Встречи в музее и на телеканале "Жовта ричка", беседы с главным геологом шахты "Новая" и руководителем турклуба "Восток".
Путешествия тем и хороши, что посещение одного объекта влечёт за собой изучение новой темы, а самое главное знакомит с новыми интересными людьми и дарит встречи с уже знакомыми.
Вот и я, решил проверить, где же всё-таки был первый карьер Желтореченского месторождения. Казалось бы, зная что рудник начинался в Весёлой Ивановке, там и надо было искать его.
Библиотекари из клуба "Родина" Анна Викторовна и Таисия Ивановна показали мне из окна на бугор, что на правом берегу речки Жёлтой. Якобы это и есть тот первый карьер, но, слова их не были уверенными и требовали проверки.
Ещё раз просматриваю книги
- 2018. Жёлтые Воды. - IMG_20181110_104740~2.jpg (1.85 МБ) 9643 просмотра
- 2018. Жёлтые Воды. - IMG_20181110_104840~4.jpg (1.75 МБ) 9643 просмотра
В просмотренной литературе нахожу лишь, что "в 1895 году рудопромышленник Львов на арендованной у крестьян Весёло-Ивановки 870 десятин земли построил рудник "Львовский карьер".
- 2018. Жёлтые Воды. - IMG_20181110_110249~3.jpg (1.18 МБ) 9643 просмотра
Но конкретное место не указано.
Позвонил моему знакомому
Антоненко Николаю Николаевичу - руководителю турклуба "Восток". Однако и он точно не знает. Рассказал, что водит школьников на Кочубеевский карьер в с. Антоновка. Это по пути из Жёлтых Вод в Кривой Рог. Карьер находится в 5 км. от трассы, если подниматься вверх по течению речки Жёлтая. Там красивые места.
Решил ещё раз зайти в местный музей.
- 2018. Жёлтые Воды. - IMG_20181108_144805_HHT.jpg (3.66 МБ) 9771 просмотр
Кобзарь Елена Григорьевна - директор музея ещё раз показала мне уголок с макетом первых карьеров и фотографиями, но где он находился и как пройти к этому месту точно не знает.
- 2018. Жёлтые Воды. - IMG_20181108_145220_HHT.jpg (3.66 МБ) 9769 просмотров
- 2018. Жёлтые Воды. - IMG_20181108_145212_HHT.jpg (3.81 МБ) 9769 просмотров
- 2018. Жёлтые Воды. - IMG_20181108_145753_HHT.jpg (3.28 МБ) 9769 просмотров
По телефону она связалась
с директором местной телестудии "Жовта Ричка" Андреем Викторовичем Яковлевым. Когда-то с ним и делегацией они туда ездили.
Бегу на телестудию. Встречаюсь с Яковлевым А.В. Телестудия небольшая и он здесь во многих ипостасях, сейчас готовит эфир и очень занят. Да и сам не сможет рассказать как пройти к этому карьеру. Даёт телефон своего отца. Говорит, что лучше его в городе, всё равно никто не знает.
Звоню,
знакомлюсь с Яковлевым Виктором Михайловичем бывшим главным геологом шахты "Новая". Он уже на пенсии, но, по-прежнему, любит историю и является ярым пропагандистом индустриального туризма. Написал много статей на эту тему.
Да! Мои сомнения о нахождении первого Желтореченского карьера в Весёлой Ивановке были не напрасны.
Виктор Михайлович рассказал, что первый карьер действительно назывался вначале Львовским, но позже его называли Главным, Шварца и т.д. Расположен он рядом с бывшей шахтой "Капитальная". Так как эта шахта, как впрочем и другие, уже не работает, то рассказал мне подробно,
как к нему пройти.
В Весёлой Ивановке тоже есть карьеры, но они более поздние. К ним я немножко не дошёл. Сразу за клубом "Родина" есть 2 карьера: слева "Коллоти", справа "Будённовский".
Говорили мы и о ВостГОКе, о карьерах Первомайском и Антоновском, снабжающие его рудой сегодня. Оба они находятся в городе Терны (это северная окраина Кривого Рога) и расположены в теле метеоритного кратера, который упал на землю около 300 млн. лет тому назад. Изначально его диаметр был 15 км., а сегодня 6 км.
Говорить на эту тему Виктор Михайлович может долго. Посоветовал посмотреть его телевизионные выступления на сайте "Жовта Рiчка" в разделе "Имеется мнение", а также в тургруппе Кривого Рога в разделе "Индустриальный туризм". Ему не нравится, что возможности нашего края для этого вида туризма неисчерпаемы, но никто этим не хочет заниматься и бесценные исторические объекты разрушаются.
В свою очередь, я поддержал его и привел пример разрушенных шахт пусковых установок РВСН в Первомайске, Николаевской обл. На подобных объектах вблизи Сары Озека (Казахстан) служил я в 70-х годах. Гордился тем, что мне удалось видеть то, что не каждый мог увидеть тогда. Я всегда считал, что после горбачёвской "перестройки" вместо того, чтобы уничтожать эти объекты, каждый из них мог стать музеем. Уверен, что от посетителей не было бы отбоя. И от этого был бы хоть какой-то доход. Но главнее всего, посетив их, наши люди испытали бы те же чувства гордости за силу и мощь нашей страны, которое испытывал я и все, кому удалось на них служить. Сколько бы валюты можно было бы получить от американских, и из других стран, туристов. При небольших дополнительных вложениях, реально можно было бы организовать их обратную доставку домой в США через космос на корабле типа "Союз". Но теперь все это разбито и безвозвратно утеряно, как утеряна память о былой мощи нашей экономики. Обо всём этом "пекутся" поклонники индустриального туризма. Но, пока, поддержки от деньго-имущих не находят.
Жители Жёлтых Вод, более других, осознают эти потери. Ибо также понимают, что они и построенные их руками объекты и сам город достойны восхищения потомков.
Беседа с Виктором Михайловичем - была разговором единомышленников, любящих историю и путешествия.