Тянь-Шань-2007

Материалы путешествий, не выделенных в отдельный форум и сообщения об интересных путешествиях наших друзей, гостей. Ссылки про рассказы о них на других сайтах.

Модераторы: Viktor, Slava, kros

Ответить
Саня Мартынов
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 02 мар 2007, 07:24
Откуда: Донецк

Тянь-Шань-2007

Сообщение Саня Мартынов »

Мы не претендовали на многое. Просто "пятерка", всего лишь на Тянь-Шане. Красивая идея и большая кропотливая работа. Уже позади и сам поход в этом безлюдном, суровом, но красивом районе. Отчетные формальности подвели черту нашим трудам. И календарный год говорит, что это в прошлом. Но все также ярки впечатления и память оставила строчки в походном дневнике:

"За спиной снежный склон, выше нас длинный бергшрунд, слева два огромных нависающих снежных карниза, будто два ледокола прошли этот склон и застряли. Почти на 180° открывается обзор. Перед тобой и гораздо ниже цирк скальных и снежных хребтов, вытянутый язык ледника, полоса морены, острые грани, причудливые силуэты. Далеко внизу вьется река. Вот та самая скально-осыпная полка. Взгляд скользит выше. Туда, где видишь просто Землю, ее холмы, степи, озера и мелкие точки цивилизации. Еще выше небесный спектр цветов, переходящий в Космос."

Воспоминания на уровне тезисов (Саня Мартынов) и немного фото (Оля Коробова) …
Саня Мартынов
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 02 мар 2007, 07:24
Откуда: Донецк

Сообщение Саня Мартынов »

Некоторые воспоминания на уровне тезисов о горной "пятерке" на Тянь-Шане, август 2007.


Погода. Думая, что мы в Азии, где утром должно быть под 30°, мы забыли, что мы в горах и как-то забыли словосочетание "резко континентальный климат". Погода сменялась резко и непредсказуемо по нескольку раз в течение суток. Во время короткого перекуса нас могло засыпать снежной крупой и выжарить солнцем. Небосклон мог меняться от муторной пасмурности до прозрачной синевы за несколько часов. Осадки не привязывались ко времени суток. Из трех недель около одной была непогода. Мы теряли время на вынужденных отсидках.
"Три недели в холодильнике" – это правдивая метафора. А ходить под рюкзаком на подъеме в пуховике – насущная необходимость.

Горы. Полные величия, масштабные и совсем не похожие на Кавказ. Полное впечатление отсутствия морен в их кавказской аналогии, хотя они были. Вместо этого гряды, отроги и целые хребты мелкого осыпного материала. Это не просто много сыпухи, это ОЧЕНЬ много сыпухи. Скальные участки я видел только вблизи ледников. Совсем другие масштабы. Нет понятия "от зеленки до зеленки". Есть: "день подходили под перевал по моренным образованиям".

Перевалы. Только здесь я видел, как в одном хребте соседствуют "троечный" и "единичный" перевалы. Здесь впервые я видел, как по перевалу проходит четкая граница северного снежно-ледового и южного скально-осыпного склона. Вот фрагмент описания типичного перевала 2А на спуске: "при прохождении первой ступени ледопада необходимо навесить 400 м перил на 18 ледобурах".

Реки. Их характер носил четко выраженный суточный характер. В верховьях они затихали на ночь и набирали силу в течение дня. В низовьях во второй половине дня они уже становились непроходимыми. Мы несколько раз прекращали движение до утра перед бродом. Однажды мы в низовьях не смогли перейти второй рукав на разливе реки и вынуждены были делать дневной обход до подходящего места в верховьях.

Казахстан и Киргизия.
Казахстан произвел впечатление мощной и быстро развивающейся перспективной державы. В их программе до 2030 года стоит цель перестать быть сырьевой страной. Нынешний уровень зарплат и пенсий, со слов гордых казахов, уже выше уровня россиян. Алматы, южная столица, представлена развитой инфраструктурой, обилием супермаркетов, образцовым городским транспортом, хорошими дорогами, цветущими парками, ухоженными памятниками, институтами, музеями, иномарками.
Киргизия напоминала своей бедностью Украину некоторое время назад. На улицах курортного города Чолпон-Ата можно было видеть советские машины и послевоенные грузовики. Цветы стоят в стеклянных молочных бутылках. Дороги – в России получше, а там ведь беда с этим.

Питание. Придерживаясь общей идеологии с раскладкой по приемам пищи, при относительно малом горном опыте нашего завхоза, мы сделали оптимальную "плавающую" по весу раскладку со средним весом 540 г на человека в день, непосредственно ориентированную на график движения. Положительным результатом закончились два нововведения: приготовление сублимированного мяса и применение для обеспечения необходимой калорийности спортивного питания.

Формальности. Начав работу над походом еще в октябре месяце, мы связались с посольствами Украины в Казахстане и Киргизии и этих стран в Украине. Не наша вина, что Казахстан с Киргизией граничат условно и нам за 1,5 месяца так и не смогли сделать разрешение на пересечение границы в неустановленном месте, просто потому, что никто к ним с таким запросом ранее не обращался. Все ходят так. А из Алматы через некатегорийные перевалы люди на выходные гуляют к Иссык-Кулю.
В целом: пребывание в Казахстане и Киргизии для украинцев по загранпаспортам, режим безвизовый. При пересечении границы Казахстана заполняется миграционная карточка, Киргизия таких требований не предъявляет.

Флора. Множество высокогорных цветов, включая эдельвейсы. Какие-то местные кустарники с колючками. Заросли арчи. Знаменитые тянь-шаньские ели. В большинстве безлесные склоны, да и траву мы видели мало, только в низовьях. К месту упомянуть грибное изобилие?
Фауна. Традиционные архары. Еще сурки в большом количестве. Однажды видел рысь. Из птиц: улары, орлы, ястребы.

Вода питьевая. Зачастую это была мутная суспензия, не разделяющаяся при попытке отстаивания. Ручьи в верховьях прекращали свое движение на ночь. Были дневные переходы без непосредственной близости воды.

Газ. Чтобы избежать проблем на таможне, покупали газ в Алматы. Планировали приобрести так называемый "дихлофосный" газ Kovea (1,5 $), но его запретили к ввозу. Купили традиционные резьбовые баллоны Kovea 230г (500 тенге ≈ 20 грн.). Пустые баллоны удалось провезти домой.
С новой изобутановой смесью проблем не было на любых посещаемых нами высотах (максимальная 4400 м). Хорошо работали и горелки Kovea "со шлангом", модель CAMP-4 (KB-0211). Расход газа значительно увеличивался на высотах и в случаях топления снега. Зато скороварка сокращала время приготовления в несколько раз и была у нас основной посудой.

Местное население. На маршруте отсутствует напрочь. Никаких пастухов в горах мы не встретили ни разу. А людей на маршруте видели всего дважды: на большой "солнечной поляне" (россияне, белорусы) и на леднике Корженевского (мимо промчались альпинисты). Всё. Больше никаких туристов.

Спортивная часть. Мы прошли запланированные перевалы 3А и 2Б (и сопутствующий набор) и получили массу спортивного и эстетического удовольствия. Как ни было тяжело, но "оно того стоит".

Транспорт. Проезд от Донецка поездом "Симферополь - Алматы" занимает 3,5 суток и бывает в двух вариантах: 3 дня + 4 ночи (туда) и 4 дня + 3 ночи (обратно). Воспринимается совершенно не равноценно. Билеты "туда" удалось приобрести за 21 день до выезда, спустя 24 дня безуспешных попыток. А вот обратно, как ни странно, за 45 суток и с первой попытки. Впечатление такое, что Алматы – крупный курорт, а Симферополь – так, недоразумение. Городской транспорт по Алматы ходит хорошо. Внутримаршрутный транспорт? Только не здесь! Из Алматы на Иссык-Куль и обратно автобусы ходят вереницей (по 5-7 машин), отправление вечером с интервалом 5 минут.

Страховка. Обязательное требование на территории Киргизии. Поэтому участники похода по своему желанию страховались в таких вариантах: на 7 дней – срок пребывания в Киргизии, на 19 дней – период активной части маршрута, на 23 дня – общий период пребывания за границей. Консулом была рекомендована страховая компания "КОРИС", но ее отделения у нас не оказалось. Мы оформили страховку (медицинскую и от несчастного случая) в фирме-партнере, СК "Континент", из личных средств. В целом, вопрос страхования больше относится к культуре финансов.

Финансы. В запланированный лимит 1500 грн. мы уложились. В стоимость входили: проезд в оба конца, питание на маршруте, общественные затраты (аптечка, ремнабор, миграционка, …). В стоимость не входили: страховка, поездка на Иссык-Куль, экскурсии, сувениры и восточные яства, частично питание в поезде по дороге домой. В качестве базовой валюты были рубли (на тот момент курс обмена 1 руб. = 0,196 грн.). Курс обмена казахских тенге: 1 руб. = 4,78-4,81 тг, курс обмена киргизских сомов: 1 руб. = 1,4 с.

Благодарности. В подготовке нам помогали всем миром. Отчеты москвичей (Сергей Костин, руководители Екатерина Зеленцова, Александр Зотов). Фото перевалов, заказ книги (Виталий Дворецкий), информация по газу - от алмаатинцев. Информация по перевалам из Томска (Михаил Ворожищев, Михаил Омельченко). Консультации по общим и нормативным вопросам с земляками (Татьяна Дябло, Алексей Михацкий, Максим Юдин). Консулы Сергей Шидловский и Юрий Довгуля. В подготовительной работе значительную часть выполнила Дарья Тютюнник (чужие отчеты), а раскладку сделала Наташа Сокур. Девчонки не были с нами на маршруте, но я считаю их полноценными участниками. Работа с описаниями восхождений на вершины – Оля Коробова. Работа с посольствами, страховка, картография, GPS – Саня Мартынов. Аптечка – Володя Камков. Ремнабор – Юра Базилевич. Глобальное руководство – Алексей Костогрыз.

Всем-всем огромное спасибо!!! Без вашей помощи поход бы не состоялся!

Саня Мартынов
01.01.2008
Саня Мартынов
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 02 мар 2007, 07:24
Откуда: Донецк

Сообщение Саня Мартынов »

теперь немного фото от Оли Коробовой
Вложения
высокогорный каток МЕДЕО по-казахски МЕДЕУ  - Изображение 027.jpg
высокогорный каток МЕДЕО по-казахски МЕДЕУ - Изображение 027.jpg (119.02 КБ) 16459 просмотров
Тянь-Шань-2007 - Изображение 062.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 062.jpg (64.91 КБ) 16459 просмотров
Тянь-Шань-2007 - Изображение 096.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 096.jpg (96.27 КБ) 16459 просмотров
Саня Мартынов
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 02 мар 2007, 07:24
Откуда: Донецк

Сообщение Саня Мартынов »

продолжение фото
Вложения
Тянь-Шань-2007 - Изображение 106.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 106.jpg (94.24 КБ) 16458 просмотров
Тянь-Шань-2007 - Изображение 136.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 136.jpg (129.18 КБ) 16458 просмотров
Тянь-Шань-2007 - Изображение 145.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 145.jpg (166.27 КБ) 16458 просмотров
Саня Мартынов
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 02 мар 2007, 07:24
Откуда: Донецк

Сообщение Саня Мартынов »

продолжение фото
Вложения
Тянь-Шань-2007 - Изображение 154.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 154.jpg (247.35 КБ) 16457 просмотров
Тянь-Шань-2007 - Изображение 182.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 182.jpg (140.75 КБ) 16457 просмотров
Тянь-Шань-2007 - Изображение 226.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 226.jpg (179.06 КБ) 16457 просмотров
Саня Мартынов
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 02 мар 2007, 07:24
Откуда: Донецк

Сообщение Саня Мартынов »

продолжение фото
Вложения
Тянь-Шань-2007 - Изображение 246.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 246.jpg (130.88 КБ) 16456 просмотров
Тянь-Шань-2007 - Изображение 270.jpg
Тянь-Шань-2007 - Изображение 270.jpg (119.11 КБ) 16456 просмотров
Саня Мартынов
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 02 мар 2007, 07:24
Откуда: Донецк

Сообщение Саня Мартынов »

панорама Земли
Вложения
Тянь-Шань-2007 - Подъём на Актюз 1.jpg
Тянь-Шань-2007 - Подъём на Актюз 1.jpg (72.55 КБ) 16455 просмотров
Аватара пользователя
Viktor
Сообщения: 5524
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
Откуда: Донецк
Контактная информация:

Re: Тянь-Шань-2007

Сообщение Viktor »

Саня Мартынов писал(а):Мы не претендовали на многое. Просто "пятерка", всего лишь на Тянь-Шане... ...календарный год говорит, что это в прошлом. Но все также ярки впечатления и память оставила строчки в походном дневнике:

"За спиной снежный склон... ...переходящий в Космос."...
Наконец-то дождались воспоминаний. Спасибо Саня! Спасибо Оля!
Очень интересно читать о местах в которых когда-то бывал. Успехов Вам и новых путешествий.
Будь счастлив - путешествуй.
Самуся
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 01 сен 2006, 12:04
Откуда: Донецк

Подписи

Сообщение Самуся »

Неплохо было бы, если бы были подписи к фотографиям. Или технические или ...
Життя прекрасне ще й тому, що можна мандрувати.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 32 гостя