши́р (Бушер) — город-порт в Иране, административный центр провинции Бушир и одноименного шахрестана. Расположен на юго-западе Ирана на берегу Персидского залива. Население — 165 тысяч человек. В юго-восточном пригороде Бушира ведется строительство первой в Иране атомной электростанции.
Порт города Бушира — второй по значению в Иране, после Бендер-Аббаса.
Приехали мы на автостанцию (терминал, по-местному). Вышел из автобуса, где был кондиционер, и попал точно, как в предбанник: очень жарко и очень влажно. {Конечно, организм человека приспосабливается к окружающей среде. Через день пребывания в этом городе я чувствовал себя уже более-менее сносно, но первоначальное впечатление – это шок на странствующую душу.}
Пишу эти строки сразу после выхода из автобуса. Пропотел до тела. Сейчас пишу, а с меня капает пот крупными каплями. Чувствую, что даже по ногам также стекают капли пота (в нашем, украинском, климате такого не было ни разу, даже если температура воздуха была «за тридцать» - у нас ведь не такая большая влажность).
Зашел в здание автовокзала. Здесь кондиционер – ух, как приятно. Большой пластмассовый стакан (400 мл) лимонного напитка со льдом стоит пол доллара (США). В автовокзале много мух.
Автовокзал находится в нескольких км от собственно города, и единственный вид транспорта тут – такси. Недорогое. Такса стабильная: $2.
17-23…17-30. Такси, переезд в центр города.
У въезда в город Бушир вас встречает скульптура в виде огромного краба.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>г Бушир(1)</TD></TR></TABLE></CENTER>
Пошел по городу в поиске гостиницы. На фото хорошо видна канава между тротуаром и проезжей частью улицы. Служит для очистки улиц от мусора (об этом я писал в Тегеране).
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>г Бушир(2)</TD></TR></TABLE></CENTER>
18-15. Отель «ParsOtel», то есть дешевая гостиница, $10 в сутки. Номер на одного человека, но здесь 2 койки, кондиционер, вентилятор, умывальник. Туалет и душ – вне номера, но на этом же этаже.
Из окна гостиничного номера видна часть улицы и площадь.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>г Бушир(3)</TD></TR></TABLE></CENTER>
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>г Бушир(4)</TD></TR></TABLE></CENTER>
Посмотрел карту Ирана. (Я и сейчас на нее смотрю, когда пишу этот отчет). Итак, я попал туда, куда мечтал попасть давно: добрался до побережья Персидского залива, а это ведь уже акватория Индийского океана. Совсем рядом (через пролив, 250 – 300 км) – морское побережье Ирака, куда впадает объединенная река Тигр-Ефрат (называется Шат-Араб) – древнейшая колыбель человечества. Рядом с Ираком – Кувейт (вспомним захват этой страны Ираком во времена Саддама Хусейна). Южнее Кувейта – Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар. На юго-восточном берегу Персидского залива – Объединенные Арабские Эмираты (курорт Дубаи) и Оман. Но у меня не было возможности (в данном случае, времени) проехать вдоль морского побережья Ирана; поэтому ограничился лишь одним приморским городом – Буширом.
18-50. Вышел из отеля на свежий воздух: посмотреть город.
Вот этот «Дед Мороз» - явный «реверанс» в сторону россиян (об этом чуть ниже) – ведь зимы здесь не бывает.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>г Бушир(5)</TD></TR></TABLE></CENTER>
Пошел по направлению к морю. Жара чуть спала, но осталась духота и влажность. 1 банан средних размеров стоит 20 центов (американских).
А вот и первая встреча с морем, точнее с Персидским заливом Индийского океана.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>г Бушир(6)</TD></TR></TABLE></CENTER>
По такой жаре не удивительно, что люди купаются. Но купающихся совсем мало, и в основном, это дети и, реже, подростки. Взрослые только сидят на берегу и сморят в море. Если, иногда, они все же купаются, то заходят в воду, не раздеваясь – и мужчины, и (в первую очередь) женщины.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>г Бушир(7)</TD></TR></TABLE></CENTER>
19-30. Находясь на берегу моря, видел, как заходило солнце. Не доходя до горизонта, оно скрылось за плотной атмосферой, находящейся над поверхностью моря.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>г Бушир[8]</TD></TR></TABLE></CENTER>
Вернулся в центральную часть города. Зашел на базар. Купил персики, виноград, огурцы, помидоры – и на ужин, и на завтрашнюю дорогу.
На рынке узнал (точнее, предположил), что в городе (или где-то недалеко) проживает много русских. А выяснилось это так. Я что-то купил. Только хотел спросить, сколько это стоит, как продавец говорит (не уточняя у меня, кто я такой): - Восемь. Я уже знал, что «восемь» означает «восемь десятых доллара (США)». Но особенность момента состояла не в самой цифре, а в том, что она была произнесена не на фарси, не на английском, но на русском языке. Для меня это не было удивительным. Еще по давнему опыту работы в Алжире я знал, что базарные продавцы быстро осваивают иностранный (в том числе, русский) язык, если на нем говорит много покупателей. Так и теперь, ни о чем не расспрашивая продавца, я уже знал, что в городе (возможно, и в регионе) проживает колония русских. А вот чем они здесь занимаются, я узнал на следующий день (притом, что ни с кем из русских я так и не поговорил).
23-30. Отбой.