2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. (Шатух О.И.)

Форум об экспедициях:
1. "By car through Europe to Asia" Donbass Extreme («На автомобиле через Европу в Азию» Донбасс-Экстрим)
2. На Край Света в Дикое поле
3. «ГСО во всех Краях Света»
4. Паломничество на Край Света
и др.

Модератор: Viktor

Аватара пользователя
Viktor
Сообщения: 5524
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
Откуда: Донецк
Контактная информация:

Re: 2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. (Шатух О.И.)

Сообщение Viktor »

О гербе Боровского.

В разговорах при встречах и в переписке, мы с Олегом Ивановичем часто касаемся истории нашего края. И, конечно же, истории его родных мест - Боровского, что на левом берегу Северского Донца.
Википедия писал(а):Боровско́е — посёлок городского типа в составе Северодонецкого горсовета (до 1992 года входил в состав Попаснянского района) Луганской области Украины, один из старейших посёлков области.
Основан 1640.
Прежние названия: сторожевое местечко Боровское (с 1640), село Боровское (с 1898)
Боровское на картах Украины и Луганской обл. - Screenshot_20211222-142447~2.png
Боровское на картах Украины и Луганской обл. - Screenshot_20211222-142447~2.png (413.85 КБ) 3555 просмотров
Олег Шатух писал(а):Виктор Дмитриевич, Вы знаете что я являюсь Автором Герба и Флага Боровского?
Виктор Слюсаренко писал(а):Да, знаю. Вы говорили мне об этом.
Олег Шатух писал(а):Посылаю Вам мою неопубликованнуюв в своё время статью.
Олег Шатух писал(а):Текст :
Попытка отыскать старый герб Боровского пока не реализована, хотя и не исключено, что в Екатерининскую эпоху Боровская слобода возведенная в более высокий статус как город Боровской, вполне могла бы иметь свой собственный Герб. Как сообщают нам исторические документы того времени многие, даже небольшие населённые пункты, подобные Боровской слободе, получали статус города и собственный герб.

См. И.К. Кирилов «Цветущее состояние всероссийского государства»

Однако, узнать о наличии или отсутствии такового, можно лишь изучив фонды архивов Геральдической палаты в Москве. Но в наше время это уже (почти) не реально. Россия – (стала) заграницей, а исследования на её территории связаны с большими затратами.
Стало быть, если нет реальной возможности найти старый герб Боровского, почему бы не подумать о создании нового.
Лично я ещё много лет назад предпринял первую попытку создать эскиз Герба, который как потом оказалось, был в больших противоречиях с законами геральдики. Всё оказалось гораздо сложнее, чем я представлял…
Один из моих приятелей, журналист, познакомил меня с известным донецким геральдистом, автором гербов нескольких населённых пунктов Донецкой области. Важный геральдист по всем статьям раскритиковал мой эскиз, просветил в азах геральдики, но почуяв, что достойной оплаты его услуги не будет, утратил интерес к моей теме.
Мои поиски технического исполнителя моего проекта всё-таки вывели меня на северодонецкого художника, автора герба Северодонецка Цветного. После знакомства с Владимиром Владимировичем и при участии земляков-художников, началось техническое воплощение моего замысла в эскизах.
Из всех вариантов Герба надо было найти и выбрать единственный, который в геральдическом выражении представил бы в символах комплекс информации о Боровском, включая и его имя и исторически связанное с речкой Боровой, Боровским перевозом, юртом и Боровским городком.
При этом, не менее важно было учесть психологический и правовой подходы к пониманию создаваемого мной герба. Ведь с правовой точки зрения, принятый герб должен стать своего рода брендом общины Боровского и подлежать правовой защите. При этом, с психологической точки зрения информация, содержащаяся в гербе должна легко восприниматься и запоминаться.
На Гербе, в отличие от значков, не должно быть ни названия населённого пункта, ни даты его основания.
Герб должен быть предельно лаконичен. Он должен быть как уникален, так и близок по геральдическим принципам к гербам населённых пунктов со сходной историей и традициями.
Так что, чтобы приблизиться к образу Герба, пришлось ознакомиться с Гербами небольших городов бывшей Белгородской черты, а так же Станицы Луганской.
Впрочем, иначе и быть не могло, поскольку в древности Боровское имело специфические исторические особенности, отличающие его от многих соседних населённых пунктов Луганщины.
В 40-х годах XVII в. Боровской – городок донских казаков, позже после 1708-9 года это уже слобода служилых людей, однодворцев в составе Бахмутской провинции сначала Азовской, потом Воронежской губернии.
В екатерининские времена, по крайней мере в 1727, согласно данным из книги И.Кириллова «Цветущее состояние Всероссийского государства» - это присутственный или заштатный город Бахмутской провинции. Город Боровской, на месте нынешнего Боровского, мы находим и в первом Атласе Российской империи 1745 года…
Поэтому, собравши «с миру по нитке», консультируясь у художников и любителей геральдики я начал со щита.
По существующей в России и на большей части Украины геральдической традиции в гербах городов России и нынешней Украины чаще используется геральдический, так называемый, французский щит, представляющий прямоугольник с отношением ширины к высоте 8 : 9, основание его выступает в средине нижней части остриём и имеет закруглённые нижние углы. Необходимо также отметить, что по существующей в геральдике традиции, щит изображается, как бы всегда, смотрящим на наблюдателя, при том, что правая его сторона будет левою и наоборот.
Определившись с формой щита, приступают к научному описанию герба в геральдических терминах, которое равноценно блазонированию — «громкогласному описанию» герба рыцаря-участника на турнире.
Решено было, что по своему членению щит будет пересеченный, т.е. все три разноокрашенные полосы на его поле должны располагаться горизонтально. При этом разделение полос осуществляется посредством прямых линий, на равном расстоянии одна от другой.
Путём истинного деления площади поля, каждый из трёх цветов занимает одну треть.
Тинктуры (цвета) полос таковы:
1.Главная - верхняя эмаль - жёлтая – выражающая металл - золото.
2.Средняя эмаль - голубая - лазурь
3.Нижняя эмаль - красная - червлень
В правом верхнем углу щита находится, так называемая, Вольная часть—прямоугольник, размером меньше четверти щита. Обычно, вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
На гербе Боровского вольная часть представлена белым, пронзённым стрелою оленем, называемом у казаков «еленем». Этим самым выражается этно-историческая связь жителей Боровского со своими предками – вольными донецкими и донскими казаками.
Вот, что в частности о нём, об этом Гербе с «еленем», писал составитель известного Казачьего словаря-справочника В.Г. Губарев: «Идея герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к Киммерийцам, Гуннам и Готам. Она записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История Церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» – «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака. Кос-сака на скифском языке значило «белый олень». (Г.В.Губарев – Казачийсловарь-справочник. Кливленд, США, 1966г.)»
В самом деле, это прекрасное сочетание – белый елень на лазоревом фоне подобно белым (из известняка) горам, смотрящимся в отражающие небесную лазурь воды Северского Донца…
Другие изображения на Гербе – это предметы, лежащие на каждой из трёх полос.
На полосе, считающейся первой, главной - жёлтого цвета и выражающей металл - золото - изображены три сосны зелёного цвета с обнажёнными корнями. При этом Золото (желтый цвет) – символ богатства, справедливости и великодушия.
В самом деле, эти свойства всегда были присущи лучшим из боровщан, распахавших первыми чернозёмы на обоих берегах Донца и умноживших сосновые боры на песках ставшего во истину «Боровским» края.
По сути, ведь, от природного соснового бора, отразившегося в названии речки Боровой, назван в древности и перевоз через Северский Донец – Боровской, отмеченный в древней Книге Большого вертежу:

«Роспись реке Донцу, и рекам и колодезям, которые реки и колодези в реку в Донец с крымской и с нагайской стороны пали; и на Донце татарские перевозы и перелазы, в которые приходят татары в Русь»;

«..А ниже Бахмутовой, верст с 15, на Донце, перевоз Боровской, на Кальмиюской дороге…»;

«..А от Полатовы и от Полатовки, по правой стороне Кальмиюской дороги, речка Ураева да речка Уразова. А от Ураевой и от Уразовой к верховью речки Красной да к речке Боровой...»;

«..А речка Красная и Боровая по правой стороне Кольмиюской дороги и пали обе в Донец; Красная ниже Царева города верст с пол-60, а Боровая ниже Красные верст з 10…»;

«..А ниже Боровского перевозу, с Крымской стороны, пал в Донец Белой колодезь, от перевозу версты з 2…»;

«..А ниже Белого колодезя другой Белой колодезь верст з 10, а над ним Савин курган…»;

«..А ниже Красной речки пала в Донец речкаБоровая, а меж Красной и Боровой верст с 10…»;

«..А ниже Боровой с Нагайской стороны колодозь Ольховой, от Боровой верст з 20…»

Что же до самих сосен на гербе, то они, своими обнажёнными корнями выражают оторванность от Дона, Войска Донского и Белгородских земель, где проживает основная часть потомков служилых людей.
Вторая, средняя полоса - лазурь - голубой, синий цвет - символ красоты, мягкости и величия. Волнистая линия подчёркивает богатство Боровского водами и озёрами. Кроме того, это ещё и цвет плаща Богородицы – покровительницы земель, где жили и живут потомки казаков.
И здесь же на этой полосе скрещенное оружие: казачья сабля XVII и пищаль служилых городовой службы XVIII века. В этом плане не лишнее подчеркнуть, что наши предки, однодворцы городовой, стрелецкой, рейтарской и пушкарской служб набирались (по прибору) из служилых, казаков и боярских детей.
И наконец, третья полоса - червлень – красный цвет - символ храбрости, мужества и неустрошимости. Этот цвет, к тому же любимый цвет русского народа, где бы он не жил. А боровская земля – земля храбрых, мужественных и неустрашимых людей, окроплённая кровью и потом многих поколений от донских казаков, не пахавших земли до служилых и однодворцев – трудолюбивых и честных земледельцев.
И поэтому, на этой полосе, как символ сельского быта и традиционного земледелия, изображена благородного металла «серебрянная» соха.
Что же до Герба Боровского, символа духовного объединения земляков, то я предлагаю именно эту, обоснованную мной.
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И.  - IMG-bc307b24c0fb6b067e6acedfabb6aa38-V.jpg
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И. - IMG-bc307b24c0fb6b067e6acedfabb6aa38-V.jpg (206.34 КБ) 3556 просмотров
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И.  - IMG-ce13c3259f15f1059a2f7a86161e7171-V.jpg
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И. - IMG-ce13c3259f15f1059a2f7a86161e7171-V.jpg (122.21 КБ) 3556 просмотров
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И.  - IMG-3daae35f8dcbc858dde1e3a4f996f3f6-V.jpg
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И. - IMG-3daae35f8dcbc858dde1e3a4f996f3f6-V.jpg (139.66 КБ) 3556 просмотров
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И.  - IMG-0c100d6163f2c63007495c407ff21330-V.jpg
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И. - IMG-0c100d6163f2c63007495c407ff21330-V.jpg (190.22 КБ) 3556 просмотров
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И.  - IMG-45a1f0224a97939481e47babf4baa468-V.jpg
2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. Шатух О.И. - IMG-45a1f0224a97939481e47babf4baa468-V.jpg (233.07 КБ) 3556 просмотров
Будь счастлив - путешествуй.
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «3. За 3 моря на Край Света (Across 3 seas to the edge of the world)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Ahrefs [Bot] и 31 гость