Направление Красноармейск - Лозовая
Добавлено: 22 дек 2008, 15:23
В начале 80-х гг. начался настоящий бум на пригородные поезда, поскольку народ начал массово ездить на дачные участки. Еще с 70-х гг. железная дорога Красноармейск - Доброполье - Лозовая была знаменита своими "народными" пригородными маршрутами Доброполье - Попасная (через Красноармейск, Рою, Донецк, Горловку) и Иловайск - Лозовая (через Донецк, Рою, Красноармейск). Последний "по просьбам трудящихся" c cредины 70-х гг. заходил в Кураховку, а с конца 80-х гг. - и в Доброполье.
Поезд Иловайск - Лозовая - Иловайск был популярен среди тех, кому надо было рано попасть в Донецк, и вернуться засветло. Также на нем ездили и возили товары на базар города Горняк из Кураховки утром, а возвращались на автобусе. Поезд № 9 из Москвы прибывал в Донецк в 11 часов, а Иловайск - Лозовая уходил в 15 часов, можно было ехать на автовокзал или ждать 4 часа поезда. На поезд № 10 в Москву в 16 часов многие пересаживались с поезда из Доброполье - Попасная, который приходил в Донецк тоже в 15 часов. Поезд Попасная - Доброполье - Попасная был популярен еще для тех, кто утром ехал из Донецка, а днем возвращался в город, а для Доброполья он был долгое время единственным ежедневным.
Маршрут следования поезда Иловайск - Лозовая - Иловайск примерно такой: Иловайск 13.30, Макеевка- Пассажирская 14.15, Донецк 15.00, Острый 16.00, Цукуриха 16.30, Кураховка 17.00, Цукуриха 17.30, Красноармейск 18.00, Лозовая 22.00. Обратно: Лозовая 00.00, Красноармейск 4.00, Цукуриха 4.30, Кураховка 5.00, Цукуриха 5.30, Острый 6.00, Донецк 7.00, Макеевка-Пассажирская 7.30, Иловайск 8.30. От Цукурихи до Кураховки поезд шел минут 20 с долгими стоянками по Цукурихе и Кураховке, где менял направление движения.
Поезд Попасная - Доброполье шел приблизительно в 3.00 из Попасной, в 6.30 из Донецка, 9.20 из Красноармейска, в 10.20 - 10.40 - стоянка по Доброполью, 11.40 - из Красноармейска, ок. 15.00 поезд был в Донецке, в 18.30 - в Попасной. Хотя, расписание этого "экспресса" было более изменчиво во времени, нежели у лозовского.
Кроме "долгоиграющих" дизельпоездов ходили "петушки" (1-3 вагона под ЧМЭ3) Красноармейск - Дубово, Красноармейск - Кураховка и Красноармейск - Доброполье. Из надежных источников известно так же, что были пассажирские дальние поезда (вероятно, сезонные) на участке Рутченково - Цукуриха - Красноармейск и в Доброполье, но их расписания я пока не достал. Мне нелегко писАть об этом, поскольку пришлось воочию наблюдать закат рокады - я жил в этих местах. С 1984-85 гг. я видел все эти составы, как и многочисленные грузовые. А до 1992-1993 гг. на станциях направления работало багажное отделение! Давайте обо всем по-порядку...
Давайте проанализируем каждую из пар пригородных поездов лозовского направления. На рокаде было негласное правило: поезда из Дубово при встрече с поездами в Дубово, пропускали последних.
1). 13.30 Иловайск - 22.00/0.00 Лозовая - 8.30 Иловайск. Рационально заполнен был прямой рейс, т.к. был подвязан к электропоезду на Харьков (читай - на рынок). На обратном рейсе поезд был лишь хорошим вариантом попадания из Лозовой в Донецк к утру; от Лозовой до Рои он шел полупустой, а в Доброполье заходил только когда ехал на Лозовую.
2). 6.20 Красноармейск - 9.20/9.50 Дубово - 13.50 в выходные дни и каникулярное время (15.20 в дни учебы в школе). Этот поезд был сетеобразующим, т.е. для утреннего выезда и дальнейших пересадок на Харьков, Полтаву. Так же эта пара использовалась для перевозки учеников между селами Добропольского района и школой в Новодонецком (ст. Легендарная). От Легендарной в Александровку и обратно люди ездили на работу.
3). 8.00 Легендарная - 9.40 Красноармейск. На Легендарную вагон шел с предыдущей парой, далее вагон шел в Красноармейск, подхватывая пассажиров, не успевших на утренние автобусы. Т.е. предыдущая пара шла в Дубово под 2 локомотивами ЧМЭ3 до Легендарной, далее 1 вагон шел под ЧМЭ3 на Красноармейск. Все бы хорошо, но "петушки" обслуживали добропольские локомотивы. Далее продолжите сами.
4). 15.50 Красноармейск - 18.50/19.10 Дубово - 22.00 Красноармейск. Поезд был больше заполнен на обратном рейсе, поскольку был подвязан по Дубово к электропоезду из Харькова, везущему людей с рынка. На прямом рейсе его заполняемость была так же высокой - ок. 80 %, поскольку на него попадали пассажиры с рынка или трудового дня в Красноармейске.
5). 22.30-23.00 Красноармейск - 1.30/3.00 Дубово - 5.40 Красноармейск. Поезд был рационально заполнен на обратном рейсе, поскольку вез пассажиров из Александровки - Новодонецкого на работу или рынок в Красноармейск в самое время бума на автобусы. На прямом рейсе в нем дышалось просторно - можно было спать на нижних полках.
В 1993 г. отменили пару Иловайск - Лозовая - Иловайск, точнее сократили ее до Красноармейска, немного перекаверкав расписание - теперь в Красноармейск он прибывал в 22.00 (одно время пару Иловайск - Красноармейск - Иловайск переводили в разряд летних). Практически по расписанию дизеля (естественно, без захода в Доброполье) пустили "петушок" Красноармейск - Дубово. Иными словами, волну (маршрут с пересадками) из Донецка в Лозовую разорвали. В 1994 г. временно отменяли поезд Красноармейск - Дубово, тот что из Красноармейска в 22.30.
В 1994 г. почти та же участь постигла и попаснянскую пару, с разницей того, что дизельпоезд в Доброполье следующие 4 года ходил не из Попасной, а из Иловайска; имелись пары Иловайск - Доброполье - Макеевка-Грузовая - Донецк-2 - Иловайск. В 1994 г. из Красноармейска в Доброполье пустили по одновагонному "петушку" утром и вечером (говорят, для перевозки рабочих, но пассажиры их не гнушались тоже). Увеличение количества "коротких" маршрутов пригородных поездов в начале 90-х гг. пришлось как нельзя кстати: стремительно обедневшее население предпочло "петушки" подорожавшим и ходившим нерегулярно автобусам.
Итак, вместо дизельпоезда Лозовая - Иловайск имели пару "петушков" Красноармейск - Дубово - Красноармейск и дизельпоездов Иловайск - Красноармейск - Иловайск. Вместо Доброполье - Попасная - пару дизельпоездов Иловайск - Доброполье - Макеевка-Груз. - Донецк-2 - Иловайск и Попасная - Донецк - Попасная. Со временем разорвалась и попаснянская волна - поезд Доброполье - Макеевка приходил в Донецк через час после отправления дизельпоезда на Попасную. Да, чуть не забыл о кураховском направлении. В 1995 г. к трем существующим парам Красноармейск - Кураховка (из Красноармейска соответственно в 6.30, 13-15.30 и 18.30) добавилась пара, отправляющаяся из Красноармейска в 2.00. На обратном рейсе "петушок" вез на работу жителей Кураховки, Горняка и Селидово в целом. Как потом увидим, эта пара сыграла не последнюю роль в увядании пригородного движения на участке Красноармейск - Дубово. Рейсы на 2.00, 6.30, 13-15.30 выполнялись 2-вагонным составом, потом этот поезд в 18.40 выполнял рейс на Дубово (обратно в Красноармейск прибывал в 1.30); рейс в 18.30 выполнялся 1 вагоном, утром следующим из Легендарной.
В феврале 1996 г. отменили поезд Донецк - Попасная, создав дополнительную пересадку на сим маршруте по Никитовке. В июне 1996 г. отменили, на сей раз навсегда, рейс 22.30 Красноармейск - 1.30/3.00 Дубово - 5.40 Красноармейск. Для спасения положения лучше было бы назначить пару 18.40 Красноармейск - 21.30/3.00 Дубово - 5.40 Красноармейск, которая была бы рационально заполнена на обеих направлениях, но это были кураховские вагоны, нужные в 4 часа по Кураховке.
В 1996 г. завершилось эпизодическое движение между Добропольем и Легендарной по шахтной линии через Лунную. Если в 80-х гг. был ежедневный рейс Иловайск - Доброполье - Лозовая, то в 90-х гг. раз в 2 года во время ремонта участка Мерцалово - Легендарная по линии Доброполье - Легендарная пускали дубовские "петушки". Потеряв запасной ход, перестали проводить в достаточных объемах ремонты основного хода. За последние 15 лет время следования от Красноармейска до Дубово увеличилось примерно на час.
В 1997 г. страну поразил глубочайший топливный кризис: поезда массово отменялись, многие навсегда, многие на зиму. Такая ситуация повторилось в 1998 г., когда сократили пару Иловайск - Доброполье до Красноармейска, пустив дополнительный "петушок" Красноармейск - Доброполье, согласованный с иловайским дизельпоездом. Добропольский дизельпоезд прекратил свое существование. Зимой 1999-2000 гг. иловайские дизельпоезда вообще ходили по дням (от 2 до 5 дней в неделю). За 1996-99 гг. отменили 2 из 4 пар "петушков" Красноармейск - Дубово, которые, справедливости ради сказать, особо не страдали отсутствием пассажиропотока. Волны пригородных поездов на Харьков и на Купянск стали неудобными.
Что характерно, годы 1996-97-й стали началом бума на автобусы и маршрутки вдоль рокады и на других пригородных и междугородных рейсах. Намек понятен, кому ДонЖД отдала своих пассажиров? Последние 10 лет характерны для Донецкой ЖД падением пассажиропотока в пригородных поездах в 1,5-2 раза. Это связано с рядом причин. Во-первых, с середины 90-х гг. наблюдаются попытки увеличения числа автобусов и (о, нет!!!) микроавтобусов на маршрутах. Они-то и отобрали львиную долю пассажирооборота у ЖД-транспорта благодаря следующим причинам. Касательно направления Донецк - Александровка, в 1997 г. сделаны первые попытки (правда, неудачные) запуска дополнительных вечерних рейсов Донецк - Белозерское. Несколько таких попыток привели к 2000 г. к увеличению числа рейсов Красноармейск - Белозерское. Дальше начали внедрять маршрутки.
28 мая 1998 г. из Доброполья отправился последний дизельпоезд на Донецк - Макеевку-Грузовую.
А события 2001 г. вообще ни в какие ворота не лезут! Тогда ковыряли участок Красноармейск - Мерцалово, а в графике были 2 пары пригородных поездов Красноармейск - Дубово (отправление из Красноармейска в 6.20 и 15.50) плюс прицепной вагон к утренней паре до Легендарной, который на обратном пути возвращался в Красноармейск как отдельный пригородный. На время ремонта был введен следующий график основного состава: 6.20 Красноармейск - 9.15/9.45 Дубово - 11.35/16.25 Мерцалово - 18.50/19.15 Дубово - 22.10 Красноармейск. То, что отменен заезд поезда в Красноармейск, т.е. фактически отсутствует самая востребованная пара в графике, взбудоражило многих, и донецкая ЖД "выручила" несчастных пассажиров: установила курсирование прицепного вагона Красноармейск - Мерцалово, прицепляемого затем к Дубовскому составу.
Такие инновации вызвали неизбежную давку в прицепном вагоне. Помнится такая зарисовка из моего студенчества: забитый вагон с населенностью стоячих мест 5-6 человек на кв. метр, сидячие, естественно все заняты. Я с трудом пробираюсь к выходу, но тамбур забит не менее, чем проход в поезде. Проводница пытается открыть дверь, т.к. поезд прибыл на ст. Родинская (мой пункт назначения в 1995-2002 гг.), у нее ничего не получается - рукой некуда дергать, т.к. кругом тела терпеливых пассажиров. Наконец у проводницы появилось возможность дернуть дверь, но от резкого дерганья дверь придавила проводнице (пардон за интимные подробности) грудь. СтОит ли говорить после этого, что окончательно открывать дверь пришлось пассажирам? Руку на отсечение даю, что эта эпопея навсегда запомнилась многим пассажирам, и при первой же возможности они начали "линять" на автобусы и маршрутки Александровско-Лозовского направления! А тогда окончание ремонта многими было воспринято как благо, и в 2001-2007 гг. на участке наступило затишье. По крайней мере, как тогда казалось...
Люди, начиная с 2002-2003 гг., массово "пересаживались" на шинокопытный транспорт. Он был быстрее (хоть и дороже), и ходил чаще. Кроме того, он обеспечивал связь Александровки с Добропольем, чего не делал пригородный ЖД-транспорт с середины 80-х гг. С 1997 по 2007 гг. количество рейсов автобусов и маршруток на Добропольско-Александровском направлении увеличилось в 7 раз, а поездов - уменьшилось в 2 раза. Подливало масло в огонь отношение Донецкой ЖД к пассажирам в плане обеспечения пересадок в пригородном ЖД-сообщении. К примеру, начиная с 1996 г. утренний поезд Красноармейск - Дубово отправлялся из Красноармейска в 6.20, а электропоезд из Донецка, который мог быть потенциальным "наполнителем" Дубовского "экспресса" пассажирами, прибывал в Красноармейск в 6.25...6.35. Издевательство, да и только! Еще пример: электропоезд на Донецк отправлялся из Красноармейска в 15.15, а потенциальный его "клиент" из Дубово - Легендарной прибывал в 15.25...15.40! Что нужно при пятиминутном опоздании? Ждать следующего поезда нужного направления... от 3 до 10 часов!..
Мне пришлось поездить в поездах данного направления в 1995-2003 гг., лицезреть пик пассажиропотока в них. Такому пику было множество причин, основная из которых - малое количество авторейсов вплоть до 2001 г. Населенность вагонов ЦМО составляла в разные времена от 70 до 200 %. Даже в 2004 г. пассажиропоток, не смотря на все издевательства руководства Донецкой ЖД, был относительно высоким: от Красноармейска до Легендарной - Александровки - в среднем 50 %, а далее до Дубово - ок. 20-30 %. И это при обилии автобусов и маршруток! Не думаю, что за 3 года он изменился в сторону уменьшения более 10 %! Однако, в марте 2007 г. уменьшается составность поездов Красноармейск - Дубово с 2 до 1 вагона ЦМО, а так же отменяется утренняя пара Красноармейск - Дубово. Прицепной вагон до Легендарной продолжает курсировать по своему графику в качестве отдельного пригородного поезда. Вместо того, чтобы пересмотреть график движения поездов, назначить удобные пресадки на пригородные поезда Донецкого направления, учесть суточную миграцию населения на данном направлении, начали "убивать" то, что осталось!
Сравним количество рейсов автобусов и пригородных поездов в 1996-97 гг. и весной 2007 г.
Из Донецка, 1996-97 гг.:
- до Доброполья: 1-2 автобуса + 1 дизельпоезд;
- до Александровки: 3-4 автобуса;
- до Лозовой: 0-1 автобус.
Дополнительно из Красноармейска, 1996-97 гг.:
- до Доброполья: 2 "петушка" + 1 автобус (назначение: Краматорск);
- до Белозерского: 3-4 автобуса;
- до Дубово: 3-4 "петушка".
Из Донецка, 2007 г.:
- до Доброполья: 12 автобусов и маршруток;
- до Белозерского: 3 автобуса и маршрутки;
- до Новодонецкого: 5-6 автобусов и маршруток;
- до Александровки: 4-5 автобусов и маршруток;
- до Лозовой: 1 автобус.
Дополнительно из Красноармейска, 2007 г.:
- до Доброполья: 6-7 автобусов и маршруток (назначение: Доброполье, Краматорск, Славянск, Харьков);
- до Белозерского: 13-15 автобусов и маршруток;
- до Новодонецкого: 1 "петушок";
- до Дубово: 1 "петушок".
Все бы хорошо, но автопарк Добропольского АТП, теперь монополиста в области пассажирских перевозок вдоль участка Красноармейск - Доброполье - Дубово, состоитпреимущественно из микроавтобксов (Газель, Мерседес, Фольц и пр.) и малых автобусов "Богдан". И в час-пик они заполнены на 150-200 %. Дополнительных к ним авторейсов нет...
Во-вторых, уровень доходов населения с конца 90-х гг. возрос, автобус стал по цене не таким уж и заоблачным. Да и дачников по этой же причине осталось мало, а это первые "клиенты" пригородных поездов.
В-третьих, пригородный поезд в 99,9 % случаев уступает по скорости автобусу, а этот фактор в век ускорения не мог не сыграть свою роль. Кто остался верен пригородному поезду кроме фанатов (коих меньшинство)? Пенсионеры и студенты. По данным пресс-службы Донецкой ЖД, в пригородных поездах в 2006-2007 гг. "катались" от 60 до 80 % льготников. Это не только разорительно для госструктуры, но и смешно!
Год 2007-й стал фатальным для нового лозовского хода в плане пригородных перевозок. В марте-апреле были отменены все пригородные поезда на Доброполье. И это на фоне ускорения хода Донецк - Днепропетровск выглядит как черное пятно на белой рубахе. В марте сократили утренний рейс поезда Красноармейск - Дубово до Легендарной и количество вагонов в нем от 3 до 1. Дневную пару пока не тронули, но она опустела, т.к. ее пустили не в 16 часов из Красноармейска, а в 13 часов! Т.е. по Дубово пассажиры ждали 3 часа, чтобы пересесть на харьковскую элю, а по Харькову - ночевали в супернеудобном платном зале ожидания 7-8 часов!!! Остался и здесь 1 вагон... Самое смешное то, что ни одного автобуса, ни одной маршрутки после этой отмены не добавили. Автобусы Донецк - Александровка, например, забиты от Красноармейска до Новодонецкого на 150-200 %, а "подспорья" им не видать. В пригородные автобусы № 26 Красноармейск (ЖД-вокзал) - Белозерское попасть на сидячее место - тоже большой праздник...
6 апреля 2007 г. из Доброполья отправился последний пригородный поезд на Красноармейск!
С 1 АВГУСТА 2007 Г. ОТМЕНИЛИ ПОСЛЕДНИЕ ПОЕЗДА ПО РОКАДЕ - КРАСНОАРМЕЙСК - ЛЕГЕНДАРНАЯ И КРАСНОАРМЕЙСК - ДУБОВО ЗА ОТСУТСТВИЕМ ТРЕБУЕМОГО ПАССАЖИРОПОТОКА. Чего и следовало ожидать! ПОПУТНО ОТМЕНИЛИ ПОЕЗДА КРАСНОАРМЕЙСК - КУРАХОВКА. Вместо последней пары Красноармейск - Дубово пустили сквозной грузовой практически по графику отмененного "петушка". По графику утренней пары Красноармейск - Дубово пустили путеремонтный поезд с распространением проездных документов на него только для железнодорожников. Вообще, за 2007 г. ДонЖД лишилась пассажирского сообщения на 280 км веток и тупиков стальных магистралей! ПОЗОР, ПОМНОЖЕННЫЙ НА БЕСКОНЕЧНОСТЬ!
Запуск хозяйственного поезда стал неким компромиссом между руководством ЖД и жителями сел Добропольского и Александровского р-нов, которые не имеют автобусного сообщения с райцентрами. Пассажирооборот линии до сих пор держится в пределах 20-40 человек в сутки - люди даже ездят на нем за хлебом в соседние населенные пункты. С первой отменой утренней пары в марте 2007 г. люди готовы были ко всему, даже к выходу на рельсы. Дабы обеспечить бесперебойность работы, Донецкая ЖД решила пока что побаловать сельчан. Вообще, есть все основания полагать, что линию целенаправленно обесценивают, а последних пассажиров с нее умышленно выживают с целью приватизации первой. Кому это выгодно - могу ответить в ЛС, а сейчас не хочется излишне политизировать тему.
За неделю до внеочередных парламентских Выборов-2007, 21.09.07 г. было возобновлено курсирование пригородных поездов № 6181-82/6583-84 и № 6585-86/6587-88 Красноармейск - Дубово - Красноармейск. Курсирование прицепного вагона до Легендарной не возобновили. Несколькими днями ранее, 17.09.07 г. были восстановлены 2 пары поездов Красноармейск - Кураховка.
Но это оказалось лишь заигрыванием руководства железной дороги с пассажирами. 17.11.07 отменены все поезда Красноармейск - Кураховка и утренняя пара Красноармейск - Дубово. 22.11.07 отменена дневная пара Красноармейск - Дубово. Если ш-та "Пионер" (Новодонецкое) станет давать недостаточное количество угля, то линию Мерцалово - Дубово могут разобрать...
Примечательно так же то, что автотранспортники на сей раз воспользовались случаем продублировать волну Красноармейск - Дубово - Харьков, но автобус идет через Доброполье, Краматорск, Изюм. Отправление из Красноармейска - 6.40, из Харькова - 15.10. Значит, маршрут нужен был!!!
Поезд Иловайск - Лозовая - Иловайск был популярен среди тех, кому надо было рано попасть в Донецк, и вернуться засветло. Также на нем ездили и возили товары на базар города Горняк из Кураховки утром, а возвращались на автобусе. Поезд № 9 из Москвы прибывал в Донецк в 11 часов, а Иловайск - Лозовая уходил в 15 часов, можно было ехать на автовокзал или ждать 4 часа поезда. На поезд № 10 в Москву в 16 часов многие пересаживались с поезда из Доброполье - Попасная, который приходил в Донецк тоже в 15 часов. Поезд Попасная - Доброполье - Попасная был популярен еще для тех, кто утром ехал из Донецка, а днем возвращался в город, а для Доброполья он был долгое время единственным ежедневным.
Маршрут следования поезда Иловайск - Лозовая - Иловайск примерно такой: Иловайск 13.30, Макеевка- Пассажирская 14.15, Донецк 15.00, Острый 16.00, Цукуриха 16.30, Кураховка 17.00, Цукуриха 17.30, Красноармейск 18.00, Лозовая 22.00. Обратно: Лозовая 00.00, Красноармейск 4.00, Цукуриха 4.30, Кураховка 5.00, Цукуриха 5.30, Острый 6.00, Донецк 7.00, Макеевка-Пассажирская 7.30, Иловайск 8.30. От Цукурихи до Кураховки поезд шел минут 20 с долгими стоянками по Цукурихе и Кураховке, где менял направление движения.
Поезд Попасная - Доброполье шел приблизительно в 3.00 из Попасной, в 6.30 из Донецка, 9.20 из Красноармейска, в 10.20 - 10.40 - стоянка по Доброполью, 11.40 - из Красноармейска, ок. 15.00 поезд был в Донецке, в 18.30 - в Попасной. Хотя, расписание этого "экспресса" было более изменчиво во времени, нежели у лозовского.
Кроме "долгоиграющих" дизельпоездов ходили "петушки" (1-3 вагона под ЧМЭ3) Красноармейск - Дубово, Красноармейск - Кураховка и Красноармейск - Доброполье. Из надежных источников известно так же, что были пассажирские дальние поезда (вероятно, сезонные) на участке Рутченково - Цукуриха - Красноармейск и в Доброполье, но их расписания я пока не достал. Мне нелегко писАть об этом, поскольку пришлось воочию наблюдать закат рокады - я жил в этих местах. С 1984-85 гг. я видел все эти составы, как и многочисленные грузовые. А до 1992-1993 гг. на станциях направления работало багажное отделение! Давайте обо всем по-порядку...
Давайте проанализируем каждую из пар пригородных поездов лозовского направления. На рокаде было негласное правило: поезда из Дубово при встрече с поездами в Дубово, пропускали последних.
1). 13.30 Иловайск - 22.00/0.00 Лозовая - 8.30 Иловайск. Рационально заполнен был прямой рейс, т.к. был подвязан к электропоезду на Харьков (читай - на рынок). На обратном рейсе поезд был лишь хорошим вариантом попадания из Лозовой в Донецк к утру; от Лозовой до Рои он шел полупустой, а в Доброполье заходил только когда ехал на Лозовую.
2). 6.20 Красноармейск - 9.20/9.50 Дубово - 13.50 в выходные дни и каникулярное время (15.20 в дни учебы в школе). Этот поезд был сетеобразующим, т.е. для утреннего выезда и дальнейших пересадок на Харьков, Полтаву. Так же эта пара использовалась для перевозки учеников между селами Добропольского района и школой в Новодонецком (ст. Легендарная). От Легендарной в Александровку и обратно люди ездили на работу.
3). 8.00 Легендарная - 9.40 Красноармейск. На Легендарную вагон шел с предыдущей парой, далее вагон шел в Красноармейск, подхватывая пассажиров, не успевших на утренние автобусы. Т.е. предыдущая пара шла в Дубово под 2 локомотивами ЧМЭ3 до Легендарной, далее 1 вагон шел под ЧМЭ3 на Красноармейск. Все бы хорошо, но "петушки" обслуживали добропольские локомотивы. Далее продолжите сами.
4). 15.50 Красноармейск - 18.50/19.10 Дубово - 22.00 Красноармейск. Поезд был больше заполнен на обратном рейсе, поскольку был подвязан по Дубово к электропоезду из Харькова, везущему людей с рынка. На прямом рейсе его заполняемость была так же высокой - ок. 80 %, поскольку на него попадали пассажиры с рынка или трудового дня в Красноармейске.
5). 22.30-23.00 Красноармейск - 1.30/3.00 Дубово - 5.40 Красноармейск. Поезд был рационально заполнен на обратном рейсе, поскольку вез пассажиров из Александровки - Новодонецкого на работу или рынок в Красноармейск в самое время бума на автобусы. На прямом рейсе в нем дышалось просторно - можно было спать на нижних полках.
В 1993 г. отменили пару Иловайск - Лозовая - Иловайск, точнее сократили ее до Красноармейска, немного перекаверкав расписание - теперь в Красноармейск он прибывал в 22.00 (одно время пару Иловайск - Красноармейск - Иловайск переводили в разряд летних). Практически по расписанию дизеля (естественно, без захода в Доброполье) пустили "петушок" Красноармейск - Дубово. Иными словами, волну (маршрут с пересадками) из Донецка в Лозовую разорвали. В 1994 г. временно отменяли поезд Красноармейск - Дубово, тот что из Красноармейска в 22.30.
В 1994 г. почти та же участь постигла и попаснянскую пару, с разницей того, что дизельпоезд в Доброполье следующие 4 года ходил не из Попасной, а из Иловайска; имелись пары Иловайск - Доброполье - Макеевка-Грузовая - Донецк-2 - Иловайск. В 1994 г. из Красноармейска в Доброполье пустили по одновагонному "петушку" утром и вечером (говорят, для перевозки рабочих, но пассажиры их не гнушались тоже). Увеличение количества "коротких" маршрутов пригородных поездов в начале 90-х гг. пришлось как нельзя кстати: стремительно обедневшее население предпочло "петушки" подорожавшим и ходившим нерегулярно автобусам.
Итак, вместо дизельпоезда Лозовая - Иловайск имели пару "петушков" Красноармейск - Дубово - Красноармейск и дизельпоездов Иловайск - Красноармейск - Иловайск. Вместо Доброполье - Попасная - пару дизельпоездов Иловайск - Доброполье - Макеевка-Груз. - Донецк-2 - Иловайск и Попасная - Донецк - Попасная. Со временем разорвалась и попаснянская волна - поезд Доброполье - Макеевка приходил в Донецк через час после отправления дизельпоезда на Попасную. Да, чуть не забыл о кураховском направлении. В 1995 г. к трем существующим парам Красноармейск - Кураховка (из Красноармейска соответственно в 6.30, 13-15.30 и 18.30) добавилась пара, отправляющаяся из Красноармейска в 2.00. На обратном рейсе "петушок" вез на работу жителей Кураховки, Горняка и Селидово в целом. Как потом увидим, эта пара сыграла не последнюю роль в увядании пригородного движения на участке Красноармейск - Дубово. Рейсы на 2.00, 6.30, 13-15.30 выполнялись 2-вагонным составом, потом этот поезд в 18.40 выполнял рейс на Дубово (обратно в Красноармейск прибывал в 1.30); рейс в 18.30 выполнялся 1 вагоном, утром следующим из Легендарной.
В феврале 1996 г. отменили поезд Донецк - Попасная, создав дополнительную пересадку на сим маршруте по Никитовке. В июне 1996 г. отменили, на сей раз навсегда, рейс 22.30 Красноармейск - 1.30/3.00 Дубово - 5.40 Красноармейск. Для спасения положения лучше было бы назначить пару 18.40 Красноармейск - 21.30/3.00 Дубово - 5.40 Красноармейск, которая была бы рационально заполнена на обеих направлениях, но это были кураховские вагоны, нужные в 4 часа по Кураховке.
В 1996 г. завершилось эпизодическое движение между Добропольем и Легендарной по шахтной линии через Лунную. Если в 80-х гг. был ежедневный рейс Иловайск - Доброполье - Лозовая, то в 90-х гг. раз в 2 года во время ремонта участка Мерцалово - Легендарная по линии Доброполье - Легендарная пускали дубовские "петушки". Потеряв запасной ход, перестали проводить в достаточных объемах ремонты основного хода. За последние 15 лет время следования от Красноармейска до Дубово увеличилось примерно на час.
В 1997 г. страну поразил глубочайший топливный кризис: поезда массово отменялись, многие навсегда, многие на зиму. Такая ситуация повторилось в 1998 г., когда сократили пару Иловайск - Доброполье до Красноармейска, пустив дополнительный "петушок" Красноармейск - Доброполье, согласованный с иловайским дизельпоездом. Добропольский дизельпоезд прекратил свое существование. Зимой 1999-2000 гг. иловайские дизельпоезда вообще ходили по дням (от 2 до 5 дней в неделю). За 1996-99 гг. отменили 2 из 4 пар "петушков" Красноармейск - Дубово, которые, справедливости ради сказать, особо не страдали отсутствием пассажиропотока. Волны пригородных поездов на Харьков и на Купянск стали неудобными.
Что характерно, годы 1996-97-й стали началом бума на автобусы и маршрутки вдоль рокады и на других пригородных и междугородных рейсах. Намек понятен, кому ДонЖД отдала своих пассажиров? Последние 10 лет характерны для Донецкой ЖД падением пассажиропотока в пригородных поездах в 1,5-2 раза. Это связано с рядом причин. Во-первых, с середины 90-х гг. наблюдаются попытки увеличения числа автобусов и (о, нет!!!) микроавтобусов на маршрутах. Они-то и отобрали львиную долю пассажирооборота у ЖД-транспорта благодаря следующим причинам. Касательно направления Донецк - Александровка, в 1997 г. сделаны первые попытки (правда, неудачные) запуска дополнительных вечерних рейсов Донецк - Белозерское. Несколько таких попыток привели к 2000 г. к увеличению числа рейсов Красноармейск - Белозерское. Дальше начали внедрять маршрутки.
28 мая 1998 г. из Доброполья отправился последний дизельпоезд на Донецк - Макеевку-Грузовую.
А события 2001 г. вообще ни в какие ворота не лезут! Тогда ковыряли участок Красноармейск - Мерцалово, а в графике были 2 пары пригородных поездов Красноармейск - Дубово (отправление из Красноармейска в 6.20 и 15.50) плюс прицепной вагон к утренней паре до Легендарной, который на обратном пути возвращался в Красноармейск как отдельный пригородный. На время ремонта был введен следующий график основного состава: 6.20 Красноармейск - 9.15/9.45 Дубово - 11.35/16.25 Мерцалово - 18.50/19.15 Дубово - 22.10 Красноармейск. То, что отменен заезд поезда в Красноармейск, т.е. фактически отсутствует самая востребованная пара в графике, взбудоражило многих, и донецкая ЖД "выручила" несчастных пассажиров: установила курсирование прицепного вагона Красноармейск - Мерцалово, прицепляемого затем к Дубовскому составу.
Такие инновации вызвали неизбежную давку в прицепном вагоне. Помнится такая зарисовка из моего студенчества: забитый вагон с населенностью стоячих мест 5-6 человек на кв. метр, сидячие, естественно все заняты. Я с трудом пробираюсь к выходу, но тамбур забит не менее, чем проход в поезде. Проводница пытается открыть дверь, т.к. поезд прибыл на ст. Родинская (мой пункт назначения в 1995-2002 гг.), у нее ничего не получается - рукой некуда дергать, т.к. кругом тела терпеливых пассажиров. Наконец у проводницы появилось возможность дернуть дверь, но от резкого дерганья дверь придавила проводнице (пардон за интимные подробности) грудь. СтОит ли говорить после этого, что окончательно открывать дверь пришлось пассажирам? Руку на отсечение даю, что эта эпопея навсегда запомнилась многим пассажирам, и при первой же возможности они начали "линять" на автобусы и маршрутки Александровско-Лозовского направления! А тогда окончание ремонта многими было воспринято как благо, и в 2001-2007 гг. на участке наступило затишье. По крайней мере, как тогда казалось...
Люди, начиная с 2002-2003 гг., массово "пересаживались" на шинокопытный транспорт. Он был быстрее (хоть и дороже), и ходил чаще. Кроме того, он обеспечивал связь Александровки с Добропольем, чего не делал пригородный ЖД-транспорт с середины 80-х гг. С 1997 по 2007 гг. количество рейсов автобусов и маршруток на Добропольско-Александровском направлении увеличилось в 7 раз, а поездов - уменьшилось в 2 раза. Подливало масло в огонь отношение Донецкой ЖД к пассажирам в плане обеспечения пересадок в пригородном ЖД-сообщении. К примеру, начиная с 1996 г. утренний поезд Красноармейск - Дубово отправлялся из Красноармейска в 6.20, а электропоезд из Донецка, который мог быть потенциальным "наполнителем" Дубовского "экспресса" пассажирами, прибывал в Красноармейск в 6.25...6.35. Издевательство, да и только! Еще пример: электропоезд на Донецк отправлялся из Красноармейска в 15.15, а потенциальный его "клиент" из Дубово - Легендарной прибывал в 15.25...15.40! Что нужно при пятиминутном опоздании? Ждать следующего поезда нужного направления... от 3 до 10 часов!..
Мне пришлось поездить в поездах данного направления в 1995-2003 гг., лицезреть пик пассажиропотока в них. Такому пику было множество причин, основная из которых - малое количество авторейсов вплоть до 2001 г. Населенность вагонов ЦМО составляла в разные времена от 70 до 200 %. Даже в 2004 г. пассажиропоток, не смотря на все издевательства руководства Донецкой ЖД, был относительно высоким: от Красноармейска до Легендарной - Александровки - в среднем 50 %, а далее до Дубово - ок. 20-30 %. И это при обилии автобусов и маршруток! Не думаю, что за 3 года он изменился в сторону уменьшения более 10 %! Однако, в марте 2007 г. уменьшается составность поездов Красноармейск - Дубово с 2 до 1 вагона ЦМО, а так же отменяется утренняя пара Красноармейск - Дубово. Прицепной вагон до Легендарной продолжает курсировать по своему графику в качестве отдельного пригородного поезда. Вместо того, чтобы пересмотреть график движения поездов, назначить удобные пресадки на пригородные поезда Донецкого направления, учесть суточную миграцию населения на данном направлении, начали "убивать" то, что осталось!
Сравним количество рейсов автобусов и пригородных поездов в 1996-97 гг. и весной 2007 г.
Из Донецка, 1996-97 гг.:
- до Доброполья: 1-2 автобуса + 1 дизельпоезд;
- до Александровки: 3-4 автобуса;
- до Лозовой: 0-1 автобус.
Дополнительно из Красноармейска, 1996-97 гг.:
- до Доброполья: 2 "петушка" + 1 автобус (назначение: Краматорск);
- до Белозерского: 3-4 автобуса;
- до Дубово: 3-4 "петушка".
Из Донецка, 2007 г.:
- до Доброполья: 12 автобусов и маршруток;
- до Белозерского: 3 автобуса и маршрутки;
- до Новодонецкого: 5-6 автобусов и маршруток;
- до Александровки: 4-5 автобусов и маршруток;
- до Лозовой: 1 автобус.
Дополнительно из Красноармейска, 2007 г.:
- до Доброполья: 6-7 автобусов и маршруток (назначение: Доброполье, Краматорск, Славянск, Харьков);
- до Белозерского: 13-15 автобусов и маршруток;
- до Новодонецкого: 1 "петушок";
- до Дубово: 1 "петушок".
Все бы хорошо, но автопарк Добропольского АТП, теперь монополиста в области пассажирских перевозок вдоль участка Красноармейск - Доброполье - Дубово, состоитпреимущественно из микроавтобксов (Газель, Мерседес, Фольц и пр.) и малых автобусов "Богдан". И в час-пик они заполнены на 150-200 %. Дополнительных к ним авторейсов нет...
Во-вторых, уровень доходов населения с конца 90-х гг. возрос, автобус стал по цене не таким уж и заоблачным. Да и дачников по этой же причине осталось мало, а это первые "клиенты" пригородных поездов.
В-третьих, пригородный поезд в 99,9 % случаев уступает по скорости автобусу, а этот фактор в век ускорения не мог не сыграть свою роль. Кто остался верен пригородному поезду кроме фанатов (коих меньшинство)? Пенсионеры и студенты. По данным пресс-службы Донецкой ЖД, в пригородных поездах в 2006-2007 гг. "катались" от 60 до 80 % льготников. Это не только разорительно для госструктуры, но и смешно!
Год 2007-й стал фатальным для нового лозовского хода в плане пригородных перевозок. В марте-апреле были отменены все пригородные поезда на Доброполье. И это на фоне ускорения хода Донецк - Днепропетровск выглядит как черное пятно на белой рубахе. В марте сократили утренний рейс поезда Красноармейск - Дубово до Легендарной и количество вагонов в нем от 3 до 1. Дневную пару пока не тронули, но она опустела, т.к. ее пустили не в 16 часов из Красноармейска, а в 13 часов! Т.е. по Дубово пассажиры ждали 3 часа, чтобы пересесть на харьковскую элю, а по Харькову - ночевали в супернеудобном платном зале ожидания 7-8 часов!!! Остался и здесь 1 вагон... Самое смешное то, что ни одного автобуса, ни одной маршрутки после этой отмены не добавили. Автобусы Донецк - Александровка, например, забиты от Красноармейска до Новодонецкого на 150-200 %, а "подспорья" им не видать. В пригородные автобусы № 26 Красноармейск (ЖД-вокзал) - Белозерское попасть на сидячее место - тоже большой праздник...
6 апреля 2007 г. из Доброполья отправился последний пригородный поезд на Красноармейск!
С 1 АВГУСТА 2007 Г. ОТМЕНИЛИ ПОСЛЕДНИЕ ПОЕЗДА ПО РОКАДЕ - КРАСНОАРМЕЙСК - ЛЕГЕНДАРНАЯ И КРАСНОАРМЕЙСК - ДУБОВО ЗА ОТСУТСТВИЕМ ТРЕБУЕМОГО ПАССАЖИРОПОТОКА. Чего и следовало ожидать! ПОПУТНО ОТМЕНИЛИ ПОЕЗДА КРАСНОАРМЕЙСК - КУРАХОВКА. Вместо последней пары Красноармейск - Дубово пустили сквозной грузовой практически по графику отмененного "петушка". По графику утренней пары Красноармейск - Дубово пустили путеремонтный поезд с распространением проездных документов на него только для железнодорожников. Вообще, за 2007 г. ДонЖД лишилась пассажирского сообщения на 280 км веток и тупиков стальных магистралей! ПОЗОР, ПОМНОЖЕННЫЙ НА БЕСКОНЕЧНОСТЬ!
Запуск хозяйственного поезда стал неким компромиссом между руководством ЖД и жителями сел Добропольского и Александровского р-нов, которые не имеют автобусного сообщения с райцентрами. Пассажирооборот линии до сих пор держится в пределах 20-40 человек в сутки - люди даже ездят на нем за хлебом в соседние населенные пункты. С первой отменой утренней пары в марте 2007 г. люди готовы были ко всему, даже к выходу на рельсы. Дабы обеспечить бесперебойность работы, Донецкая ЖД решила пока что побаловать сельчан. Вообще, есть все основания полагать, что линию целенаправленно обесценивают, а последних пассажиров с нее умышленно выживают с целью приватизации первой. Кому это выгодно - могу ответить в ЛС, а сейчас не хочется излишне политизировать тему.
За неделю до внеочередных парламентских Выборов-2007, 21.09.07 г. было возобновлено курсирование пригородных поездов № 6181-82/6583-84 и № 6585-86/6587-88 Красноармейск - Дубово - Красноармейск. Курсирование прицепного вагона до Легендарной не возобновили. Несколькими днями ранее, 17.09.07 г. были восстановлены 2 пары поездов Красноармейск - Кураховка.
Но это оказалось лишь заигрыванием руководства железной дороги с пассажирами. 17.11.07 отменены все поезда Красноармейск - Кураховка и утренняя пара Красноармейск - Дубово. 22.11.07 отменена дневная пара Красноармейск - Дубово. Если ш-та "Пионер" (Новодонецкое) станет давать недостаточное количество угля, то линию Мерцалово - Дубово могут разобрать...
Примечательно так же то, что автотранспортники на сей раз воспользовались случаем продублировать волну Красноармейск - Дубово - Харьков, но автобус идет через Доброполье, Краматорск, Изюм. Отправление из Красноармейска - 6.40, из Харькова - 15.10. Значит, маршрут нужен был!!!