Благодаря друзьям, совершил очередное путешествие "По следам Андрея Первозванного".
Находили следы его миссионерских трудов на Соловецких островах и на пути к ним.
На фото:
- На Соловках:
- У стен Соловецкой крепости:
- У храма Андрея Первозванного на Соловецких островах, построенного Петром І в 1702 году:
- Спасибо друзьям, кто помог совершить это путешествие! (с Валентиной, Татьяной, Анной, Еленой, Татьной):
2024.08.06-21 На Соловки
Модератор: Viktor
- Viktor
- Сообщения: 5655
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
2024.08.06-21 На Соловки
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5655
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Re: 2024.08.06-21 На Соловки
Нет лучше способа воспитания патриотизма, чем путешествие по родному краю. Понял это ещё в шестидесятые, когда, с этой целью, развивался и всячески поощрялся автостоп. Справедливость этого вывода неоднократно подтверждалась в очередных путешествиях.
Об этом же вспоминал и во время своего августовского 2024 года путешествия "По следам апостола Андрея", когда посещал Ростов - на - Дону, Каменск - Шахтинский, Воронеж, Елец, Ржевский мемориал, озеро Селигер, Валдай, Антониево-Дымскую пустынь, Тихвин, Свирь, Рабочеостровск, Соловецкие острова (Большой, Анзер, Заяцкий), Кемь, Вологду, дерневню Покровская,Толгу, Ярославль, Арзамас, Суворово, Дивеево, дерневню Цыгановка, х. Новоспасовку, Каменск - Шахтинский.
Об этом же вспоминал и во время своего августовского 2024 года путешествия "По следам апостола Андрея", когда посещал Ростов - на - Дону, Каменск - Шахтинский, Воронеж, Елец, Ржевский мемориал, озеро Селигер, Валдай, Антониево-Дымскую пустынь, Тихвин, Свирь, Рабочеостровск, Соловецкие острова (Большой, Анзер, Заяцкий), Кемь, Вологду, дерневню Покровская,Толгу, Ярославль, Арзамас, Суворово, Дивеево, дерневню Цыгановка, х. Новоспасовку, Каменск - Шахтинский.
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5655
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Re: 2024.08.06-21 На Соловки
Надеюсь, что все мы, во время своих путешествий, всегда будем помнить о миссионерских трудах нашего апостола Андрея и везде находить и видеть эти следы́, - следы Андрея Первозванного.
От него всё пошло у нас!!!
Помним, что любой храм, часовня, поклонный крест, построенный на нашей земле, есть лучшим памятником его трудам. И, главное, не забывать об этом!
Мы совершаем свои паломнические путешествия к местам достойных представителей церкви Христовой, отдавших служению ей всего себя - мучеников, великомученников, святителей, ... лиц равноапостольных, но всегда помним тех, кто были первыми посланниками Христа - его апостолов. Таким посланником в наш край был Святой апостол Андрей Первозванный!
Где бы мы ни были, к кому бы не совершали паломничество, всегда должны вспоминать апостола Андрея! Ибо с него всё у нас началось!
От него всё пошло у нас!!!
Помним, что любой храм, часовня, поклонный крест, построенный на нашей земле, есть лучшим памятником его трудам. И, главное, не забывать об этом!
Мы совершаем свои паломнические путешествия к местам достойных представителей церкви Христовой, отдавших служению ей всего себя - мучеников, великомученников, святителей, ... лиц равноапостольных, но всегда помним тех, кто были первыми посланниками Христа - его апостолов. Таким посланником в наш край был Святой апостол Андрей Первозванный!
Где бы мы ни были, к кому бы не совершали паломничество, всегда должны вспоминать апостола Андрея! Ибо с него всё у нас началось!
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5655
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Re: 2024.08.06-21 На Соловки
Русь стала христианской более тысячи лет назад – в 988 году. Но на протяжении почти шести веков русская православная церковь входила в состав Константинопольского патриархата. И лишь 435 лет назад здесь был образован самостоятельный патриархат – 5 февраля 1589 года в Успенском соборе московского кремля в этот сан был возведен первый Патриарх Всея Руси Иов.
23 января 1589 г. при Царе Феодоре Иоанновиче было учреждено патриаршество. Это было не только утверждением и признанием самостоятельности Русской Православной Церкви, это был также закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество.
первым Патриархом поставлен был святитель Иов.
В составленной тогда «Уложенной грамоте», под которой на первом месте стояла подпись Константинопольского Патриарха Иеремии, учреждение Патриаршества было мотивировано тем, что Москва стала «Третьим Римом».
Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Пётр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.
В (1721) году Пётр (I) принял решение окончательно упразднить патриаршество. Теперь главой Русской православной церкви формально становился сам государь. Закон, регламентирующий новое устройство Русской православной церкви, именовался «Духовным регламентом».
Комиссия отцов и преосвященных собирается вновь, чтобы провести освидетельствование святых останков и проверить истинность записанных исцелений. В результате в апреле 1757 года происходит первая канонизация в синодальный период — святитель Димитрий, митрополит Ростовский, причислен к лику святых, а его честные останки признаны святыми мощами.
Под влиянием этого события.
Императрица Елизавета Петровна считается официальной основательницей Ростова-на-Дону. Она учредила создание на месте нынешнего города Темерницкую таможню.
6 апреля 1761 года указом Елизаветы Петровны крепости было дано имя митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия, которого русская православная церковь причислила к лику святых. Позже название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов.
Нынешнее название город получил только в 1806 году.
Говоря про историю патриаршества,
Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.
Первым Патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский. До Октябрьской революции Русская церковь имела статус государственного института в Российской империи.
После революции 1917 года Церковь была отделена от государства и пережила период тяжелейших гонений.
4 сентября 1943 года состоялась встреча Сталина с тремя иерархами Русской православной церкви. Ее итогом стало восстановление Патриаршества.
23 января 1589 г. при Царе Феодоре Иоанновиче было учреждено патриаршество. Это было не только утверждением и признанием самостоятельности Русской Православной Церкви, это был также закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество.
первым Патриархом поставлен был святитель Иов.
В составленной тогда «Уложенной грамоте», под которой на первом месте стояла подпись Константинопольского Патриарха Иеремии, учреждение Патриаршества было мотивировано тем, что Москва стала «Третьим Римом».
Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Пётр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.
В (1721) году Пётр (I) принял решение окончательно упразднить патриаршество. Теперь главой Русской православной церкви формально становился сам государь. Закон, регламентирующий новое устройство Русской православной церкви, именовался «Духовным регламентом».
Комиссия отцов и преосвященных собирается вновь, чтобы провести освидетельствование святых останков и проверить истинность записанных исцелений. В результате в апреле 1757 года происходит первая канонизация в синодальный период — святитель Димитрий, митрополит Ростовский, причислен к лику святых, а его честные останки признаны святыми мощами.
Под влиянием этого события.
Императрица Елизавета Петровна считается официальной основательницей Ростова-на-Дону. Она учредила создание на месте нынешнего города Темерницкую таможню.
6 апреля 1761 года указом Елизаветы Петровны крепости было дано имя митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия, которого русская православная церковь причислила к лику святых. Позже название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов.
Нынешнее название город получил только в 1806 году.
Говоря про историю патриаршества,
Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.
Первым Патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский. До Октябрьской революции Русская церковь имела статус государственного института в Российской империи.
После революции 1917 года Церковь была отделена от государства и пережила период тяжелейших гонений.
4 сентября 1943 года состоялась встреча Сталина с тремя иерархами Русской православной церкви. Ее итогом стало восстановление Патриаршества.
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5655
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Re: 2024.08.06-21 На Соловки
Почему Москва — это Третий Рим? А где Второй?
Ответ на этот вопрос написан на страницах учебника истории за 6 класс. С Первым Римом всё ясно — это Рим. Тот самый Рим, который сейчас является столицей Италии. Во времена Римской империи его называли caput mundi, с латинского переводится как "центр мира". Затем Рим стал столицей христианства, главным городом христиан.
Когда Западная Римская Империя пала под натиском варваров, статус христианской столицы перешел к Константинополю, столице Византии, которая считала себя ни много ни мало Восточной Римской Империей. Так Константинополь стал Вторым Римом.
Но в 1453 году турки-османы взяли Константинополь и Византия перестала существовать как государство. Христианской столицей Константинополь всё ещё оставался, однако стоит рассмотреть этот период чуть-чуть подробнее.
Проблемы между русской православной церковью и греками
Буквально за пять лет до этого события во времена правления Василия II Русская православная церковь отделилась от греческой. Произошло это на московском соборе в 1448 году, когда митрополита выбрали сами русские. До этого "русских митрополитов" всегда спускали сверху, назначали в Константинополе, причем все русские митрополиты, кроме двух, почти пять веков были греками.
Выбрать-выбрали, но его должны были все равно утвердить (признать) греки. А они не утверждали. Не отвечали на письма митрополита и Василия II. В какой-то степени помог польско-литовский король Казимир IV, признав русского митрополита и его покровительство над западными российскими княжествами, которые в то время входили в его королевство.
Реклама
Продажа новых авто в Автосалоне. Приезжайте выбирайте!
Предоставляем автокредиты для жителей вновь присоединенных республик РФ. Ждем Вас!
О компанииСвяжитесь с намиАвтомобили в наличииНаши преимущества
автоцентртаганрог.рф
Перейти на сайт
Первый избранный на Руси метрополит Иона, которого греки так и не признали.
Но греки так и не пошли на уступки, ибо оказались под влиянием католиков, а в 1467 году и вовсе отлучили Московско-киевскую метрополию от своей церкви. В ответ русская церковь запретила вести любое церковное общение с Константинополем и западной частью киевской митрополии продолжавшей подчиняться про папскому патриарху контролируемому турками.
Лишь в 1484 году на церковном соборе в Константинополе была осуждена уния с Ватиканом. 45 лет понадобилось, чтобы Константинопольская патриархия наконец избавилась от католиков. Но свой авторитет она потеряла навсегда.
К тому же она сильно притеснялась турками и быстро беднела. А Русь в то же время становилась богаче и сильнее. В 1480 году при правлении Ивана III после стояния на реке Угре Москва сбросила с себя ордынское иго, ширилась и присоединила к себе Тверь, Новгород. Однако провозглашение Московского патриаршества и окончательное отделение произошло лишь в 1589 году (уже при сыне Ивана IV Грозного Фёдоре).
Почему всё-таки Москва стала Третьим Римом?
Вся эта история была важна для понимания того, как же Москва стала Третьим Римом, несмотря на на разногласия с греками.
Реклама
Продажа новых авто в Автосалоне. Приезжайте выбирайте!
Предоставляем автокредиты для жителей вновь присоединенных республик РФ. Ждем Вас!
О компанииСвяжитесь с намиАвтомобили в наличииНаши преимущества
автоцентртаганрог.рф
Перейти на сайт
На роль преемника претендовали и другие города. Сербы считали, что новым Римом должен стать Белград, болгары — Великое Тырново. Однако в XV веке большинство этих территорий так или иначе находилось под властью турок. А единственной независимой православной страной, которая к тому же сбросила с себя татаро-монгольское иго и с каждым годом крепла, была Русь с политическим и церковным центром в Москве.
Границы Османской Империи с начала XIV до конца XVII века.
Плюс ко всему Иван III, зашедший на престол в 1462 году был женат на Софье, которая до принятия православия звалась Зоей Палеолог и была племянницей последнего Византийского императора Константина XI Палеолога. В этом прослеживалась наследственность. К тому же примерно в это время гербом Российского государства стал двуглавый орёл, перекочевавший из Византии (снова намек на преемственность).
Венчание Ивана III и Софьи Палеолог.
Плюс история о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором. К тому же к концу XV века уже Москва спонсировала греческую церковь.
Реклама
Продажа новых авто в Автосалоне. Приезжайте выбирайте!
Предоставляем автокредиты для жителей вновь присоединенных республик РФ. Ждем Вас!
О компанииСвяжитесь с намиАвтомобили в наличииНаши преимущества
автоцентртаганрог.рф
Перейти на сайт
Таким образом в начале XVI века появилась концепция переноса "центра мира" в столицу русского государства, а её автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей, который в письмах Василию III говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.
Дошедшая до нас версия послания Филофея, звучит так: «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать».
Старец Филофей Псковский.
Несмотря на абсурдность и безосновательность этого утверждения, его приняли многие. Выгодность статуса "Москва — Третий Рим" для России понятна. Получив от Константинополя титут христианской столицы (пусть и неофициально), Российское государство получало и политическую преемственность от Византии. Тем самым укрепляла свою ролю и значение на мировой арене.
Но статус Третьего Рима накладывал на Москву и ряд обязательств. В частности защиту всех христиан, в том числе находившихся в подданстве Османской империи. Это означало, что русские будут воевать против турков. Это было выгодно уже ряду западных христианских стран, находящихся в зависимости или на грани войны с Османской империей.
В общем, так и получилось, что Москва стала Третьим Римом. После того, как всё свершилось, слова Филофея забылись, пока их вновь не вспомнили славянофилы в середине XIX века, которые описывали ими особый третий путь России, отличный от Западного и Восточного.
А вот ещё несколько интересных статьей:
Почему славянские 16 часов в сутках были правильнее и логичнее нынешних 24 часов (а Пётр I взял и отменил)
Этому не учат в школе
21 января 2022
5 непонятных слов из "Конька-горбунка", значение которых не понимают даже взрослые
Этому не учат в школе
30 декабря 2021
Старые русские меры длины в картинках и современных единицах измерения
Этому не учат в школе
18 ноября 2021
Не пропустите новые публикации
Подписаться
Комментарии
202
Сначала популярные
Сначала популярные
Написать комментарий
Войти, чтобы комментировать
Александр Буданов
2 г
Очень интересно и познавательно, спасибо автору!)
Маленькая неточность, с вашего позволения, ибо:
центр...еще
Ответить
62
Показать 9 ответов
Александр Творогов
2 г
Византия не считала себя Восточной Римской Империей, она ей была и даже Византией не называлась - это имя ей позже придумали западные историки. Кстати греки, граждане Восточной...еще
Ответить
30
Показать 7 ответов
Древний Грек
2 г
К сожалению, что Москва третий Рим, нигде в мире не знают. Лично задавал вопрос на Афоне. Они об этом не слышали.
Ответить
23
Показать 17 ответов
Ещё 50 комментариев из 72
Рекомендуем почитать
3 минуты
Путешествия, туризм, наука
Откуда взялся итальянский язык, если Древний Рим разговаривал на латыни?
23,4K · 1 год назад
8 минут
Секретные Материалы 20 века
Москва против Рима и Константинополя
1,7K · 1 год назад
1 минута
Прогулки по Вечному городу
Почему летом в России лучше, чем в Риме
159 · 1 неделю назад
1K
198
Ответ на этот вопрос написан на страницах учебника истории за 6 класс. С Первым Римом всё ясно — это Рим. Тот самый Рим, который сейчас является столицей Италии. Во времена Римской империи его называли caput mundi, с латинского переводится как "центр мира". Затем Рим стал столицей христианства, главным городом христиан.
Когда Западная Римская Империя пала под натиском варваров, статус христианской столицы перешел к Константинополю, столице Византии, которая считала себя ни много ни мало Восточной Римской Империей. Так Константинополь стал Вторым Римом.
Но в 1453 году турки-османы взяли Константинополь и Византия перестала существовать как государство. Христианской столицей Константинополь всё ещё оставался, однако стоит рассмотреть этот период чуть-чуть подробнее.
Проблемы между русской православной церковью и греками
Буквально за пять лет до этого события во времена правления Василия II Русская православная церковь отделилась от греческой. Произошло это на московском соборе в 1448 году, когда митрополита выбрали сами русские. До этого "русских митрополитов" всегда спускали сверху, назначали в Константинополе, причем все русские митрополиты, кроме двух, почти пять веков были греками.
Выбрать-выбрали, но его должны были все равно утвердить (признать) греки. А они не утверждали. Не отвечали на письма митрополита и Василия II. В какой-то степени помог польско-литовский король Казимир IV, признав русского митрополита и его покровительство над западными российскими княжествами, которые в то время входили в его королевство.
Реклама
Продажа новых авто в Автосалоне. Приезжайте выбирайте!
Предоставляем автокредиты для жителей вновь присоединенных республик РФ. Ждем Вас!
О компанииСвяжитесь с намиАвтомобили в наличииНаши преимущества
автоцентртаганрог.рф
Перейти на сайт
Первый избранный на Руси метрополит Иона, которого греки так и не признали.
Но греки так и не пошли на уступки, ибо оказались под влиянием католиков, а в 1467 году и вовсе отлучили Московско-киевскую метрополию от своей церкви. В ответ русская церковь запретила вести любое церковное общение с Константинополем и западной частью киевской митрополии продолжавшей подчиняться про папскому патриарху контролируемому турками.
Лишь в 1484 году на церковном соборе в Константинополе была осуждена уния с Ватиканом. 45 лет понадобилось, чтобы Константинопольская патриархия наконец избавилась от католиков. Но свой авторитет она потеряла навсегда.
К тому же она сильно притеснялась турками и быстро беднела. А Русь в то же время становилась богаче и сильнее. В 1480 году при правлении Ивана III после стояния на реке Угре Москва сбросила с себя ордынское иго, ширилась и присоединила к себе Тверь, Новгород. Однако провозглашение Московского патриаршества и окончательное отделение произошло лишь в 1589 году (уже при сыне Ивана IV Грозного Фёдоре).
Почему всё-таки Москва стала Третьим Римом?
Вся эта история была важна для понимания того, как же Москва стала Третьим Римом, несмотря на на разногласия с греками.
Реклама
Продажа новых авто в Автосалоне. Приезжайте выбирайте!
Предоставляем автокредиты для жителей вновь присоединенных республик РФ. Ждем Вас!
О компанииСвяжитесь с намиАвтомобили в наличииНаши преимущества
автоцентртаганрог.рф
Перейти на сайт
На роль преемника претендовали и другие города. Сербы считали, что новым Римом должен стать Белград, болгары — Великое Тырново. Однако в XV веке большинство этих территорий так или иначе находилось под властью турок. А единственной независимой православной страной, которая к тому же сбросила с себя татаро-монгольское иго и с каждым годом крепла, была Русь с политическим и церковным центром в Москве.
Границы Османской Империи с начала XIV до конца XVII века.
Плюс ко всему Иван III, зашедший на престол в 1462 году был женат на Софье, которая до принятия православия звалась Зоей Палеолог и была племянницей последнего Византийского императора Константина XI Палеолога. В этом прослеживалась наследственность. К тому же примерно в это время гербом Российского государства стал двуглавый орёл, перекочевавший из Византии (снова намек на преемственность).
Венчание Ивана III и Софьи Палеолог.
Плюс история о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором. К тому же к концу XV века уже Москва спонсировала греческую церковь.
Реклама
Продажа новых авто в Автосалоне. Приезжайте выбирайте!
Предоставляем автокредиты для жителей вновь присоединенных республик РФ. Ждем Вас!
О компанииСвяжитесь с намиАвтомобили в наличииНаши преимущества
автоцентртаганрог.рф
Перейти на сайт
Таким образом в начале XVI века появилась концепция переноса "центра мира" в столицу русского государства, а её автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей, который в письмах Василию III говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.
Дошедшая до нас версия послания Филофея, звучит так: «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать».
Старец Филофей Псковский.
Несмотря на абсурдность и безосновательность этого утверждения, его приняли многие. Выгодность статуса "Москва — Третий Рим" для России понятна. Получив от Константинополя титут христианской столицы (пусть и неофициально), Российское государство получало и политическую преемственность от Византии. Тем самым укрепляла свою ролю и значение на мировой арене.
Но статус Третьего Рима накладывал на Москву и ряд обязательств. В частности защиту всех христиан, в том числе находившихся в подданстве Османской империи. Это означало, что русские будут воевать против турков. Это было выгодно уже ряду западных христианских стран, находящихся в зависимости или на грани войны с Османской империей.
В общем, так и получилось, что Москва стала Третьим Римом. После того, как всё свершилось, слова Филофея забылись, пока их вновь не вспомнили славянофилы в середине XIX века, которые описывали ими особый третий путь России, отличный от Западного и Восточного.
А вот ещё несколько интересных статьей:
Почему славянские 16 часов в сутках были правильнее и логичнее нынешних 24 часов (а Пётр I взял и отменил)
Этому не учат в школе
21 января 2022
5 непонятных слов из "Конька-горбунка", значение которых не понимают даже взрослые
Этому не учат в школе
30 декабря 2021
Старые русские меры длины в картинках и современных единицах измерения
Этому не учат в школе
18 ноября 2021
Не пропустите новые публикации
Подписаться
Комментарии
202
Сначала популярные
Сначала популярные
Написать комментарий
Войти, чтобы комментировать
Александр Буданов
2 г
Очень интересно и познавательно, спасибо автору!)
Маленькая неточность, с вашего позволения, ибо:
центр...еще
Ответить
62
Показать 9 ответов
Александр Творогов
2 г
Византия не считала себя Восточной Римской Империей, она ей была и даже Византией не называлась - это имя ей позже придумали западные историки. Кстати греки, граждане Восточной...еще
Ответить
30
Показать 7 ответов
Древний Грек
2 г
К сожалению, что Москва третий Рим, нигде в мире не знают. Лично задавал вопрос на Афоне. Они об этом не слышали.
Ответить
23
Показать 17 ответов
Ещё 50 комментариев из 72
Рекомендуем почитать
3 минуты
Путешествия, туризм, наука
Откуда взялся итальянский язык, если Древний Рим разговаривал на латыни?
23,4K · 1 год назад
8 минут
Секретные Материалы 20 века
Москва против Рима и Константинополя
1,7K · 1 год назад
1 минута
Прогулки по Вечному городу
Почему летом в России лучше, чем в Риме
159 · 1 неделю назад
1K
198
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5655
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Re: 2024.08.06-21 На Соловки
Дими́трий Росто́вский (в миру Дани́ла (Дании́л) Са́ввич Тупта́ло; 11 (21) декабря 1651[3], местечко Макаров, Киевский полк, Войско Запорожское — 28 октября (8 ноября) 1709, Ростов Великий, Ярославщина, Русское царство) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский; духовный писатель, агиограф (автор известного сборника «Книга житий святых»), проповедник, педагог. Основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение.
«Книга житий святых» («Жития святых», «Че́тьи-Мине́и») — сборник житий святых, составленный святителем Димитрием Ростовским в 1684—1705 годы. Издан в Киеве в 1689—1705 годах[1]. При создании сборника были использованы русские (церковнославянские, в том числе «Великие Четьи-Минеи»), латинские (в том числе «Acta Sanctorum»), греческие, польские источники[2][1]. «Жития» стали крупнейшей агиографической работой Димитрия Ростовского[1], которую он выполнял около двадцати лет[2].
«Книга житий святых» («Жития святых», «Че́тьи-Мине́и») — сборник житий святых, составленный святителем Димитрием Ростовским в 1684—1705 годы. Издан в Киеве в 1689—1705 годах[1]. При создании сборника были использованы русские (церковнославянские, в том числе «Великие Четьи-Минеи»), латинские (в том числе «Acta Sanctorum»), греческие, польские источники[2][1]. «Жития» стали крупнейшей агиографической работой Димитрия Ростовского[1], которую он выполнял около двадцати лет[2].
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5655
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Re: 2024.08.06-21 На Соловки
святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
(1651–1709)
Биография
Дни памяти: 23 мая (5 июня) (Ростовских святых), 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей), 28 октября (10 ноября)
Ранний период жизни
Имя в Крещении — Даниил. Родился в местечке Макарьеве, близ города Киева в декабре 1651 года. Отец — казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей. В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря, принял монашеский постриг. Мать — Мария Михайловна († 1689), младшие сестры — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая.
В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. Впоследствии на базе этого училища была сформирована Духовная академия.
Монашеская жизнь
На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игуменом Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. На следующий год Димитрий был рукоположен Киевским митрополитом во диакона.
Священническое служение
В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где Димитрий пребывал до 1677 г. Архиепископ Лазарь, обратив внимание на нравственные достоинства Димитрия, ученость и замечательный дар слова, сделал его кафедральным проповедником.
В 1677 г. свт. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским, затем посетил Вильно и наконец поселился в Слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана Самойловича, лично знавшего свт. Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в январе 1679 г. вернулся в Чернигов и вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине.
Игуменское служение
В марте 1681 г. свт. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине.
Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил свт. Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых.
23 апр. 1684 г. Димитрий поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архимандрита Варлаама приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы), архим. Иннокентия (Гизеля), архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским), вскоре ставшим его ближайшим другом.
В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, свт. Димитрий вновь возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения.
4 февр. 1692 г. свт. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го тома «Книги житий...» (изд. в 1695). В середине 1694 г. свт. Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря. За 1-й том своего труда он удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й части «Книги житий...».
В 1699 г. свт. Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь.
Святительское служение
В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.
23 марта 1701 года был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни свт. Димитрий не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом монастыре. Святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий...», отменил свой указ о назначении в Тобольск. Живя в Москве, свт. Димитрий много проповедовал в столичных храмах.
4 января 1702 г. свт. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. 1 марта 1702 г. прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, святитель указал место своего будущего погребения в юго-зап. углу храма Св. Троицы. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися». Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов.
Знакомясь с положением дел, вскоре он обнаружил, что среди местного духовенства нередки необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям на фоне невежественности и равнодушия мирян. Нормализации этой ситуации святитель посвятил немало времени и сил. Свою задачу он видел в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства.
1 сент. 1702 г. в архиерейском доме была открыта ростовская грамматическая школа. Школа делилась на 3 класса: низший (грамматический), средний (латинский), высший (философский). Обучение начиналось с русской азбуки, чтения и письма, наиболее способные осваивали в особом классе латинский и греческий языки. В школе преподавали также катехизис, пение по нотам, стихосложение. Можно говорить о существовании театра в ростовской школе, в 1702-1704 гг. свт. Димитрий писал для него драмы и декламации.
При свт. Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично. Кроме того, в этот период он заканчивает работу над Житиями святых.
В 1705-1706 гг. святитель часто бывал в Москве, служил и проповедовал.
Последние годы жизни, преставление и почитание
В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей.
Житие свт. Димитрия и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Он был строгим постником, на 1-й и последней неделях Великого поста вкушал пищу один раз, значению поста посвящены многочисленные его проповеди. Святитель часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Известны также многочисленные свидетельства об исцелении им бесноватых.
Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.
Мощи святителя Димитрия почивали открыто в юго-зап. углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению имп. Елизаветы Петровны, государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Вместе с останками других Ростовских святых мощи святителя Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей, в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Яковлевском монастыре, мощи были возвращены в обитель и установлены в церкви во имя свт. Иакова Ростовского.
Почитание святителя началось сразу же после его кончины. Сохранились записи о многочисленных чудотворениях, совершавшихся при гробе святителя. В апреле 1757 г. Синод издал указ, по которому мощи святителя Димитрия были признаны нетленным. Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сентября — в день обретения мощей, 28 октября — в день преставления. Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.
(1651–1709)
Биография
Дни памяти: 23 мая (5 июня) (Ростовских святых), 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей), 28 октября (10 ноября)
Ранний период жизни
Имя в Крещении — Даниил. Родился в местечке Макарьеве, близ города Киева в декабре 1651 года. Отец — казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей. В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря, принял монашеский постриг. Мать — Мария Михайловна († 1689), младшие сестры — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая.
В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. Впоследствии на базе этого училища была сформирована Духовная академия.
Монашеская жизнь
На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игуменом Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. На следующий год Димитрий был рукоположен Киевским митрополитом во диакона.
Священническое служение
В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где Димитрий пребывал до 1677 г. Архиепископ Лазарь, обратив внимание на нравственные достоинства Димитрия, ученость и замечательный дар слова, сделал его кафедральным проповедником.
В 1677 г. свт. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским, затем посетил Вильно и наконец поселился в Слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана Самойловича, лично знавшего свт. Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в январе 1679 г. вернулся в Чернигов и вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине.
Игуменское служение
В марте 1681 г. свт. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине.
Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил свт. Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых.
23 апр. 1684 г. Димитрий поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архимандрита Варлаама приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы), архим. Иннокентия (Гизеля), архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским), вскоре ставшим его ближайшим другом.
В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, свт. Димитрий вновь возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения.
4 февр. 1692 г. свт. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го тома «Книги житий...» (изд. в 1695). В середине 1694 г. свт. Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря. За 1-й том своего труда он удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й части «Книги житий...».
В 1699 г. свт. Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь.
Святительское служение
В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.
23 марта 1701 года был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни свт. Димитрий не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом монастыре. Святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий...», отменил свой указ о назначении в Тобольск. Живя в Москве, свт. Димитрий много проповедовал в столичных храмах.
4 января 1702 г. свт. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. 1 марта 1702 г. прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, святитель указал место своего будущего погребения в юго-зап. углу храма Св. Троицы. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися». Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов.
Знакомясь с положением дел, вскоре он обнаружил, что среди местного духовенства нередки необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям на фоне невежественности и равнодушия мирян. Нормализации этой ситуации святитель посвятил немало времени и сил. Свою задачу он видел в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства.
1 сент. 1702 г. в архиерейском доме была открыта ростовская грамматическая школа. Школа делилась на 3 класса: низший (грамматический), средний (латинский), высший (философский). Обучение начиналось с русской азбуки, чтения и письма, наиболее способные осваивали в особом классе латинский и греческий языки. В школе преподавали также катехизис, пение по нотам, стихосложение. Можно говорить о существовании театра в ростовской школе, в 1702-1704 гг. свт. Димитрий писал для него драмы и декламации.
При свт. Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично. Кроме того, в этот период он заканчивает работу над Житиями святых.
В 1705-1706 гг. святитель часто бывал в Москве, служил и проповедовал.
Последние годы жизни, преставление и почитание
В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей.
Житие свт. Димитрия и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Он был строгим постником, на 1-й и последней неделях Великого поста вкушал пищу один раз, значению поста посвящены многочисленные его проповеди. Святитель часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Известны также многочисленные свидетельства об исцелении им бесноватых.
Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.
Мощи святителя Димитрия почивали открыто в юго-зап. углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению имп. Елизаветы Петровны, государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Вместе с останками других Ростовских святых мощи святителя Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей, в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Яковлевском монастыре, мощи были возвращены в обитель и установлены в церкви во имя свт. Иакова Ростовского.
Почитание святителя началось сразу же после его кончины. Сохранились записи о многочисленных чудотворениях, совершавшихся при гробе святителя. В апреле 1757 г. Синод издал указ, по которому мощи святителя Димитрия были признаны нетленным. Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сентября — в день обретения мощей, 28 октября — в день преставления. Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.
Будь счастлив - путешествуй.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: ClaudeBot [AI бот] и 16 гостей