У истоков туризма Херсонщины

Форум об истории развития туризма в Украине и в мире. Для нас с Вами, кому есть что рассказать, и кому есть о чём спросить.
Автор и провідник форума - Слюсаренко Виктор.

Модератор: Viktor

Ответить
Аватара пользователя
Slava
Администратор форума
Сообщения: 1118
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 20:27
Откуда: Херсон
Контактная информация:

У истоков туризма Херсонщины

Сообщение Slava »

Владимир КОРШУН //Гривна № 23(595), 2006-06-01 (стр. 30)

Не каждому человеку суждено начать совершенно новое дело с нуля и «раскрутить» его до широчайших масштабов. Быть первым зачинателем, создателем профессионального туризма на Херсонщине выпало Алексею Петровичу Балабаю. О нем и его соратниках наш рассказ

Привычка путешествовать После окончания Одесского института инженеров морского флота по распределению Алексей Балабай попал в Херсон, в ЦКБ «Изумруд». Занимался проектированием морских судов. Его избрали председателем профкома – на общественных началах. Собрания, заседания, членские взносы – дело нужное, но скучное. Алексей решил «раздвинуть» стены ЦКБ: вывести коллектив на природу, в интересные места Херсонщины. С рюкзаками за плечами побывали на берегах Днепра, в Цюрупинском лесу. Бортовой полуторкой прямо на сене – съездили в молодой тогда город Новая Каховка, где осмотрели гидроэлектростанцию. Потом пыльными дорогами добрались к Аскании-Нова. Директор тамошнего института – с казацкой фамилией Крутыпорох – по просьбе Балабая выделил научного сотрудника, который поводил херсонцев по заповедной степи, ботаническому саду, зоопарку. Гостиницы в поселке не было. Ночевали прямо на полу в спортзале школы. Зато вернулись домой с массой впечатлений. О поездке рассказали сослуживцам, своим знакомым. Почин ЦКБ подхватили другие учреждения и предприятия города. Ну а «изумрудовцы» стали буквально «своими» в Каховке и Аскании-Нова. Так в начале 1960-х в Херсоне зародился самодеятельный туризм.

В марте 1965 году состоялась учредительная конференция, на которой при облсовпрофе был создан областной Совет по туризму и экскурсиям. Алексея Балабая избрали его председателем – на общественных началах. (Везло ему первоначально на эти «общественные начала»!) А через три месяца Совет был узаконен. Республиканский Совет по туризму выделил 3 штатные единицы: председатель, бухгалтер, инструктор. На всякие организационные и хозяйственно-канцелярские расходы зарабатывайте сами.

Начали с пешеходных экскурсий. В основном это были группы школьников. Деньги получали копеечные. Но Балабай видел, чувствовал большую перспективу. Совет стал обрастать активистами-энтузиастами. Это были известные в городе краеведы, знатоки истории Таврии Мария Фомуляева, Евдокия Белоусова, Август Вирлич, Валентин Сабодаш, Евгений Масленко. Они стали первыми разработчиками экскурсионных маршрутов, авторами текстов путеводителей. Пришлось подключить автобусный парк города. Это увеличило приток экскурсантов, поток денежных средств, прибыль. Экскурсионные группы – как правило 30 человек – «шагнули» за пределы города – в Каховку, Николаев, Одессу, Асканию-Нова. Работая в тесном контакте с отраслевыми обкомами профсоюза, Балабай добился широкого привлечения их денежных средств. Экскурсии стали доступны любому трудовому коллективу. Еще больше оживило работу Совета привлечение судов речпорта. Экскурсии «Херсон судостроительный», «Херсон с борта теплохода» пользовались огромным спросом иногородних туристов, прибывающих турпоездами Всесоюзного маршрута «По городам-героям». Кстати, именно Балабай «соблазнил» на Союзном совещании в Москве десятки областных Советов по туризму включать Херсон в этот популярнейший маршрут. И хотя забот и ответственности прибавилось, «овчинка», оказалось, «стоила выделки». Экономический эффект был значительным. Ведь в стоимость путевки на поезда «забивали» целый комплекс экскурсий: автобусная, водная, производственная, два музея. Да плюс питание туристов.

ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО Кроме турпоездов, в Херсон на многодневное обслуживание стали прибывать отдельные самолетные и железнодорожные группы. Первое время приезжих селили в гостиницах города. Согласно договору, предоставлялось всего 120 мест. Это никак не удовлетворяло всё растущую потребность. Балабай пошел на риск: взял кредиты в банке и начал строить сразу две гостиницы – «Лилею» и «Новую Каховку» – общей вместимостью 440 мест. Это позволило принимать туристов 641-го всесоюзного маршрута «По югу Украины» – дело стабильное, надежное и… денежное. Появилась возможность принимать тургруппы самых престижных городов страны, сотрудничать с которыми был заинтересован прежде всего Херсон. В те годы в туризме четко срабатывало пресловутое правило: «Ты – мне, я – тебе». Хочешь посылать своих туристов в Москву, Ленинград, Ригу, Таллин – обеспечь прием их групп. Причем требования их к условиям приема были довольно высоки. Взаимное сотрудничество росло, ширилось, крепло. Вот почему херсонцы могли «достать» практически любой, самый интересный, престижный город страны и республики.

Жить у моря и не пользоваться его благами для укрепления и развития своей отрасли было бы непростительным упущением. Несколько лет Балабай искал пути для «зацепки» на берегу Черного моря. И такая возможность подвернулась. В 1970 году захиревший пансионат облкоммунхоза в Лазурном пришел в полный упадок. Его-то и «подхватил» облсовет по туризму, приняв с баланса на баланс, по существу – бесплатно. Его назвали турбазой «Черномор». Капитально отремонтировали спальные корпуса, построили новые, расширили столовую, наладили водопровод, канализацию, благоустроили территорию. Получилось 500 спальных мест. «Черномор» стал «лакомой конфеткой», манившей туристов самых различных городов.

АВТОБУСНЫЕ МАРШРУТЫ В начале 1970-х при тургостиницах «Лилея» и «Новая Каховка» были созданы автоколонны собственных автобусов «Турист» – по тому времени самых комфортабельных, которые производились в стране. Появилась возможность помимо экскурсионных открывать многодневные маршруты. Облсовет ставит перед Херсонским и Новокаховским бюро путешествий новую стратегическую задачу: максимально расширить и освоить с помощью автобусов все четыре направления: на юге – весь Крым, на севере – до Киева, на востоке – до Харькова, на западе – до Черновцов и всю Молдавию. Жители Херсонщины могли посещать и обслуживаться в 79 городах Украины и Молдавии. Следует подчеркнуть, что туризм в те годы существенно отличался от сегодняшнего. Он носил чисто познавательный характер. Путешествуя, люди воочию изучали географию страны, ее ландшафт, природу, архитектуру сел и городов, их историю, быт и нравы их жителей. Домой возвращались с массой незабываемых впечатлений, новыми познаниями, множеством сувениров. О так называемом «торбешном туризме», возникшем в начале 1990-х, тогда понятия не имели.

В 1980-м автоколонны собственного автотранспорта были преобразованы в автобазу «Турист». Из 58 транспортных средств 36 были автобусы.

ТРАНСПОРТные путешествия Чтобы дать возможность херсонцам познать самые интересные и отдаленные уголки Союза, херсонское бюро путешествий арендовало и запустило турпоезд «Херсонец». Это 15–17 десяти–двенадцатидневных рейсов по стране ежегодно. Маршруты: Центр России, республики Прибалтики, Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, города-герои. Фирменный турпоезд – это 15–17 купейных вагонов, принимающих 450–510 человек, два вагона-ресторана. Долгие годы директорами турпоезда успешно работали Леонид Рубинштейн и Александр Коднер. В осенний период они же возглавляли морские круизы на комфортабельных теплоходах Черноморского морского пароходства по маршруту Одесса–Батуми–Одесса для работников сельского хозяйства области.

Херсонщина – приднепровская область. Балабай сразу же «уловил» эту особенность, решил основательно воспользоваться ею. За херсонским бюро путешествий по договору с речпортом был закреплен озерный теплоход «В. Косенко». Его использовали для водных экскурсий в Цюрупинск, Голую Пристань, Очаков, Ольвию, Одессу. По 10-дневному маршруту Херсон – Киев – Херсон (с заходом и экскурсионным обслуживанием во всех крупных городах Поднепровья) ходил теплоход «Всеволод Вишневский» на 300 мест. В 1975 году на этот маршрут был запущен теплоход «Карпенко-Карый» на 90 спальных мест для школьников. Успех маршрута превзошел все ожидания. Пришлось арендовать у Запорожского речпорта еще 3 теплохода подобного класса. Два из них «загружала» детвора Крыма и Одессы, с которыми Херсон поддерживал тесное сотрудничество.

ЮБИЛЕЙ Уходя на пенсию в 1986 году, Балабай, 21 год назад начавший буквально с нуля, оставил своему преемнику Михаилу Гусару мощное, развитое, отлаженное туристическое хозяйство: три тургостиницы, турбаза, три Бюро путешествий и экскурсий, два клуба самодеятельного туризма, автобазу «Турист». Объем экскурсионно-туристических услуг достиг 6 миллионов рублей. На специальных курсах в Херсоне и Новой Каховке было подготовлено свыше 300 экскурсоводов. В летний туристический сезон в хозяйствах и учреждениях отрасли работали около 1100 человек, в зимний период – свыше 400 человек. Благодаря успешной работе учреждений туризма о Херсоне и Херсонщине узнала вся страна.

Недавно Алексею Петровичу Балабаю исполнилось 80 лет. 56 из них он прожил на Херсонщине. Прожил не зря. Оставил о себе хорошую деловую память. В знак благодарности своему «родителю» работники нынешнего ЗАО «Херсонтурист» преподнесли юбиляру приятный сюрприз: собрали в своем замечательном офисе всех тех, кто начинал и много лет работал с ним, множил дела и успехи херсонского туризма. Было много воспоминаний, советов как строить и развивать туризм в нынешних непростых условиях. Ведь время больших перемен и потрясений – как практически всех и вся – коснулось и херсонского туризма. Несмотря на значительные потери, он устоял, выдюжил, и есть надежда: по мере становления государства будет возвращаться к своим прежним масштабам и успехам. Опыт пройденных путей-дорог наверняка сослужит ему пользу.

// grivna.ks.ua
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 24 гостя