2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Материалы путешествий, не выделенных в отдельный форум и сообщения об интересных путешествиях наших друзей, гостей. Ссылки про рассказы о них на других сайтах.

Модераторы: Viktor, Slava, kros

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

12 августа 2015 г., 41-й день, среда. г. Хабаровск – перелет в Анадырь – г. Анадырь.
7-00. Подъем.
8-50. Здание аэропорта.
Звонил в Анадырь. Разрешили купить билет. Но какого-то вещественного подтверждения (например, sms) этому нет. В кассе под мою ответственность продали билет до Анадыря: 8665 руб., или $137,1 (в этот день 1 доллар США «стоил» 63,2 руб.). С меня взяли расписку, что в случае депортации (высылки назад) претензий к кассиру не имею. И это был лучший вариант в моем положении, так как кассир имела формальное право вообще не продавать мне билет (вспоминаю, что в Красноярске мне продали билет на теплоход до Дудинки только после того, как я принес письменное согласие ФСБ на эту поездку).
Третьим независимым случайным событием является факт, что я прибыл в аэропорт Хабаровска во вторник. И смог получить разрешение от пограничников и вылететь в Анадырь в среду. Этого не произошло бы без второго случайного события - выезда из Китая в тот же день, когда прибыл в Хуньчунь. Если бы задержался в Китае хотя бы на день, то вылет в Анадырь через неделю, 19 августа, уже был бы бесполезен для выполнения поставленной задачи (посетить мыс Дежнёва), учитывая, что домой я должен был вернуться не позже 31 августа – чтобы успеть на работу.

10-50. Прошел багажный и паспортный контроль. Прошел в зал вылета.
12-03. Нахожусь в салоне самолета Boeing 737-800.
12-36. Взлетели.
13-23. Покормили: красная рыба с рисом (Фото 354) , колбаса, сыр, соленые помидорчики, масло, хлеб, булочка, бисквит, напитки, кофе, чай. (Фото 355)

Изображение
354_Обед в салоне самолета(1)

Изображение
355_Обед в салоне самолета(2)

Пассажиры утомились. Спят дети (лёжа) (Фото 356)

Изображение
356_Спят дети

и взрослые (сидя) (Фото 357)

Изображение
357_Спят взрослые

и только я их всех сторожу (шутка). (Фото 358)

Изображение
358_Один я не сплю
16-17. Начали реальное снижение, вошли в зону облаков. Под нами земля Чукотки. (Фото 359)

Изображение
359_Под нами - земля Чукотки

16-28, время Хабаровска =
18-28, местное время. Приземлились. Город Анадырь (ударение на втором слоге: А’надырь). Итак: я на Чукотке! В международном аэропорту Угольный (Анадырь).
Справка.
Анадырь - город на крайнем северо-востоке России, административный центр Чукотского автономного округа (Чукотского АО). Находится в пограничной зоне с географическими координатами 64º44'00” северной широты и 177º31'00” восточной долготы. Население - 15 тыс. человек (2016 г.).
Анадырь расположен на правом берегу реки Казачка, впадающей в Анадырский лиман Анадырского залива Берингова моря, в зоне вечной мерзлоты. В 1889 году русский полярный исследователь Л. Ф. Гриневецкий заложил в устье реки Казачка пост Ново-Мариинск; с него и начал развиваться город Анадырь.
Международный аэропорт Анадырь (Угольный) - самый большой воздушно-транспортный узел в Чукотском автономном округе. Был построен в 50-х годах прошлого века. На сегодняшний день (после реконструкции) имеет прекрасно развитую инфраструктуру. Расположен недалеко от поселка Угольные Копи.

Из салона самолета видна часть здания аэровокзала с запоминающимся плакатом: «Чукотка. Здесь рождается день!». И это верно: новые сутки начинаются в этих краях. (Фото 360)

Изображение
360_Анадырь, аэровокзал

Температура воздуха +20ºС.
При выходе из зала прибытия пассажиров – проверка пропуска. Пограничник выдал мне копию пропуска; в погранотряде нужно будет получить оригинал.
Уточнение. Сейчас я нахожусь не в самом городе Анадырь, а на территории аэропорта города Анадырь. Сам город находится на противоположном берегу Анадырского лимана. Туда ходит катер, а до причала еще нужно добраться.
19-12 … 19-18. На такси добрался до причала; цена - 300 руб. (Позже узнал, что днем от аэропорта до причала ходит бесплатный муниципальный автобус. Но в день прилета я этого не знал. К тому же я потерял время на «переговоры» с пограничниками. Муниципальный автобус, очевидно, уже ушел.)
19-23. Нахожусь на борту катера; стоимость проезда – 100 руб.
19-42. Отошли от берега, идем через лиман. Весь переход занимает около получаса времени. Показалась окраина города Анадырь. Здесь размещены огромные ёмкости, очевидно, с горючим. (Фото 361)

Изображение
361_г. Анадырь, окраина

Подходим к причалу паромной переправы. (Фото 362)

Изображение
362_г. Анадырь, причал

20-10. Причал города Анадырь. В город можно добраться на такси – за 100 руб. Но от причала до окраины города – рукой подать, не более 500 м. Иду пешком; заодно получу первое впечатление от города.
Такими я увидел первые дома города Анадырь, причем, это – с тыльной стороны. Вдали виднеется собор. Но подробнее о городе я расскажу позже. (Фото 363)

Изображение
363_г. Анадырь, первые увиденные строения

Нижеследующее фото (№ 364) – единственное фото в моем отчете, полученное не моим фотоаппаратом. Это прекрасное профессиональное фото было предоставлено мне на следующий день после приезда, когда я посетил городскую администрацию. На снимке, сделанном с вертолета, отчетливо видна общая панорама города. На переднем плане – устье реки Казачка; водная гладь справа – Анадырский лиман. (Фото 364)

Изображение
364_Общий вид города Анадырь


ЧЕТВЕРТОЕ независимое случайное событие.
Сразу же направился в погранотряд. На контрольно-пропускном пункте (КПП) выдали оригинал пропуска. Я остановился рядом с пунктом и рассматривал пропуск. Туда вписан Анадырь (поэтому я и получил разрешение на въезд в город), а также село Провидения. Но почему-то в пропуске не указан мыс Дежнёва!
В это время, совершенно СЛУЧАЙНО, мимо меня в погранпункт направлялся какой-то мужчина в гражданской одежде. Я понял, что это – пограничник, и спросил у него, когда утром открывается КПП. Он ответил, что в 9 часов. В свою очередь, мужчина поинтересовался (чекисты бдят!) зачем я здесь нахожусь. Я объяснил и показал пропуск. Взглянув на пропуск, мужчина сказал, что с таким пропуском до мыса Дежнева не доберешься. Посоветовал подойти к КПП завтра утром.
Около вертикальной бетонной стены, на небольшом склоне, поставил палатку. Выше палатки, на бетонном основании, находится детский садик. (Фото 365)

Изображение
365_Палатка в Анадыре

Рядом с палаткой (справа, на фото не виден) – небольшой двухэтажный жилой дом. Попросил кипятка для термоса. Хозяйка одной из квартир налила в термос кипятка и (от себя, я не просил) дала также банку говяжьей тушенки.
Сон без происшествий, никто не беспокоил.
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

13 августа 2015 г., 42-й день, четверг. г. Анадырь.
5-00. Подъем, без будильника, выспался. Безумолку, громко, галдят чайки. По палатке накрапывает дождик.
Наблюдение. Узнал, что помёт у чаек - белый: ночью и утром они «обделали» верх палатки.
Поел, собрался.
7-56. Уход с ночевки.
Наблюдения.
• Большинство домов города находятся на сваях. Дома - блочные, стандартные.
• Асфальта нет: вместо него - точно подогнанные железобетонные плиты или утрамбованная галька.
• По городу едет достаточно много джипов-вездеходов, в том числе японские «Prado».
• На улице свежо: в легкой куртке - как раз (то есть нормально).
• Увидел бегущего по улице парня; в другой раз – девушку-бегунью.

Я решил прийти к пограничному КПП пораньше, в надежде снова встретится с вчерашним собеседником. Поэтому в 8-30 я уже был около КПП.
С разрешения пограничников сфотографировал гусеничную машину, установленную на пьедестале рядом с КПП. Это – многоцелевой тягач легко бронированный (МТЛБВ). Установлен в честь 65-годовщины образования пограничного отряда. (Фото 366)

Изображение
366_Тягач - в честь образования пограничного отряда

В 8-45 подошел вчерашний мужчина. Он оказался майором-пограничником. В это же время на работу шла девушка из бюро пропусков. Майор поговорил с ней. Самое главное: в пропуск (кроме, естественно, мыса Дежнёва) нужно добавить село Лаврентия. Я остался около КПП ожидать, что и когда решат с моим пропуском.
Пояснение. Позже мне объяснили, что это село является «воротами» по пути к заветному мысу. Возможны следующие маршруты, по которым из села Лаврентия можно добраться до мыса Дежнёва. 1). На моторных лодках (если будет погода). 2) Сначала на вертолете добраться до села Уэлен (цена 5500 руб. в одну сторону), а оттуда как-то (это нужно решать отдельно) – к мысу. 3). Теоретически возможен вариант добраться до мыса по суше, на вездеходе. Для этого нужно снаряжать целую экспедицию, что проблематично. Кроме того, это и долго и очень дорого.
9-07. Вышло солнце, сразу стало тепло.
9-27.Нередко так бывает и у нас. Дождик - сам по себе (продолжал накрапывать), но задание по поливке улиц надо выполнять. После поливальной машины едет трактор (на фото отсутствует) и катком из пластиковых щеток удаляет лишнюю воду, чтобы не было грязи. (Фото 367)

Изображение
367_Анадырь, освежаем улицу

Очень быстро, в 10-25, получил новый пропуск. Там указаны пункты: город Анадырь, пункт Проведения, пункт Мыс Дежнёва, село Лаврентия, село Лорино (недалеко от Провидения, на всякий случай). Думаю, что пропуск был получен так быстро потому, что сотрудники бюро пропусков получили «легкий нагоняй» из-за своей некомпетентной, халатной работы (конечно, благодаря вмешательству неожиданного помощника: майора-пограничника).
Майор посоветовал также написать заявление (на следующий день, так как пропуск выдан сегодняшним днем) для получения «Дополнения» к пропуску, где указать дополнительные пункты (об этом - позже). (Фото 368)

Изображение
368_Фрагмент пропуска для посещения мыса Дежнёва

Четвертым независимым случайным событием является факт, что нужный пропуск для посещения мыса Дежнёва я получил благодаря тому, что СЛУЧАЙНО встретил пограничника-майора, который помог в этом деле.

ПЯТОЕ независимое случайное событие.
Еще не определившись с жильем, с двумя рюкзаками (за спиной и в руках) пошел в администрацию городского округа Анадырь. Приняли приветливо. Рассказали о городе и Чукотском округе. В качестве презента передали фото и видео сюжеты по городу Анадырь.
После получения пропуска передо мной стала задача выяснить, какие авиа рейсы идут на аэропорт Лаврентия. Мне не хотелось терять время и деньги, чтобы возвращаться в аэропорт Анадыря для получения этих данных. Решил выяснить этот вопрос в администрации.
Мне сказали, что ближайшие авиа рейсы на Лаврентия – 19, 21, 26 и 28 августа (а сегодня – только 13 августа). Узнал также, что есть прямой авиарейс Анадырь – Москва (но он мне пока не нужен). В приемной, где мы обсуждали этот вопрос, совершенно СЛУЧАЙНО находился какой-то мужчина. Он слышал наш разговор и сказал, что, в принципе, до бухты Лаврентия ходит теплоход, но подробностей по этому поводу он не знает.
Чтобы не упустить возможного шанса, из городской администрации я сразу же направился в морской порт, который находится в получасе ходьбы от администрации. Для входа в порт нужен пропуск. Но я сказал, что иду на встречу с начальником порта, и меня по паспорту впустили на территорию порта.
Встретился с начальником порта. Он подтвердил, что, действительно, теплоход под названием «Капитан Сотников» совершает нерегулярные (по мере надобности) рейсы до бухты Лаврентия. Планируется, что ближайший рейс должен состояться 21 августа.
Пятым независимым случайным событием является факт, что я СЛУЧАЙНО узнал о существовании возможности морского перехода Анадырь – Лаврентия. В дальнейшем это оказалось решающим фактором.

Решил погулять по городу. На высоком берегу лимана находится мемориал, посвященный памяти воинов, погибших в 1920 году при установлении в городе советской власти. (Фото 369)

Изображение
369_Мемориал в память о событиях 1920 года (1)

Фигуры воинов запечатлены в скульптурных портретах. Надпись на мемориальной доске гласит: «Здесь лежат тела убитых борцов за свободу. Дела и мысли ваши переживут века.». (Фото 370)

Изображение
370_Мемориал в память о событиях 1920 года (2)

Также на высоком берегу лимана, но несколько в другом месте, чем мемориал, красуется храм.
Справка.
Свято-Троицкий Кафедральный собор (Собор во имя Святой Живоначальной Троицы) - кафедральный собор Анадырской и Чукотской епархии Русской православной церкви. Является крупнейшим в мире действующим православным деревянным храмом, построенным на вечной мерзлоте. Его высота - около 25 м. Строительный материал (калиброванная сосна и лиственница) был завезён из Омской области. Храм был специально спроектирован с учётом местных суровых условий; проектный срок службы сооружения составляет 500 лет. Собор был освящён в 2005 году. (Фото 371)

Изображение
371_Свято-Троицкий Кафедральный собор

На одном из перекрестков в центральной части города установлен памятник основателю города Анадырь русскому полярнику Л. Ф. Гриневецкому. На пьедестале – надпись: «Леонид Францевич Гриневецкий. Первый начальник Анадырской округи и основатель поста Ново-Мариинск. 1853 – 1891.». (Фото 372)

Изображение
372_Памятник русскому полярнику Л. Ф. Гриневецкому

«Во весь рост» встал вопрос о жилье. Сказали, что одной из дешевых является гостиница «Гостевой Двор». Сейчас мест нет; может, будут завтра-послезавтра. Поинтересовался о стоимости жилья. Минимальная цена в сутки составляет (за койко-место): 1000 руб. - в 5-ти местном номере, 1200 руб. - в 4-х местном и 1500 руб. - в 3-х местном.
Примечание. И это – «ещё ничего»: на Диксоне (Таймыр) в единственной гостинице койко-место в двухместном номере стоит 2 тыс. рублей. (Фото 373)

Изображение
373_Гостиница «Гостевой Двор»

Пошел по городу искать гостиницу. На одной из улиц навстречу мне шла женщина-чукча с маленьким ребенком. Я спросил у неё, где еще есть гостиница, кроме «Гостевого Двора». А она, неожиданно: «У меня есть свободная комната». Я особо не раздумывал. Мне уже не раз приходилось ночевать в частных домах. У женщины еще были какие-то дела в городе. Я сказал, что приду на квартиру, посмотрю комнату – примерно через час.
Вода окружает город практически с трех сторон. По дороге на новое жильё, с вершины холма, открывается вид на горловину Анадырского лимана. Вблизи фарватерного хода находится маленький скалистый остров Алюмка. (Фото 374)

Изображение
374_Скалистый остров Алюмка

Нашел дом, предложенный женщиной-чукчей. Квартира находится в строении барачного типа, на окраине города (но городок-то маленький). Хозяева сдают внаём 2 небольшие комнатки. Одну предлагают мне. Поговорили о цене. Я согласился остаться. Договорились, что за 6 суток (столько времени остается до вылета ближайшего самолета на Лаврентия) заплачу 1700 руб. (около 300 руб. в сутки). Цены несопоставимы с гостиничными, но и комфорт не тот. Однако, жить в комнате можно, а особый комфорт мне не нужен.
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

14 августа 2015 г., 43-й день, пятница. г. Анадырь.
6-15. Подъем.
С утра снова пошел к КПП погранотряда. «Вчерашнего» майора не встретил. Написал заявление на получение «Дополнения» к пропуску, где были указаны еще пункты: село Уэлен и «район мыса Дежнёва». Это связано с тем, что на мысе Дежнёва никто не живет (раньше здесь жили эвенки, но их переселили в другие места несколько десятилетий назад). Сейчас мыс Дежнёва – это просто скалы. На них есть памятник Дежнёву и остатки (развалины) прежнего поселения. Поэтому, если непосредственно на мыс попасть не удастся (с помощью лодки), то сначала придется добираться до Уэлена, а уже потом – до мыса Дежнёва. Заявление отправили на согласование в ФСБ. А там срок рассмотрения заявки – до двух месяцев. На КПП обещали, что, может быть, смогут согласовать раньше.
В эти дни погода в Анадыре стоит не летняя. Сегодня в 10 час. утра термометр (больших размеров, установлен на одном из зданий) показывал 13ºС.
Гулял по городу. Так выглядит обычный продуктовый магазин. Коробчатого типа. Как и другие здания, установлен на сваях. (Фото 375)

Изображение
375_Продуктовый магазин
Основные строения города находятся на высоком берегу Анадырского лимана. Для выхода к низменной прибрежной части используются многокаскадные лестницы. (Фото 376)

Изображение
376_Вид на зону причала с верхней части города

В 2004 году по благословению Патриарха Алексия Второго на скале рядом с кафедральным собором был установлен самый большой в мире памятник Николаю Чудотворцу. Этот бронзовый монумент вместе с собором составляют единый архитектурный ансамбль. (Фото 377)

Изображение
377_Памятник Николаю Чудотворцу

На пьедестале – надпись: «Святитель Николай Архиепископ Мирликийский Чудотворец». Приведены также слова молитвы: «Святителю Отче Николае моли Бога о нас!».
Со стороны памятника Николаю Чудотворцу открывается вид на прибрежную часть города и Анадырский лиман. (Фото 378)

Изображение
378_Вид на лиман от памятника Николаю Чудотворцу

На окраине города находятся строения барачного типа. Многие из них предназначены на снос, но очередь пока не доходит. В похожем браке я снимал комнату. (Фото 379)

Изображение
379_Постройка барачного типа

Я поселился в небольшой комнате: стол, кровать, стулья. В квартире есть туалет и ванная комната. Что еще нужно? Правда, в ванной почти постоянно находятся подготавливаемые к стирке, или сохнущие хозяйски вещи. Но это – мелочи. (Фото 380)

Изображение
380_Комната, в которой жил в Анадыре

Расскажу о хозяевах. Он - Григорий, около 50-ти лет, русский. Она - Галина, моложе его, чукча. Наверное, они не расписаны. У них - сын Коля, 4 года. Оба они - законченные алкоголики. Пьяные и вечером, и уже с утра. Ругаются между собой матом, при ребенке. Денег у них, как я предполагаю, - вдосталь. Оба они где-то работают (сейчас - в отпуске). Кроме того, ловят рыбу, потом ее продают (лицам коренных народов разрешено без ограничений ловить любую рыбу, в том числе красную, запретную для обычных рыбаков). Сдают внаем две маленьких комнаты - и они не пустуют. Так что, на водку им точно хватает.
К сведению. Из разговоров местных жителей узнал, что пенсионеры получают по 30 - 40 тыс. руб. в месяц, шахтеры (вместе с регрессом) - до 70 тыс. руб.
Часть устья реки Казачка объявлена защитной полосой. Здесь установлен специальный режим хозяйственной деятельности. (Фото 381)

Изображение
381_Защитная полоса в устье р. Казачка

Некоторые сведения. Прямые рейсы Анадырь-Москва выполняются 2 раза в неделю, по понедельникам и пятницам. Билет - 40 тыс. руб. и выше.
Если лететь через Хабаровск, то затраты следующие: Анадырь-Хабаровск - 28,5 тыс., Хабаровск-Москва - 12 тыс. руб. Итого, стоимость перелета из Анадыря в Москву через Хабаровск составляет 40,5 тыс. рублей (то есть, то же, что и при прямом рейсе).
Вообще, в разные периоды (в различные месяцы) цены на билеты могут отличаться весьма значительно: иногда «возникают», непонятно (для меня) какие-то скидки.
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

15 августа 2015 г., 44-й день, суббота. г. Анадырь.
6-15. Подъем. Так как у меня теперь есть «угол», то я возобновил пробежки. Сегодня пробежал примерно 5,5 км. Бегаю по шоссе. Бегу до окраины города (это совсем недалеко), а потом по дороге вне города. Покрытие – в основном это асфальт, но встречаются отрезки, на которых - только щебенка. Я засекаю по секундомеру время пробежки, знаю примерно свою скорость; отсюда и получается расстояние, которое пробегаю.
С 12 до 14 час. посетил музейный центр «Наследие Чукотки». (Фото 382)

Изображение
382_Вход в «Музейный центр»

В музее много интересного. В основном это жизнь животных, знакомство с бытом коренного населения. Ниже приведены несколько фото, сделанных в музее. (Фото 383…386)

Изображение
383_Каюр и собачья упряжка на отдыхе

Изображение
384_Белый медведь и нерпы

Изображение
385_Полярный волк

Изображение
386_Северный олень


С 17-00 по 19-05 смотрел кинофильм «Левша», билет - 200 руб.; фильм мне понравился.
Наблюдение. В 20 час. температура воздуха была 12ºС.
Свет не без добрых людей. Познакомился с одним из рыбаков. Зовут Василий. Он узнал, откуда я. Угостил корюшкой – вкусная рыбка. И с собой дал, целый пакетик – штук двадцать. Привезу домой – угощу друзей. (Фото 387)

Изображение
387_Рыбак Василий
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

16 августа 2015 г., 45-й день, воскресенье. г. Анадырь.
6-00. Подъем. Бег 5,5 км. Я выбегаю на окраину города и бегаю вдоль реки под названием «Казачка». Река течет из тундры. Перед городом, на мелководье, она широко разливается. (Фото 388)

Изображение
388_Река «Казачка»

На берегах реки много зелени. (Фото 389)

Изображение
389_Зеленый покров на берегу реки «Казачка»

Здесь можно увидеть также дикорастущие цветы. (Фото 390)

Изображение
390_Цветы на берегу реки «Казачка»

На одной из окраин города установлен памятный знак «Новомариинск» - первоначальное название города Анадырь. (Фото 391)

Изображение
391_Анадырь начинался с Новомариинска

10-15 - 16-45. Библиотека.
23-30. Отбой.
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

17 августа 2015 г., 46-й день, понедельник г. Анадырь.
6-00. Подъем. Бег 6,5 км. Снова бежал вдоль реки Казачка. Видел стаю птиц (они взлетели, когда я подбежал) величиной с лебедей, но почти черного цвета (с небольшим вкраплением светлого). Позже мне сказали, что это - журавли.
В одном и том же месте (когда я туда подбегаю, причем в разные дни пробежек) чайки волнуются, сильно кричат, начинают летать надо мной, чуть ли не пикируют. Это означает только одно: где-то недалеко находятся гнезда чаек; они их защищают.
Уже в пределах города видел девушку-бегунью.
В комнате, где остановился, я не задерживаюсь: гуляю по городу, провожу время в библиотеке. Библиотека находится на первом этаже многоэтажного дома на одной из центральных улиц города, которая носит имя Отке.
Справка.
Отке - председатель Чукотского окружного исполкома и депутат Верховного Совета СССР от Чукотского национального округа в 1946 - 1954 гг. (Фото 392)

Изображение
392_Вход в городскую библиотеку (1-й этаж, слева)

С утра в библиотеке малолюдно; после обеда, к вечеру, народ подтягивается. (Сбоку стола, в проходе, стоит мой «ручной», то есть, маленький рюкзачок. Он всегда при мне. Большой рюкзак оставляю в квартире.) (Фото 393)

Изображение
393_Читальный зал библиотеки

На выставочном стенде – литература о Чукотке. (Фото 394)

Изображение
394_Книги о Чукотке

Чукотский танец. (Фото 395)

Изображение
395_Чукотский танец

После библиотеки зашел в продуктовый магазин, купил свежеприготовленный пирожок под названием «самса». Начинка: свинина, картошка, лук. Цена 100 руб. (Фото
396
)

Изображение
396_Чукотская самса
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

18 августа 2015 г., 47-й день, вторник г. Анадырь.
6-00. Подъем. Бег 8 км.
Обмен валюты (если требуется) можно выполнять в двух основных банках города. Курс обмена (при покупке): $1 = 63,35 руб. - «Сбербанк России» и $1 = 64,91 руб. - «АТБ» (азиатско-тихоокеанский банк). Видно, что в «Сбербанке» курс обмена валюты более благоприятный для покупателя.
Почти весь день провел в библиотеке, затем гулял по городу.
Исполнилось 125 лет со дня основания на берегу реки Казачка русского поселения Ново-Мариинск; сейчас – это город Анадырь. (Фото 397)

Изображение
397_Новомариинск = Анадырь

В скверике, недалеко от музея, установлен памятник Юрию Рытхэу. (Фото 398)

Изображение
398_Памятник Юрию Рытхэу

Справка.
Ю́рий Серге́евич Рытхэ́у (1930 - 2008) - советский, российский и чукотский писатель. Писал на чукотском и русском языках.
Основной вид транспорта в тундре – вездеходы. (Фото 399…400)

Изображение
399_Летний вездеход

Изображение
400_Зимний вездеход

В городе много огромных панно, которые нередко занимают всю торцевую часть пятиэтажных «хрущёвок».
Коренных жителей Чукотки называют «чукчи»; мужчина – «чукча», женщина – «чукчанка». Ласковое прозвище для девушек, молодых женщин – «чукчаночка» (наподобие «девчоночка»). Такое прозвище воспринимается совсем не обидным. Например, на центральной улице Отке есть магазин «Чукчаночка». А на этом фото можно увидеть две чукчаночки: нарисованную и настоящую. (Фото 401)

Изображение
401_Чукчаночки

Имеются панно, где изображены сценки из жизни обитателей края, а также представлены фото обитающих здесь животных, например, медведя, оленя, кита и других. (Фото 402)

Изображение
402_Медведь (умк,ы)

Названия животных приводятся на русском и чукотском языках. Невольно можно составить небольшой русско-чукотский словарик.
Русско-чукский словарик.
Медведь – умк,ы.
Кит – ръэв.
Морж – рыркы.
Байдара (рыбацкая моторная лодка) – ы,твэт.
Бубен – ярар.
Имеются также панно с шуточными надписями, например, «Не спи, а то замёрзнешь!» (Фото 403)

Изображение
403_Не спи, а то замёрзнешь!

- На окраине города видел работающие ветряки - для выработки электроэнергии.
В 18 час – дождь, температура - +9 градусов по Цельсию.
Завтра летит самолет на Лаврентия. Билета нет. Нужно будет ехать в аэропорт, чтобы попытаться купить билет.
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

19 августа 2015 г., 48 -й день, среда. г. Анадырь.
5-00. Подъем. Попрощался с хозяином квартиры Григорием. Его жены не видел.
8-08. Катер отошел от причала.
Уходим от берега. Видна гористая часть города. В левой части снимка можно различить Кафедральный собор (здание кирпичного цвета, над суднами) и морской порт (в правой части фото). (Фото 404)

Изображение
404_Гористая часть города и порт

Думаю: если смогу улететь на Лаврентия, то, возможно, прощаюсь с городом Анадырь. (Фото 405)

Изображение
405_На фоне низменной части г. Анадырь

8-30. Катер причалил к противоположному берегу лимана.
8-32. Поездка в муниципальном автобусе от причала до аэропорта, БЕСПЛАТНО. Проезд в этом автобусе является бесплатным для всех пассажиров. Автобус курсирует по замкнутому маршруту: поселок Угольные Копи – аэропорт – причал - поселок Угольные Копи.
ШЕСТОЕ независимое случайное событие.
8-43. Аэропорт. Билетов на сегодняшний рейс на Лаврентия нет. В общем – это не удивительно. Сейчас, в конце летнего сезона, люди из отпуска возвращаются на материк. А бронируют билеты заранее, перед уходом в отпуск.
Но здесь, на месте, выяснилась интересная деталь. Оказывается, в аэропорту г. Анадырь можно попытаться улететь методом «подсадки» (думаю, подобное практикуют и в некоторых других аэропортах Крайнего Севера). Этот метод состоит в следующем. На местные авиарейсы, помимо основных билетов, оставляют «бронь» - дополнительно 5 – 7 мест. На «подсадку» нужно записываться у кассира заранее - сразу же после прилёта в аэропорт Анадыря. Но на момент моего прилета (12 августа) я не знал две вещи: 1) вообще не знал, когда (пропуска на руках у меня еще не было) и как (каким транспортом) я буду добираться до мыса Дежнёва; 2) ничего не знал о самом методе «подсадки». В силу указанных причин, улететь сегодня (даже теоретически) я не смог бы; так и произошло: я и не улетел.
Но я записался у кассира на следующий рейс – 21 августа. Это было почти бесполезным: в списке был каким-то «…надцатым». Кассир продала билеты на рейс 21 августа тем людям, которые находились в начале списка на «подсадку». Билетов больше нет, касса закрылась.
Не знаю почему, но я продолжал стоять у окошка кассы даже тогда, когда остальные люди (которые были впереди меня по записи) разошлись. Думаю: подожду до окончания посадки на самолет. Билет на этот (сегодняшней) рейс так и «не выбросили».
Но все же я дождался. Я стоял у окошка кассы один. И потому именно ко мне обратилась кассир. Она сказала, что кто-то отказался от брони и появился билет на следующий авиарейс (на 21.08). Кассир проверила, нахожусь ли я в списках на «подсадку» (а я ведь, незадолго до этого туда записался) и предложила этот билет мне. Даже, несмотря на то, что я был в этом списке последним, она продала билет мне (ведь других желающих на данный момент не было). Когда другие люди увидели, что я покупаю билет, они тоже подошли к кассе. Но было (для них) уже поздно: мне билет уже продали. Цена – 18000 руб.

Шестым независимым случайным событием является факт, что хотя билетов на рейс до Лаврентия не было, но СЛУЧАЙНО кто-то отказался от брони, и мне продали билет на следующий рейс 21 августа.

Так как сегодня я не улетел, то нужно возвращаться в Анадырь, искать ночевку на два дня.
Узнал, что в поселке Угольные Копи (на том же берегу лимана, что и аэропорт) есть гостиница «Яранга». Но решил все же ехать в Анадырь. Может быть, место в бараке, где ночевал, еще свободно.
Муниципальным (бесплатным) автобусом вернулся на причал. Жду катер «Камчатка»; он – на подходе. (Фото 406)

Изображение
406_Катер «Камчатка»

Устроились на катере. Пассажиры дышат свежим воздухом. (Фото 407)

Изображение
407_На палубе катера

14-02. Отход катера.
Недалеко от катера, в воде показался силуэт крупного животного; на поверхности видна его спина белого цвета. Это – белуха. (Фото 408)

Изображение
408_Белуха

Справка.
Белуха - вид зубатых китов. Окраска кожи меняется с возрастом: новорождённые – синие, особи старше 5 лет - чисто белые (это отразилось в названии). Крупнейшие самцы достигают 6 м длины и 2 т массы. Северяне «белуху» часто называют «белугой». Поэтому, за разнообразие издаваемых китами звуков, появилось выражение: «реветь белугой».
Белухи - социальные существа. Об особенностях охоты белух на рыб расскажу несколько позже.
Через лиман, кроме катеров, курсируют также паромы. (Фото 409)

Изображение
409_Паром

14-28. Катер подошел к причалу Анадыря.
Пошел в барак. Долго стучался. Вышел хозяин, Григорий, слегка выпивши. Жены Галины (вместе с сыном) дома нет. Попросился на квартиру на две ночи. Он разрешил. Оставил вещи, ушел в город.
Был в библиотеке, гулял по городу.
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

20 августа 2015 г., 49 -й день, четверг. г. Анадырь.
5-30. Подъем. Встал так рано, скорее, по привычке: особых дел на сегодня нет. Утром – только пробежка (9 км) и завтрак.
Гуляю по городу. Это – часть моей беговой трассы: по этой улице я бегу до окраины города, а потом – вдоль речки Казачка. (Фото 410)

Изображение
410_Часть беговой трассы

Полюбовался Свято-Троицким Кафедральным собором; я частенько гуляю мимо него. (Фото 411)

Изображение
411_Кафедральный собор

Поднялся на верхнюю, гористую часть города. Красивые здания, не правда ли? (Фото 412)

Изображение
412_Анадырь, на одной из улиц

В продуктовом магазине обратил внимание: импортные яблоки завезены из Новой Зеландии; естественно, дорогие - 250 руб./кг.
В городе поддерживается чистота, улицы поливают. (Фото 413)

Изображение
413_Анадырь, поливка улицы.

Зашел в погранотряд. «Дополнение» к пропуску еще не готово, и неизвестно, когда будет оформлено. Придется на свой страх и риск ехать в село Лаврентия. Авось удастся обойтись имеющимся у меня пропуском.
В 15-00 термометр показывал 9 градусов по Цельсию.
Сказал хозяину квартиры, что завтра утром уезжаю. Спросил об оплате. Он сказал, что тех денег, что я заплатил раньше – достаточно, больше не нужно. Его жены в эти два дня не было. Вскользь спросил, где она. Из неясного ответа понял, что, скорее всего, она загуляла: запой. Находится у подруги; сын там же. Думаю, что если бы его жена Галина была дома, и была трезвой, мне пришлось бы заплатить; в этом отношении она цепкая. А Григорий, в отличие от жены, совсем не жадный.
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

21 августа 2015 г., 50-й день, пятница. г. Анадырь - на судне «Капитан Сотников».
5-00. Подъем, еда, сборы.
7-18. Выход из дома.
7-38. Пришел на причал. Здесь уже есть люди. Все вместе ожидаем прибытия катера. Отход катера по расписанию – в 8-00. С площадки, где находимся, хорошо видна часть центрального района города. В центре кадра, на возвышении – Кафедральный собор (сооружение кирпичного цвета). (Фото 414)

Изображение
414_Вид на Анадырь с причала

Наблюдение. Здесь сильные приливы и отливы. Сейчас – отлив. Воду с большой скоростью несет в открытое море, при этом уносится и прибрежный мусор.
8-05. Отход катера «Камчатка». Как и в остальные поездки на катере, плата составляет 100 руб.
Примерно через 5 минут хода катера весь город Анадырь виден как на ладони: от морского порта (в правой части фото) до причала и грузоподъемных кранов (на фото - слева). (Фото 415)

Изображение
415_Вид г. Анадырь с лимана

Катер движется вперед, несколько меняет курс, и мы видим, что за городом (сам город находится вне кадра, с правой стороны от данного фото) находятся не очень высокие горы, покрытые лесом. (Фото 416)

Изображение
416_Вид местности, расположенной рядом с г. Анадырь

8-29. Причалили к противоположному (по отношению к г. Анадырь) берегу лимана.
Нужно торопиться сесть в автобус. Он - небольшой (20 - 25 человек). Вещи - на руках. Если автобус будет переполнен (или по какой-то причине пассажир не успел на него) - придется ехать на такси. А стоимость маршрутного такси - 300 руб.
8-33. Отправление бесплатного муниципального автобуса в направлении аэропорта.
8-46. Аэропорт.
8-51. При входе в здание аэровокзала прошел осмотр багажа и личных вещей. Вошел внутрь здания.
На весах измерил: большой рюкзак - 21 кг, маленький - 4 кг. Итого, суммарный вес - 25 кг. Норма провоза багажа - 20 кг. Это - общий вес: и основной багаж и ручная кладь. За перевес - дополнительная плата: 180 руб./кг.
Итак, у меня перевес - 5 кг; «тянет» на 900 дополнительных рублей. Переплачивать не хочется. Начинаю «химичить».
1) Вылил воду: 1,5 л - из бутылок и 1,2 л - из термоса. В сумме это 2,7 кг.
2) Надел на себя «ночную» одежду (шаровары, ночную теплую рубашку).
3) Надел верхнюю куртку и рассовал по карманам различные мелкие, но тяжелые предметы (запасные батарейки, зарядное устройство и другое).
Теперь получился такой вес багажа: основной рюкзак - 17,5 кг, ручной рюкзачок - 3,5 кг. Итого, суммарный вес - 21 кг. Перевес - 1 кг; за него придется дополнительно заплатить.
Наш самолет должен был вылететь в 10-00.
Рейс задерживается. Здесь, в Анадыре, - солнечно, но на трассе полета, наверное, возникли проблемы.
Узнал правильное название места, куда собираюсь лететь: «Залив Лаврентия».
Объявили, что рейс задерживается метеоусловиями аэропорта Лаврентия. В то же время сообщили, что какой-то самолет смог взлететь из этого аэропорта и сейчас летит в Анадырь.
12-10. Один раз в час сообщают, что наш рейс задерживается.
Вспомнил. Такая ситуация мне знакома по Диксону viewtopic.php?f=11&t=671&start=120. Отлет вертолета (в направлении мыса Челюскина) вначале намечали на 10 час. утра, потом переносили на 12 час., затем - на 15 час, после чего рейс вообще отменяли. И это повторялось в течение нескольких дней.

13-10. По аэровокзальному радио сообщили, что следующую информацию о вылете дадут через полчаса, в 13-40, а не через час, как обычно. Следовательно, появляется надежда вылета.

СЕДЬМОЕ независимое случайное событие.
13-40. Надежда не оправдалась. Объявили, что вылет отменяется до 9 час утра понедельника 24 августа (сегодня - только пятница 21 августа).
14-13. В моем билете сделали отметку о задержке рейса. После этого смог возвратить билет в кассу. Отдали полную стоимость билета (18000 руб.), без каких-либо удержаний (это правильно: так как не я опоздал на самолет, а сам вылет отменили).
И я смог успеть на теплоход. Если бы об отмене авиа рейса сообщили вечером, или теплоход уходил бы сегодня утром или днем – то не смог бы сегодня же отправиться в направлении бухты Лаврентия; пришлось бы ожидать авиа рейс 24 августа и надеяться, что его не отменят. Но и в этом случае я бы уже не успел вернуться домой к назначенному сроку.
Седьмым независимым случайным событием является факт, что об отмене авиа рейса сообщили в середине дня, а не вечером.
Этот факт является СЛУЧАЙНЫМ событием. Этого события могло бы и не быть, так как в связи с неустойчивым метеопрогнозом, администрация аэропорта могла бы «затянуть» сообщение об отмене сегодняшнего рейса до конца дня; и тогда я точно не успел бы попасть на борт теплохода «Капитан Сотников». Нужно учесть еще одно обстоятельство: теплоход ходит нерегулярно. Следующий рейс (после теперешнего) будет только в сентябре. Так что (на данный момент) мне действительно здорово повезло.
Так как для меня выпал счастливый расклад, то решил уехать теплоходом сегодня же вечером. Поэтому возвращаюсь в Анадырь.
15-11. Отправление от аэропорта бесплатного муниципального автобуса.
15-30. Прибытие автобуса к причалу.
Ожидаем прихода катера.
Наблюдение. В воде сейчас (рядом с причалом и подальше) множество белух и нерп. Белухи находятся все время в воде, иногда видны только их белые спины. Нерпы же плавают на поверхности воды, дышат воздухом. Голова нерпы, издали, кажется черной, а морда очень напоминает морду крупной собаки (волкодава или сенбернара). Но плывет нерпа явно не по-собачьи: быстро скользит вперед и почти сразу же ныряет. (Фото 417)

Изображение
417_Нерпа

Справка.
Нерпа (точнее - кольчатая нерпа, так как на теле имеется большое количество светлых колец) - один из самых мелких тюленей. Длина - до 150 см, масса – до 60 кг. Тело относительно короткое и толстое (получается, что по габаритам и массе нерпа похожа на невысокого человека). Живет преимущественно в прибрежных мелководных зонах.
Обитает в арктических и субарктических водах бассейнов Атлантического и Тихого океанов. В пределах России распространена от Мурманского побережья до Берингова пролива.

Наблюдение. Расскажу, как белухи охотятся на рыб. Всё это я видел сам: и около морского порта в Анадыре и в районе причала, на противоположном от Анадыря берегу Анадырского лимана (где находится аэропорт и поселок Угольные Копи). Уточню: я видел то, что можно наблюдать на поверхности воды. А о самом способе охоты рассказали местные жители.
Белухи – стадные животные; одновременно в охоте принимают участие 10 и более особей. Они прекрасно знают береговую линию. На мелководье находят небольшой заливчик, где кромка берега напоминает небольшую дугу. А теперь – самое главное. Белухи замечают где-то неподалеку стаю рыб, которой питаются. Это – мойва, треска, сайка, сельдь и … нерка. (По названию не путать с нерпой. Нерка - это вид тихоокеанских лососей, размерами и формой тела напоминает рыбу «кета»). Белухи (сообща) загоняют стаю рыб в заливчик. Затем белухи выстраиваются, друг за другом, в одну линию и перекрывают, таким образом, выход стаи рыб в открытые воды. А дальше – дело техники. Белухи, всем «строем» постепенно сдвигаются к берегу. Рыбе деваться некуда. Они пытаются вырваться из окружения и попадают прямо в пасть белухам.
А что же нерпы? Это – нахлебники. Они также находятся в этом же заливчике и без забот лакомятся рыбой.
Напомню: сейчас я нахожусь на пристани в ожидании катера. Рядом – берег, где множество рыбаков. (Они прекрасно знают то, о чем сейчас говорю. Как раз рыбаки и рассказали мне подробности ловли белух на рыб.) (Фото 418)

Изображение
418_Берег лимана в районе пристани

Так вот: сейчас я вижу с десяток белух (их белые спины) и 20 – 30 нерп (выглядывающие из воды головы), на разном удалении от меня. В погоне за рыбой нерпы выныривают из воды неожиданно в разных местах. Только что был свидетелем сценки. Совсем рядом с причалом (не более 10 м) вынырнула нерпа с рыбой в пасти и несколько секунд находилась в вертикальном положении. Поверх ее морды свисала, изогнувшись дугой, и трепыхала крупная рыба (размером 40 – 50 см). То есть, у нерпы не получилось намертво захватить рыбу под водой. Тогда нерпа вытолкнула рыбу на поверхность, сердито зарычала, подбросила рыбу в воздух, изловчилась и захватила-таки голову рыбы в свою пасть. И тут же скрылась под воду.
Рыбаки знают: если около берега появились белухи (а с ними нерпы), то в воде много рыбы. Рыбаки ловят рыбу, выходя на лодках в лиман недалеко от берега, а также непосредственно с берега.
16-07. Отход катера.С воды хорошо видно место выхода из Анадырского лимана в открытое море (точнее – в Анадырский залив Берингова моря). На фото, слева – мыс берега (где находится поселок Угольные Копи), справа – скалистый островок Алюмка. (Фото 419)

Изображение
419_Анадырский лиман, справа – о. Алюмка

Снова показалась низменная часть Анадыря. (Фото 420)

Изображение
420_На катере на фоне г. Анадырь

16-38. Причал г. Анадырь.
17-30. Зашел перекусить в кафе «Ибица». Окрошка, компот, хлеб - 250 руб. (Фото 421)

Изображение
421_В кафе «Ибица», г. Анадырь

Ожидаю посадку на теплоход, который отправляется в бухту Лаврентия. В планах – добраться до мыса Дежнёва. Схема маршрута предстоящей поездки показана на карте 08.
Вложения
От Анадыря до мыса Дежнёва - 08_IMG_4559b.jpg
От Анадыря до мыса Дежнёва - 08_IMG_4559b.jpg (77.51 КБ) 7266 просмотров
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

21 августа 2015 г., (продолжение).
18-50. Я - на судне «Капитан Сотников», стоимость билета - 9600 руб. (В 2013 г. я заплатил около 10 тыс. рублей за поездку на теплоходе по Енисею, в каюте 2-го класса, от Красноярска до Дудинки; а это – 4 суток пути).
Долгая погрузка. Сначала загрузили основной груз: офисное оборудование для какого-то банка в селе Лаврентия; суммарная масса - около 500 кг.
Затем стали впускать людей. На судне около 100 сидячих мест. Сначала посадили пассажиров, которые едут до бухты Лаврентия. В первую очередь - семьи с детьми, затем остальные.
В последнюю очередь стали впускать тех, кто направляется в бухту Провидения. К этому моменту большая часть мест уже занята (я тоже успел занять отдельное кресло). Но на всех пассажиров сидячих мест не хватило. «Неудачники» пока стоят. Потом они находят какие-то закутки, присаживаются. Ночью, возможно, и прилягут где-то на полу.
Кресло довольно удобное: спинка откидывается назад, как в автобусах дальнего следования. Есть телевизор. Но далеко от меня. Телевизор находится около передней стены салона, а мое место - почти в самом конце.
20-10. Анадырь. Отправление теплохода «Капитан Сотников».

Большинство пассажиров начало засыпать; я - тоже. (Фото 422)

Изображение
422_В салоне теплохода «Капитан Сотников»
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

22 августа 2015 г., 51 -й день, суббота. На теплоходе «Капитан Сотников».
Примерно в половине четвертого ночи (03 час 28 мин) мы достигли 180-го градуса долготы, и перешли в Западное полушарие (подробнее см. в отчете «Немного географии и арифметики» за 23 августа 2015 г.).
6-30. Подъем. Проснулся сам, без будильника; выспался.
6-57. Море спокойное. Сквозь дымку угадывается солнце. Не холодно.
Вокруг - море. Только слева по борту, на горизонте, видны отдельные, разрозненные выступы. Это вершины гор. Основания их не видны: они за горизонтом.
7-30. Почти все люди еще спят. (Фото 423)

Изображение
423_Почти все люди на теплоходе еще спят

На теплоходе, процентов десять пассажиров - русские, остальные - чукчи.
С 7-30 начинает работать буфет, по расписанию: завтрак, обед, ужин. (Режим работы буфета: 07-30…9-00, 14-00…16-00, 19-00…22-00.) Продают «мивину» в баночках, чай, кофе, булочки - всё дорого. Например, бутылка пива 0,5 л - 140 руб.
Буфетчица налила мне в термос кипятка (свой я вылил вчера утром в аэропорту – из-за перевеса). Еда: «мивина» плюс конфеты.
9-00. Начали показывать какой-то американский фильм (названия фильма почему-то не указано) - из жизни молодой пары (мужчина - женщина).
10-40. Видна большая стая чаек, но необычного, черного цвета. Далее, вперемешку, встречались чайки: и черные и белые. Черные чайки, по размеру – чуть меньше обычных белых чаек, которые у нас встречаются повсеместно: в бассейнах рек, на побережьях Азовского и Черного морей.
11-37. Вышел подышать на палубу. (Фото 424)

Изображение
424_В Анадырском заливе Берингова моря

Рядом находился Афанасий, землемер из Якутии; он по контракту едет в село Лаврентия. (Фото 425)

Изображение
425_Афанасий, землемер из Якутии

Судно идет в пределах видимости берега - то ближе, то дальше. Местность – гористая, нагромождение голых скал, которые во многих местах круто уходят в воду. В расщелинах скал видны островки снега. (Фото 426)

Изображение
426_Суровые берега востока Чукотки

11-51. Примерно в 300 – 400 м от судна видел косатку (это местные сказали) – черно-белого цвета; она несколько раз появилась на поверхности.
Справка.
Косатка – крупный хищный дельфин; имеет контрастный чёрно-белый окрас. Самцы достигают в длину 10 м и имеют массу до 8 т. Каждая популяция косаток обладает узкой специализацией. Так, некоторые популяции специализируются на сельди, другие охотятся преимущественно на ластоногих.
Ластоно́гие – отдельный отряд млекопитающих, объединяющий тюленей и моржей.
Косатку не следует путать с касаткой. Так обычно называют один из видов ласточки, а также некоторые рыбы семейства косатковых.
Справка.
На Чукотке живут, в основном (кроме русских, конечно), чукчи и эвенки. На северо-восточном побережье (залив Лаврентия) – живут эвенки. Ловят рыбу, тюленей, моржей. На юге (район Анадыря) – живут чукчи. Чукчей делят на прибрежных (рыболовство) и материковых (оленеводство).

ВОСЬМОЕ независимое случайное событие.
13-35. Совершенно СЛУЧАЙНО по соседству со мной сидел мужчина, оказавшийся членом строительной бригады, которая ехала в село Уэлен. Немного позже (в 17-15) познакомился с бригадиром строителей Павлом, который пообещал, по возможности, взять меня на Уэлен со своей бригадой.
Уэлен находится немного дальше, чем мыс Дежнёва. Понятие «дальше» в данном случае имеет принципиальное значение. Если бы Уэлен находился ближе мыса Дежнёва, то эти строители были бы мне бесполезны в плане достижения мыса Дежнёва.
Восьмым независимым случайным событием является факт, что на теплоходе я познакомился с бригадой строителей, которые пообещали, по возможности, способствовать достижению мною мыса Дежнёва.

21-10. Поселок Провидения. Находится в глубине узкой одноименной бухты. Расстояние от входа в бухту до поселка - большое (думаю: не менее 10 км, так как теплоход шел туда около часа).
Поселок – маленький. Кроме портовых помещений, всего одна улица. Купил плитку черного шоколада – 120 руб.
Наблюдение.
Чукчи практически поголовно курят (мужчины, женщины, в том числе и совсем молодые девушки).

Сразу не оценил.
Когда наше судно заходило в порт, я автоматически, по привычке, делал фотоснимки. Судно «Капитан Сотников» подошло к причалу. Во время стоянки прошелся по единственной (которую увидел) улице и составил впечатление: убогий поселок; и такой же порт.
И вот уже дома, при написании отчета, я просмотрел свой архив снимков и нашел это фото. (Фото 427)

Изображение
427_В порту Провидения

Смотрю и глазам не верю: на фото отчетливо виден огромный современный лайнер (по меньшей мере – пяти палубный). Что за диво? Как в этой «дыре», буквально на краю света (без преувеличения) могло оказаться такое судно, и как же я мог не обратить на него внимания, не расспросить соседей-пассажиров о нем?
Последнее обстоятельство я объясняю своей невнимательностью, торопливостью (хочется и на порт посмотреть с палубы судна и побыстрее спуститься в холл, чтобы успеть прогуляться по поселку). Ну, а насчет «дыры» и суперлайнера – прочитайте о поселке и порте «Справку», взятую из Википедии.
Справка.
Провидения - посёлок городского типа, административный центр Провиденского района Чукотского автономного округа. Население – 2082 чел. (2016 г.): эскимосы, русские. Расположен в юго-восточной части Чукотского полуострова, на побережье одноименной бухты Берингова моря. На противоположном берегу бухты находятся посёлок Урелики и аэродром «Бухта Провидения».
Порт Провидения - арктический морской порт федерального значения. В границы порта включены акватории морских терминалов Уэлен и Лаврентия. Является пунктом формирования караванов судов (с осадкой до 9 м), следующих под проводкой ледоколов по Северному морскому пути. Грузопассажирские перевозки на местных линиях осуществляются между портом и пунктами Чукотского полуострова. В порт осуществляют заходы суда с иностранными туристами с Аляски.

Вот и прояснилось. Поселок, сам по себе, пусть и не впечатляет, но «Порт Провидения», порт - каков? И нет ничего удивительного, что у причала порта стоит современный лайнер: это судно с иностранными туристами.
Выясняется еще одно обстоятельство. Оказывается, главным портом (базой) на Чукотском побережье является вовсе не порт Анадыря, а порт Провидения. И чукотский флот, в том числе и теплоход «Капитан Сотников», базируется именно здесь.
О пользе написания «Отчета». Если бы после возвращения из путешествия я не писал бы «Отчет», то по многим вещам (и по порту Провидения, в том числе) я был бы в неведении.
«Ради интереса» посмотрел на карте порты, в которые заходят суда, идущие по Северному морскому пути из Мурманска (Архангельска) во Владивосток. Это: Диксон (Дудинка), Хатанга, Тикси, Провидения, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. К настоящему моменту я уже был в портах Диксон, Дудинка и Провидения. Когда был на Таймыре, реально мог попасть в Хатангу (тогда прорабатывал возможность попасть оттуда на мыс Челюскина – это более короткий путь), но … не сложилось.
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

23 августа 2015 г., 52 -й день, воскресенье. На теплоходе «Капитан Сотников» - село Лаврентия – мыс Дежнёва - село Лаврентия.
00 час. 00 мин. Отход теплохода от причала поселка Провидения. Сон.
6-15. Подъем. Погода хорошая, море спокойное.
Кто-то еще спит. Многие пассажиры высадились вчера ночью в поселке Провидения, и сейчас на борту судна достаточно сидений, где можно отдохнуть. (Фото 428)

Изображение
428_Утро в салоне теплохода

Позавтракал. В буфете налили в термос кипятка. Развел «мивину». Кроме того, в «меню» вошло: лук, хлеб, конфеты.
Расспрашиваю у пассажиров, как можно попасть на мыс Дежнёва. Один из пассажиров (зовут Дмитрий) дал телефон. Нужно будет позвонить на базу Дауртин, узнать о возможности поездки на мыс Дежнёва.
8-35. Погода хорошая. Пассажиры, среди которых дети, подростки, вышли на палубу, созерцают просторы Анадырского залива. (Фото 429)

Изображение
429_В Анадырском заливе

Я тоже вышел на палубу подышать арктическим воздухом. (Фото 430)

Изображение
430_На палубе теплохода

Видел кита, туловище было на поверхности; махнул хвостом и ушел на глубину.
10-34. Встречным курсом прошел контейнеровоз. (Фото 431)

Изображение
431_Контейнеровоз в Анадырском заливе

10-53. Чукотка – суровый край. Сейчас, в конце лета, в некоторых местах вдоль берега лежит снег. И уже не растает до прихода скорой уже зимы. (Фото 432)

Изображение
432_Летний снег у побережья Чукотки

10-57. Заходим в залив Лаврентия. Далеко впереди едва угадываются контуры одноименного села. Идем вперед, вперед и вот уже (11-45) зримо различимы низкие (в основном) строения села Лаврентия у подножья невысокого холма. (Фото 433)

Изображение
433_Село Лаврентия

На рейде стоит огромных размеров российский танкер Пилад, выкрашенный в традиционный ярко-красный арктический цвет. (Фото 434)

Изображение
434_Танкер Пилад

11-50. Теплоход «Капитан Сотников» стал у причала порта села Лаврентия. (Фото 435)

Изображение
435_В порту Лаврентия

Справка.
Лаврентия - село, центр Чукотского района Чукотского АО с географическими координатами 65º35'02” северной широты и 170º59'20” западной долготы. Единственный районный центр Чукотки, имеющий сельский статус. Расположено на южном берегу залива Лаврентия напротив селения Пинакуль, в 600 км к северо-востоку от Анадыря. Население – 1345 человек (2016 г.).
Пинакуль – покинутое селение. Находится на северном берегу залива Лаврентия, напротив села Лаврентия. Постоянного населения нет. На данный момент - это небольшая перевалочная база для местных зверобоев.
Немного географии и арифметики.
Напомню интересный факт. Западная часть Чукотского автономного округа (примерно три четверти территории) находится в Восточном полушарии, а остальная, восточная часть Чукотки - в Западном полушарии. Граница между полушариями проходит, как известно, по 180 меридиану. В Восточном полушарии долгота меняется от нуля (Гринвичский меридиан) до 180 градусов. В Западном же полушарии долгота меняется от 180 градусов до нулевого (Гринвичского) меридиана.
В частности, город Анадырь находится в Восточном полушарии (177º31'00” восточной долготы), а село Лаврентия и мыс Дежнёва – в Западном полушарии (для них долгота местоположения равна соответственно 170º59'20” и 169º39'07” западной долготы).
Когда теплоход «Капитан Сотников» шел из Анадыря в бухту Лаврентия, то перешел из Восточного полушария в Западное. Мне захотелось узнать, когда же это произошло. Используя сведения из географии, проведем небольшие арифметические вычисления, приведенные ниже.
Расстояние от Анадыря до бухты Лаврентия – 600 км. Теплоход прошел это расстояние за 37 часов (25 часов от Анадыря до бухты Провидения плюс 12 часов от бухты Провидения до бухты Лаврентия). Средняя скорость теплохода равна 600 км / 37 ч = 16,2 км/ч.
От Анадыря в направлении бухты Провидения теплоход двигался примерно по 65 параллели. 1 градус 65 широты составляет 47,2 км (взято из таблицы Википедии). Анадырь (долгота 177,5 градуса в.д.) отстоит от 180 меридиана на 2,5 градуса (180,0 – 177,5). Это составляет 2,5 * 47,2 = 118 км. Теплоход проходит это расстояние за 118 / 16,2 = 7,3 ч или за 7ч 18 мин.
Теплоход покинул порт Анадыря 21 августа в 20 час. 10 мин. Добавим сюда 7час. 18 мин. Получается, что теплоход пересек границу 180-го меридиана 22 августа в 03 час. 28 мин. (примерно в половине четвертого ночи).
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

23 августа 2015 г., (продолжение 1).
ДЕВЯТОЕ независимое случайное событие.
При высадке из теплохода – очередная проверка пограничников. В моем пропуске есть разрешение на посещение бухты Лаврентия и мыса Дежнёва. Но выясняется, что, возможно, я должен буду заехать в село Уэлен, а потом уже добираться до мыса Дежнёва. А вот разрешения на посещение Уэлена в имеющемся у меня пропуске нет (а «Дополнение» к пропуску я так и не получил). Этот вопрос я стал выяснять у пограничников. Они куда-то звонили, уточняли и … разрешили мне посетить село Уэлен. Позже, кто-то из местных пояснил, что формально пограничники могли и не разрешить посещение Уэлена на том основании, что этот пункт не был указан в моем пропуске. Пограничники поступили не формально. Они посчитали, что село Уэлен как бы включается в территорию, окружающую мыс Дежнёва. Это был «скользкий» момент на пути к достижению мыса Дежнёва.
Девятым независимым случайным событием является факт, что пограничники по СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ разрешили поездку на мыс Дежнёва через село Уэлен, хотя оно не было вписано в моем пропуске.

Хорошо, что «переговоры» с пограничниками длились недолго и завершились к тому моменту, когда бригада строителей закончила выгружать на берег свой груз. Если бы моё «выяснение отношений» с пограничниками затянулось, то строители вряд ли стали дожидаться меня и уехали бы. И это (глядя с их стороны) было бы правильным, так как погода в этих краях не предсказуемая, и «застрять» в Лаврентия им явно не улыбалось. В этом случае мое посещение мыса Дежнёва было бы под вопросом.
Действительно, у строителей все было рассчитано по минутам. Как только строители прошли погранично-таможенные формальности, мы все с грузом (и я со своими рюкзаками) погрузились в Уазик, который нас дожидался. Минут через десять мы были в небольшой бухточке и сразу же перенесли вещи в лодки. На фото 436 строители обсуждают переезд в село Уэлен. На дальнем плане виден стоящий у причала теплоход «Капитан Сотников». (Фото 436)

Изображение
436_Строители перед поездкой в село Уэлен

ДЕСЯТОЕ независимое случайное событие.
Бригада строителей арендовала две моторные металлические лодки. Всего в бригаде – 7 человек; распределение по лодкам (кроме рулевых): три строителя – в одной лодке и четыре строителя – во второй. Одно место оказывается свободным. Но оно вполне могло быть занятым, так как желающих уехать в такое горячее время в село Уэлен всегда достаточно.
Десятым независимым случайным событием является факт, что одно свободное место в лодке никто не зарезервировал, и оно досталось мне.

12-55. Отход лодки из бухты Лаврентия.
Вложения
Схема поездки от бухты Лаврентия до мыса Дежнёва - 09_IMG_4563b.jpg
Схема поездки от бухты Лаврентия до мыса Дежнёва - 09_IMG_4563b.jpg (82.33 КБ) 7225 просмотров
Познай себя и мир
Аватара пользователя
kros
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2015 г. Сингапур - мыс Пиай ... Юго-Восток ... Гонконг - Китай - мыс Дежнёва

Сообщение kros »

23 августа 2015 г., (продолжение 2).
ОДИННАДЦАТОЕ независимое случайное событие.
Итак, двумя лодками, мы отошли от берега села Лаврентия.
Планировалось, что мы («наша» лодка, то есть та, где я нахожусь) высадимся на небольшое время, примерно на полчаса, на мыс Дежнёва, сфотографируемся. Затем пойдем на Уэлен. Строители разгрузятся, а я этой же лодкой вернусь в бухту Лаврентия. Но получилось иначе.
12-59. Уже на ходу устраиваемся в лодке, «обживаем» её. (фото 437, 438)

Изображение
437_К поездке на мыс Дежнёва – готов

Изображение
438_Член строительной бригады

13-23. Вторая лодка (где я не находился) была с более мощным мотором, пошла вперед, и через малое время скрылась из виду. Больше я ее не видел. На фото хорошо различимы рулевой и четверо членов строительной бригады. (Фото 439)

Изображение
439_Лодка со строителями

13-32. На несколько минут зашли в селение Нунямо.
Справка.
Нунямо - покинутое селение. Так же, как селение Пинакуль, является перевалочной базой для зверобоев.

Рулевой (он - местный, думаю, что – эвенк) извлек из лодки и оставил на берегу несколько личных, наполненных чем-то мешков. Берег здесь – это неприветливые скалы, уходящие в воду. Остается (и то, не везде) узкая полоска (менее метра) у кромки воды, покрытая галькой и камнями. Остатки селения находятся за скалой. (Фото 440)

Изображение
440_Берег бывшего селения Нунямо

Наша лодка (в ней, кроме рулевого, находились бригадир Павел, двое рабочих-строителей и я), хотя и медленнее, чем первая, двигалась вперед. Срезая путь, мы шли довольно далеко от берега, не упуская его, однако, из виду.
Погода была хорошая: солнечно, безветренно. Все пассажиры сидели на днище лодки, укрывшись плотным непромокаемым покрывалом. Когда лодка набрала ход, возник встречный ветер, очень сильный. Все легли на дно, с головой укрывшись покрывалом. Я, время от времени, высовывал голову, руку с фотоаппаратом, и что-то снимал, в основном, птиц. Потом снова прятался от ветра.
13-38. Птиц здесь действительно великое множество. Подобного скопления птиц где-то в другом месте я не видел. (Фото 441)

Изображение
441_Птичий «базар»

13-48. Наблюдение.
Небольшие, с голубя, толстенькие разноцветные птички буквально бегут по воде 5 - 8 м, оставляя видимый след; затем взлетают. (Фото 442)

Изображение
442_Бегущие по волнам (это – о птицах)

А потом лодка вошла собственно в район Берингова пролива. Вид и характеристика моря резко изменились. По воде пошла крупная рябь. Моторку швыряло о волны. Трясло так, как будто едешь на жесткой телеге, без рессор, на большой скорости по сильно ухабистой дороге. Лодка – металлическая. Она взлетала вверх, и тут же падала плашмя на воду. Все эти жесткие удары никак не амортизировались и доставались людям.
Справка.
Берингов пролив - пролив, который разделяет Азию и Северную Америку и соединяет Северный Ледовитый океан с Тихим океаном. Наименьшая ширина – 86 км, наименьшая глубина фарватера – 36 м. Назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга, который прошёл по проливу в 1728 году. Однако за 80 лет до Беринга, по этому же проливу с севера на юг прошёл Семён Дежнёв, именем которого назван мыс на Чукотке.

Наконец, мы подошли к мысу Дежнёва. Во время перехода мы лежали лицом к корме лодки. Теперь лодка замедлила ход, развернулась на 180 градусов, и я впервые увидел берег с остатками снега, скалы и знаменитый памятник Дежнёву (чуть правее середины снимка). (Фото 443)

Изображение
443_Первая встреча с мысом Дежнёва

Памятник находится на невысокой скале; далее идут более высокие горы. Светлый памятник хорошо контрастирует с темным задним планом. (Фото 444)

Изображение
444_Памятник Дежнёву находится среди гор

Когда лодка сбавила ход, встречный ветер утих. Народ оживился. Люди встали со дна лодки, чтобы размять онемевшие суставы. (Фото 445)

Изображение
445_Рабочие-строители в лодке

Я готовлюсь к высадке на берег. (Фото 446)
Изображение
446_Вместе с бригадиром строителей Павлом (по центру снимка)

Лодка идет к берегу. (Фото 447)

Изображение
447_За минуту до высадки на мыс Дежнёва
Познай себя и мир
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [поисковый робот] и 3 гостя