2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Материалы путешествий, не выделенных в отдельный форум и сообщения об интересных путешествиях наших друзей, гостей. Ссылки про рассказы о них на других сайтах.

Модераторы: Viktor, Slava

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 15 мар 2018, 20:52

8 августа 2017 г., вторник, 40-й день. Улан-Батор. Багануур. Жархалтхан. Ундэрхаан. Стоянка (на развилке дорог). Сон в кабине авто.
5-00. Подъем. Сборы.
7-02. Вышел из гостиницы. В моих планах – попытаться проехать по Монголии автостопом – на восток, до города Чойбалсан, а оттуда вернуться в Россию. Но вначале нужно выехать из столичного Улан-Батора в какой-то небольшой городок, расположенный в нужном направлении. Изучив карту Монголии, решил ехать в г. Багануур – рейсовым автобусом, так как поездом туда не доедешь. Еще вчера, при поездке в комплекс Чингисхана, выяснял у моих гидов, с какого автовокзала идут автобусы в г. Багануур. С помощью смартфонов они определили, что это – автовокзал Драгон-центр (Dragon centre) – на западной окраине Улан-Батора. На городском автобусе (из центральной части города, где расположен ж/д вокзал) я туда и поехал (стоимость проезда - $0,2). Приехав туда, узнал, что нужный мне автобус отправляется с вокзала Баянзурх. А этот вокзал расположен на восточной окраине города. Делать нечего. Придется туда ехать (через весь город: от западной окраины до восточной) – а каким автобусом, никто подсказать не мог (учитывая утренний пик пассажиров, моего незнания обстановки и языка).
Помогла молоденькая девушка. Сначала она сказала: «Нужно ехать на автобусе № 1», и даже сама села со мной в этот автобус. Но выяснилось, что этот автобус до нужного мне автовокзала не идет. Тогда девушка по своему смартфону определила, что туда идет автобус № 2. Мы вместе вышли из автобуса № 1. Девушка подождала, пока подойдет автобус № 2, и оставалась на остановке до тех пор, пока не убедилась, что я на нем уехал. Уже в автобусе № 2, узнав мою «беду», пассажиры начали дружно обсуждать, правильно ли я еду, или нет. Тут нужно пояснить, что, так как нужный мне автовокзал Баянзурх находится в противоположном конце города от автовокзала Драгон-центр (а это – более 10 км), то жители западного района города не очень ориентируются, как нужно добираться в восточный район. В результате обсуждения пассажиры автобуса № 2 «постановили»: «Я еду правильно». Так я и добрался до нужной мне автостанции.
Комментарий.
Для проезда в городском автобусе нужна пластиковая карта. У меня ее, естественно, нет, и я даже не знал о таком положении вещей. Об этом узнал, когда ехал сегодня от ж\д вокзала на автовокзал Драгон-центр. Стоимость проезда – 500 тугриков ($0,2). Деньги за проезд я отдал наличными водителю автобуса. Далее я ехал от Драгон-центра до а/с Баянзурх. Я уже упоминал, что в этой поездке мне помогала молодая местная жительница. Она же своей пластиковой карточкой оплатила и мой проезд в городском автобусе. Вернуть ей деньги я не смог, так как мы быстро расстались.

9-50. Купил билет от а/с Баянзурх города Улан-Батор до города Багануур. Билет продали по моему паспорту на имя ВАЛЕРИ (так написано в билете). Стоимость проезда - $2,5.
11-09. Отъезд автобуса от автостанции Баянзурх города Улан-Батор. Автобус выехал с территории автостанции и, проехав 20 м, остановился (в 11-16), непонятно (мне) почему. Выяснилось, что водитель ждет свой маршрутный лист. Через несколько минут водителю принесли этот лист.
11-19. Вот теперь окончательно отъезжаем.
Прощаюсь с Улан-Батором. (фото 300)
Изображение
300_Улан-Батор

Едем вдоль берега реки Туул.
11-52. На обочине дороги продают арбузы. Висит самодельная надпись: «Хово тарвас» (Арбуз Хово). Тут же продают вязанки небольших по размеру кусков досок – очевидно, для использования в мангалах.
- В небольшой, защищенной от солнца, палатке продают фрукты (жимс).
12-18. Проезжаем музейный комплекс «Чингиз-Хан» (где был вчера на экскурсии); значит, сюда 1 час езды от Улан-Батора.
12-35…12-40. Специально запланированная остановка около общественного туалета (находится в отдельном домике на обочине дороги).
12-52. Едем по холмистой дороге.
13-20. Проезжаем карьеры: темного цвета и белого.
Пробираемся через бело-черно-рыжее море коз и овец, которые пытались перегородить нам дорогу. Невдалеке пасутся стада коров. (фото 301)
Изображение
301_Пробираемся сквозь стадо животных

В, казалось бы, безлюдном месте из автобуса вышла груженная «добром» местная жительница: большая торба за плечами, в правой руке – 2 сумки. А вот на локтевом сгибе левой руки висит женская сумочка; пальцы руки сжимают смартфон. (фото 302)
Изображение
302_Попутчица

Через десяток километров автобус притормозил, пропуская переходящих асфальтовую дорогу небольшое стадо лошадей. Это объяснимо: животные ходят на водопой к канаве, заполненной дождевой водой.
Примечание.
Стада различных животных, мимо которых мы проезжаем, пасутся без пастухов (по крайней мере, их не видно; хотя, возможно, они и появляются, время от времени).
13-19. Проезжаем мимо стелы с надписью «Багануур хот» (Город Багануур). Автобус сворачивает с основной трассы в направлении города, который виден вдали.
13-33. г. Багануур (133 км от Ула-Батора). Это место, которое я наметил как стартовую точку поездки автостопом.
Автостанция, куда приехали, находится примерно в 1,5 км от перекрёстка, где расположена въездная стела. Не теряя времени, пошел назад к перекрестку дорог. По дороге начал стопить. И почти сразу же удача.
14-06. 1-й монгольский стоп. Водитель Пат Тодол. Поездка оказалась недолгой: меня довезли до перекрестка. Но здесь уже проходит основная трасса от Улан-Батора на восток Монголии.
Прошел к расположенной рядом автозаправке. Подъехал и заправился грузовичок. Водитель говорит по-русски, но с собой не взял.
14-25. Пошел сильный дождь с частичками града. Укрылся под навесом автозаправки. Но дождь сопровождается ветром, немного достает и до меня.
14-35. Дождь прошел, светит солнце, но все еще гремит гром.
- Подъезжал таксист, но мы выяснили, что нам не по пути.
- К автозаправке подошли местные жители (3 человека), которые тоже хотят уехать в «моем» направлении.
15-47. 2-й стоп. Водитель Бат (едет в безрукавке, хотя на улице всё же свежо).
Мне помог работник автозаправки, который немного говорит по-русски. Он поговорил с водителем, и я оказался в кабине небольшого грузовичка. Водитель авто по-русски не говорит, понимает несколько слов.
- Погода: то дождь, то солнце.
- Горы – безлюдные, видны только стада животных: коровы, козы, овцы, лошади, яки.
- Каких-то селений, даже маленьких, нет – только отдельные юрты.
- Вокруг – ни деревца; поставить палатку, если возникнет необходимость, негде.
- Дорога идет среди гор.
- Фур нет, встречаются только бензовозы.
17-03. В чистом поле установлено памятное сооружение в виде горизонтальных балок, опирающихся на 4 столба. Установлено в честь 90-летия образования близлежащего поселка. (фото 303)
Изображение
303_Памятное сооружение

- Нас обогнал большой рейсовый автобус; скорее всего, он едет в Чойбалсан. Значит, из Улан-Батора можно уехать на восток страны и автобусом (это надо иметь в виду, если почему-то сорвется автостоп.)
17-34. На естественном возвышении, рядом друг с другом, установлено два культовых холма шаманистов со столбами, украшенными разноцветными ленточками. (фото 304)
Изображение
304_Культовые холмы (со столбами) шаманистов

Замечание.
Два культовых столба, установленных рядом, встречаю впервые. Обычно устанавливают единичные холмы (со столбами).
В каком-то поселке, на одной из лавок, сделана надпись: «Замын хиших», что в «вольном» переводе означает «Сочувствуем проезжающим», или что-то вроде «Желаем удачи».
17-55. г. Жархалтхан (Jargaltkhan).
Дорога проходит вне города, который остался в стороне, справа от трассы.
18-34. Основную трассу ремонтируют. Весь транспорт идет буквально по полю (водитель выбирает сам дорогу, которая ему больше «приглянулась»). Из-за прошедших дождей дорога в некоторых местах похожа на болотце, не всегда проходимое. Грузовик еще преодолевает эти места, а вот легковушка (если не внедорожник) может и застрять. (фото 305)
Изображение
305_Объездная дорога

По бездорожью ехали примерно 10 км: по полю, грязи и колдобинам.
19-19. Образовалась радуга. Выглядит несколько странно. Обычно радуга как бы выходит из-за горизонта. Здесь же край радуги «втыкается» непосредственно в поле. (фото 306)
Изображение
306_Радуга

Ситуация.
Водитель Бат – симпатичный, в чём-то наивный и безотказный мужик. Вот иллюстрация сказанному.
18-40. Примерно километров за двадцать перед городом Ундэрхаан (который находится на нашем пути), на дороге увидели голосующего человека. Бат остановил авто и смотрит на меня выжидательно. Толком мы объясниться не можем, поэтому я должен предположить, что же ожидает от меня водитель. Грузовичок, на котором мы едем – небольшой; соответственно кабина водителя тоже небольшая, рассчитанная на одного пассажира.
Первая мысль: голосующий – это монгол, я же – чужестранец. Возможно, Бат хочет меня высадить, посадить на моё место соотечественника (что вполне логично). И сейчас смотрит на меня, ожидая мою реакцию: не слишком ли бурно я буду протестовать.
Бат посмотрел на меня, перевел взгляд на дорогу, где стоял голосующий. Не зная, что делать (а спросить-сказать я ничего не могу), я кивнул головой: мол, понимай, как знаешь. Бат пригласил голосующего в кабину. Я пододвинулся к водителю (насколько это возможно, чтобы не мешать ему вести авто), а человек с дороги втиснулся в освободившееся пространство. Мы поехали.
Человека, который голосовал, зовут Одбейер. Он – местный агроном. Вышел прямо с поля (возможно, немного задержался на работе). В руках – пучок каких-то трав. Едет домой в Ундэрхаан. Он немного говорит по-русски и потому кое-что из происходящего прояснилось. Оказывается, когда Бат остановил машину, он ждал моего мнения (?): соглашусь ли я, чтобы ехать втроём (так как для меня это создаст неудобства). По-моему, любой другой водитель решил бы эту «проблему» самостоятельно: подсадил бы голосующего, не интересуясь моим мнением (так как в машине хозяин – он, а не я).
Въезд в город Ундэрхаан предваряет величественная арка с надписью «Их эзэн Чингис Хааны олгий нутаг» (Империя Чингисхана). Традиционно, путешествующие останавливаются около неё. (фото 307)
Изображение
307_Водитель Бат (слева) и агроном Одбейер

20-15. г. Ундэрхаан (местные жители называют его «Город Чингисхана»).
Мы проехали город, остановившись лишь для того, чтобы на одной из улиц высадить агронома Одбейера.
20-22. На выезде из города (дальше уже нет строений) расположен полицейский дорожный пост. Нашу машину тоже остановили, у водителя проверили документы. (фото 308)
Изображение
308_Полицейский контрольный пост

21-00. Остановились на ночевку.
Зашли в харчевню. Бат угостил меня чашкой горячего чая.
Водитель спал в гостинице (стоимость - $2) и меня приглашал. Но у меня уже совсем немного монгольских тугриков (обменных пунктов в этих местах нет), и я стараюсь не расходовать их без лишней надобности. Поэтому я отказался от гостиницы и спал в кабине авто.
Сон в кабине авто.
Последний раз редактировалось kros 20 ноя 2018, 18:06, всего редактировалось 2 раза.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 16 мар 2018, 19:53

9 августа 2017 г., среда, 41-й день. Стоянка Дорнын Их Зам, Тумэнзогт, Хуленбуйр, Чойбалсан. Ночевка в монгольской семье.
7-00. Подъем. Утром я разобрался, где нахожусь.
Место, где мы остановились на ночь, - это, по сути, сельская ферма. На карте это место обозначено как «Дорнын Их Зам» (Восточная дорога). Находится на расстоянии 380 км от Улан-Батора (в том числе 247 км от Багануура, которые я вчера проехал автостопом). Стоянка находится на развилке дорог: на восток, направлением на Чойбалсан (283 км), и на юго-восток, направлением на Баруун-Урт (178 км).
При ферме есть гостиница со столовой, по сути – кемпинг, который называется Жаргалант (Счастливый). (фото 309)
Изображение
309_Кепинг Счастливый

На ферме хорошее подсобное хозяйство, да и кемпинг приносит доход. (фото 310)
Изображение
310_На ферме «Восточная дорога»

Климат в этой части Монголии, где мы едем, - резко континентальный. Ночи – холодные, и я слегка промерз в кабине. Но сейчас (7-45), на солнышке, я прогреваюсь и прихожу в себя.
Утром водитель Бат снова угостил чаем. Чай – белого цвета, слегка терпкий, но хорошо утоляет жажду и, частично, голод.
Воспоминание.
Чай, тоже белого цвета, чем-то похожий на монгольский, я пил в вагоне ж/д поезда, когда ездил по Индии. (фото 311)
Изображение
311_Монгольский чай

- Обратил внимание, что стада коров и овец пасутся уже с раннего утра.
8-33. Отъезд со стоянки.
8-50. Иногда по пути встречаются очень низкие кустарники.
- Трафик движения по трассе небольшой: лишь изредка видишь встречные авто; а чтобы нас кто-то обогнал – не вспомню.
9-20. Видел верблюдов, по-монгольски «тэ´мэ» (ударение на втором слоге).
- Погонщик лошадей разъезжает на мотоцикле.
10-00. Закончились горы, через которые мы проезжали. Далее – равнина, но слегка холмистая. Горы же видны только на горизонте.
10-09. Поселок Тумэнзогт. (фото 312)
Изображение
312_Стела на въезде в Тумэнзогт

10-40. На трассе увидел велотуриста. Молодой парень в спортивной экипировке, едет самостоятельно. (фото 313)
Изображение
313_Велопутешественник

10-48. Встречным курсом проехало двое туристов-мотоциклистов.
11-22. Поселок Хуленбуйр (559 км от Улан-Батора, в том числе 426 км от Багануура).
Конец стопа. Водитель поехал к себе домой. Я остался на трассе голосовать. (фото 314)
Изображение
314_Поселок Хуленбуйр

И стоп пришел очень скоро.
11-41. 1-й (и единственный) стоп в этот день – последний стоп в Монголии. Водитель – ´Моги (ударение на первом слоге).
Вначале машина меня проскочила, но потом вернулась задним ходом (такое в моей практике бывало не раз).
Авто – Ленд ровер. В салоне (вместе с водителем) уже находится 4 человека, я – пятый, но сижу рядом с водителем. Багажник – забит, поэтому держу основной рюкзак на коленях, а маленький рюкзачок – под ногами.
Здесь заканчиваются видимые горы; дорога идет по плоскогорью. Это северо-восток Монголии. На восток отсюда – совсем близкая (около 100 км) граница с Китаем. (фото 315)
Изображение
315_На северо-востоке Монголии

12-54. г. Чойбалсан (132 км от Хуленбуйра и 691 км от Улан-Батора).
Всего по Монголии за 2 стопа (от Багануура до Чойбалсана) я проехал 558 км.

Справка.
Чойбалсан - четвёртый по величине город в Монголии (40 тыс. человек – 2017 г.). Расположен на реке Керулен на высоте 747 м над уровнем моря. На протяжении столетий место, где сейчас находится город, служило остановкой на караванном пути. В XIX веке поселение выросло до размеров города, став экономическим центром Восточной Монголии уже в XX веке. До 1941 город назывался Баян-Тумен, позднее переименован в честь монгольского коммунистического политического деятеля Хорлогийна Чойбалсана.

Чойбалсан – достаточно большой по протяженности и разбросанный по местности город. Мы остановились на окраине города. Здесь закончился мой стоп по Монголии. (фото 316)
Изображение
316_На окраине Чойбалсана

Водитель Моги сворачивал в нужную ему сторону. Чтобы я не «блукал» по городу, он посоветовал мне ехать к ж/д вокзалу на такси (муниципального транспорта в городе нет). Я согласился следовать его совету. Тогда он по мобильнику вызвал такси, которое вскоре подъехало. Стоимость проезда - $4.
13-21. Такси подъехало к ж/д вокзалу. (фото 317)
Изображение
317_Домик, где находится ж-д вокзал г. Чойбалсан

Узнал, что поезд на границу с Россией ходит 2 раза в неделю: по понедельникам и четвергам. Сегодня – среда, значит до завтра нужно искать место, где переночевать.
На ж/д вокзале познакомился с местным жителем Дарьхуу (ему – за сорок), который хорошо говорит по-русски. Он работает в фирме, которая организует перевоз промышленной продукции из Монголии в Россию. Договорились, что я у него переночую. Плата - $4 (это одна купюра достоинством в 10 тыс. монгольских тугриков). Кроме ночлега обещал также покормить. Дарьхуу знаком с ситуацией в Донбассе.
13-40. У Дарьхуу – легковое авто. От ж/д вокзала (а он находится на окраине города) приехали в спальный район, где живет Дарьхуу, это около трех километров.
Дарьхуу живет в двухкомнатной квартире пятиэтажки. (фото 318)
Изображение
318_Дом (по центру, справа), в котором ночевал

Дарьхуу представил своё семейство: Галя – жена, сын – Солба (старшеклассник).
Мне предложили еду. Вначале - чай. Затем - яичница из двух яиц и чашка кофе.
15-40. Вышел погулять по городу. Точнее, по микрорайону Молодежный (Залуус).
Расскажу, на что обратил внимание.
- На автозаправке «Петровис» (то есть, «Петрович») 1 л бензина марки «80» стоит $0,64.
- В отдельном одноэтажном здании (с собственной автостоянкой) расположился ресторан (люкс), бар и зал караоке.
- Неподалеку отдельным блоком разместился 4-хэтажный Дворец спорта (Спортын ордон). Видно, что он функционирует: у подъезда стоят легковые авто, прохаживаются спортивного склада парни.
- В жилом 5-ти этажном доме находятся ломбард и офис по обслуживанию электронных приборов.
На торце жилого 5-ти этажного дома красуется огромных размеров цифра «1980» (год постройки дома) и таких же больших размеров советская эмблема «Серп и молот».
- На центральной улице района расположен Восточный политехнический колледж (Дорнод политехник коллеж).
- В микрорайоне имеется три 10-ти этажных здания.
- Перед зданием отель-ресторана «Чадангууд» установлена скульптура ангела в виде молодой монголки. (фото 319)
Изображение
319_Ангел в представлении монголов

При въезде в микрорайон установлена арка в виде полукольца, где начертано его название «Залуус» (Молодёжный). (фото 320)
Изображение
320_Въезд в микрорайон Молодёжный

- Основная часть центральной улицы района завершается двухсотметровой аллеей, где установлены на расстоянии примерно 50 м друг от друга три больших (около 4 м в диаметре) сферы на ажурной подставке (возможно, сооружения не закончены).
18-15. Вернулся в квартиру, где остановился. Принял душ.
Я попросил почитать что-нибудь (если такое имеется) на русском языке. Дарьхуу дал мне российский детектив и даже разрешил взять его с собой, если не дочитаю (так и произошло: я дочитывал детектив в поезде, возвращаясь в центральную Россию).
Вечером меня угостили ужином. Сначала мы сидели за столом втроем: Дарьхуу, его жена Галя и я.
Последовательность подачи блюд – противоположна нашему общепринятому. Любую трапезу начинают с чая или кофе. Так и сегодня. Подали чай с сахаром и печеньем. Затем – суп домашний наваристый с тонкими (их много) кусочкам сушеного мяса, с картофелем и специями. Хлеб – по желанию. Ужин закончился, жена Галя ушла в свою комнату, а мы с Дарьхуу остались в кухне – поговорить «за жизнь».
Примерно через полчаса после окончания ужина Дарьхуу предлагает: «Не хочу ли я попробовать монгольской водки?» Я ответил согласием. Хозяин налил мне в рюмку 50 – 60 г, себе, в стеклянную чашку - примерно 120 г. Выпили – никакой закуски. Вскоре наливает по второй. Я выпил и закусил кусочком черного хлеба, который еще лежал на столе. Прошло минут десять. Хозяин предложил (если у меня будет желание) выпить по третьей. Я ответил – по его усмотрению. Он налил (как и раньше): мне – меньше, себе – больше. Выпили за хозяйку дома. Он - без закуски, я закусил черным хлебом. Дарьхуу разрешил мне воспользоваться его компьютером (помог найти русскую раскладку клавиш) для пересылки сообщения на наш (3sea.org.ua) сайт. Разошлись после 22-00.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 17 мар 2018, 20:35

10 августа 2017 г., четверг, 42-й день. Чойбалсан. Сон в поезде.
7-00. Подъем.
Констатация факта.
В Монголии – несомненные трудности ночевки с палаткой. Вокруг - степь или безлесые горы, холмы. Всё просматривается. К счастью, обстоятельства не вынудили меня пытаться пользоваться палаткой.
Завтрак (предоставили хозяева квартиры): чай, хлеб с маслом, печенье.
9-12. Отъезд на авто Дарьхуу от его дома. Едем на ж/д вокзал, но Дарьхуу решил мне показать одну из достопримечательностей города, и потому отклонился от маршрута.
9-30. Прибыли к памятнику, установленному советским летчикам, погибшим в этих местах (на Халхин-Голе) в 1939 г. (фото 321)
Изображение
321_Памятник советским летчикам, погибшим на Халхин-Голе в 1939 г.

Справка.
Халхин-Гол - река (в 1939 г.) в Монголии и КНР (в настоящее время полностью находится на территории Китая). Берёт начало на западных склонах Большого Хингана, где образует узкую долину, затем течёт по равнине. Устье реки делится на два рукава: левый впадает в озеро Буир-Нур, правый - в реку Орчун-Гол, соединяющую озёра Буир-Нур и Далайнор (бассейн Амура). Река Халхин-Гол известна боями Красной Армии и монгольских войск против Маньчжоу-Го и Японии в апреле-сентябре 1939 г.

Пока я осматривал монумент, Дарьхуу находился на автостоянке. (фото 322)
Изображение
322_Дарьхуу – человек, предоставивший мне ночлег

9-50. Приехали на ж/д вокзал. Неподалеку (в двухстах метрах) расположен местный магазин. (фото 323)
Изображение
323_Магазин около ж-д вокзала

Выяснилось, что билет на поезд можно купить только в 20 час.
Устроился в привокзальном дворике; дождя нет, но пасмурно. (фото 324)
Изображение
324_Место ожидания поезда на привокзальном дворике

12-15. Все это время нахожусь на ж/д станции; сейчас я – единственный пассажир. Пообедал (из своего запаса).
Иногда наведываюсь в здание ж/д вокзала: нет ли каких новостей. Пока ничего нового. (фото 325)
Изображение
325_Вход в здание ж-д вокзала

От нечего делать слежу за «событиями», происходящими на железнодорожных путях.
17-22. Отправился грузовой поезд, который стоял на 2-м пути со вчерашнего дня.
17-28. Нет, я ошибся. Грузовой поезд перегнали со второго пути на первый. Локомотив отцепили и он уехал.
17-44. По второму пути проследовал мини состав: 1 грузовой вагон и 2 пассажирских.
17-48. Этот мини состав подсоединили к грузовому составу (который стоит на 1-м пути). Вокруг – запах полыни.
19-00. Мини состав «протянули» так, что 2 пассажирских вагона оказались напротив вокзала. Стало понятно, что так сформировали грузопассажирский состав. Прояснилась и компоновка состава: локомотив, товарный вагон (для посылок), пассажирский спальный вагон, общий пассажирский вагон (где еду я), а затем – товарные вагоны. (фото 326)
Изображение
326_Грузопассажирский состав перед посадкой пассажиров

19-55. Открылась билетная касса (билетийн касс). Я – 4-й в очереди.
20-08. Купил билет до российской границы (239 км), цена - $2 (напомню: вчера за такси, чтобы доехать до ж/д вокзала, я заплатил $4 и столько же за проживание на квартире Дарьхуу). Ж/д станция (судя по билету и надписи на здании ж/д вокзала, см. фото № 325) называется Баянтумэн.
Итого, в Монголии я потратил $150: $50 обменял в первый день пребывания в Монголии и еще $100 – на поездку в комплекс Чингиз-Хана (из них $20 я получил тугриками на сдачу от организатора этой поездки). У меня осталось немного монгольских тугриков (примерно на 4 доллара США), которые я держал как НЗ (неприкосновенный запас), на случай непредвиденной обстановки. В Монголии я их так и не потратил.
20-15. Темнеет.
21-30. Началась посадка в вагоны. Много детей. Похоже, что только я один – иностранец.
22-03. Город Чойбалсан, ж/д станция Баянтумэн, отправление поезда.
В моём (общем) вагоне в первом купе едет полицейский: в форме и с наручниками.
- Устроился спать на 2-й полке.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 18 мар 2018, 19:44

11 августа 2017 г., пятница, 43-й день. Эрээн Цав. Монгольско-российская таможня.
5-00. Подъем (по своей инициативе – уже выспался), вагон еще спит.
5-05. Над горизонтом, сквозь тучи, показалось солнце. (фото 327)
Изображение
327_ Восход солнца

- Справа, по ходу поезда, проезжаем довольно крупное озеро – озеро Кук.
5-32. Станция около небольшого поселка. (фото 328)
Изображение
328_Ж-д станция в монгольской степи

Прибывших пассажиров встречают местные жители. (фото 329)
Изображение
329_Местные жители встречают прибывших пассажиров

- Степь – до горизонта.
Наблюдения.
- На верхних полках предусмотрен предохранительный пояс. Он состоит из двух частей, которые соединяются крупными защелками (как в туристическом рюкзаке).
- Вода в стационарном вагонном кипятильнике – чуть теплая, а крутой кипяток содержится в больших (на 5 литров) термосах, которые находятся у проводника.
- На стене первого купе вагона висят настенные круглые часы; они работают и показывают правильное время.
Наш состав везет паровоз: с трубой и густым дымом. Поезд сегодня же отправится назад. То есть, от российской границы в Чойбалсан поезд также идет 2 раза в неделю: по вторникам и пятницам.
Движение поезда нарушило спокойствие лошадей, которые мирно паслись. (фото 330)
Изображение
330_Табуны лошадей убегают от движущегося поезда

6-28. Станция Эрээн Цав. Это конечная станция монгольского участка железной дороги. (фото 331)
Изображение
331_Ж-д станция Эрээн Цав

Спросил (по-русски) у людей, которые находятся на станции: «Как пройти к русской таможне?» Меня поняли и показали направление: «Вперед!»
Меня-то поняли, а я вот понял не совсем точно. «Вперед» - я понял как: идти вперед по шпалам в направлении горизонта.
6-34. Пошел вперед по шпалам. (фото 332)
Изображение
332_Где-то впереди – Россия

6-55. Дошел до «упора»: уперся в забор с колючей проволокой, который перегораживает ж/д путь. Получается: Россия - за забором? Но через забор-то я лезть не могу: нарушение пересечения границы. И ни единого человека вокруг. Оглянулся: я уже прилично, метров 600 – 700, отошел от станции. Подумал: неужели здесь нет перехода? А куда же меня направили местные жители?
Делать нечего – возвращаюсь назад.
7-18. Я снова на станции.
Обращаюсь (по-русски) к группе рабочих, которые что-то делали неподалеку от перрона, с такой же просьбой, как и раньше: «Где таможенный переход?». Один пожилой работник понимает по-русски. Он-то мне и объяснил, что, действительно, переход есть. Но идти к нему нужно не по шпалам, а по тропинке (которую я среди травы не заметил).
Пошел по тропинке.
7-48. Таможня Монголии; но она еще закрыта. Впереди меня – 2 женщины-монголки.
8-00. Открыли вход в таможню. Вещи проверили через металлическую рамку. Паспортный контроль прошел быстро.
8-11. Покинул территорию Монголии.
Здесь монгольское и российское время не совпадает.
8-20. Время Монголии =
9-20. Время Забайкальского края России (то есть время Читы).
Тут же, рядом с монгольской таможней, метров через пятьдесят, - российская таможня. Здесь контроль был еще проще. Что находилось в большом (основном) рюкзаке – поверили на слово; маленький рюкзачок я открыл; работница таможенной службы взглянула на него, и тут же дала добро на проход.
Факт. На таможне (и монгольской, и российской) нет обменного пункта. Не оказалось его (забегая вперед) и в Чите. Так и привёз тугрики домой, как сувениры.
10-04. Я – в России!
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 19 мар 2018, 19:41

6. Возвращение.

11 августа 2017 г. (продолжение) Монгольско-российская таможня. Соловьёвск. Борзя. Сон в поезде Борзя – Чита.
10-04. Итак, я – в России!
От таможни единственная дорога ведет в направлении небольшого поселка Соловьёвск, до которого около 1 км. Здесь живут работники российской таможни. (фото 333)
Изображение
333_Поселок Соловьёвск

Ближайший от Соловьёвска населённый пункт – город Борзя, на расстоянии 80 км. В таможне узнал, что регулярного сообщения с этим городом нет, особенно сегодня, в будний день. «Оказия» может быть только случайной, например, если кому-то вдруг понадобилось ехать в город.
Ну, думаю, ничего страшного - автостоп вывезет. Действительно, вывез, но не сразу.
11-03. Вышел на окраину поселка, на дорогу, которая ведет в направлении г. Борзя.
«Загораю», жду попутку. Вокруг, на 360 градусов, открытая, без единого деревца или кустика, степь. Прошел еще немного вперед, до перекрестка.
11-45. Прошел еще вперед, чтобы быть на «бугре» дороги. (фото 334)
Изображение
334_На окраине поселка Соловьёвск

12-09. Сижу, жду из поселка «попутного ветра», то есть попутной машины.
Стоп не заладился. Трафика практически нет.
С утра (когда я пересек границу) до 13 часов не было вообще ни одной машины: ни из поселка, ни в поселок. Потом прошло несколько авто, но они ехали поблизости, в окрестные села вдоль границы, где живут их родственники, знакомые.
13-15. В направлении г. Борзя прошел микроавтобус. Я видел, как он выехал из поселка, и думал, что он пройдет мимо меня. Но по грунтовой дороге микроавтобус выскочил на основную трассу примерно метрах в двухстах впереди меня. Я махал рукой, но водитель меня не заметил, или не захотел подождать несколько минут, пока я подбегу к автобусу.
И снова тишина…
Не думал же я, что попаду в такой медвежий угол, хотя медведи по степи и не бродят.
13-57. Почувствовал, что правую ногу (в которой еще весной появились проблемы в тазобедренном суставе) чуть «отпустило». И я рискнул пробежаться (самой мелкой трусцой) в течение двух минут: 1 мин – вперед, и 1 мин – назад. Это была моя первая «так сказать пробежка» за последние, наверное, два месяца.
14-04. Проехал джип, но водитель показал, что едет недалеко.
14-47. Легковушка не остановилась. Когда проезжала мимо, увидел, что она полностью загружена.
15-09. Едет легковая машина, но не в город Борзя.
15-25. Первый (и единственный) автостоп. Авто – японский джип. В салоне едут знакомые между собой молодые люди: Пётр (за рулем, постарше) и Марк, который в этом году окончил университет в Улан-Баторе по экономике Китая. Теперь у него перспектива работать как в Монголии, так и в Китае (в разной степени знает языки этих стран).
Пётр сказал, что мы едем по границе Даурского заповедника.
Справка.
Госуда́рственный приро́дный биосфе́рный запове́дник «Дау́рский» - заповедник в Юго-Восточном Забайкалье. Организован в 1987 году для охраны птичьих гнездовий. Включает степные озёра Барун-Торей и Зун-Торей. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО "Ландшафты Даурии", который охватывает российскую, а также монгольскую части даурской степи. Это об этих местах повествуется в историческом романе Константина Седых «Даурия».
Климат заповедника - резко континентальный, с морозной, малоснежной зимой и жарким сухим летом с большим суточным перепадом температур. Последние (с зимы) заморозки могут быть еще в первой декаде июня, а первые (после лета) заморозки на почве - уже во второй половине августа.

Водитель по собственной инициативе отклонился от основного маршрута, и мы подъехали к берегу озера Зун-Торей, которое является частью заповедника. Вокруг – много птиц. Где-то должен быть родник, хотели набрать прохладной воды (так как жарко), но в этот раз родник не нашли. (фото 335)
Изображение
335_Вид на озеро Зун-Торей

17-20. Город Борзя. (фото 336)
Изображение
336_Город Борзя

Водитель подвез меня непосредственно к ж/д вокзалу, откуда поездом или автобусом можно уехать в Читу.
Я еще застал последнюю маршрутку на Читу, но свободных мест уже не было. Может, это и к лучшему: уехал ночным поездом, где и выспался.
В сквере на привокзальной площади установлен памятник «Героям партизанам – освободителям станции Борзя в 1920 году». (фото 337)
Изображение
337_Памятник «Героям партизанам»

В кассе ж/д вокзала купил сразу два плацкартных билета. Один: Борзя – Чита, 942 руб., второй: Чита – Киров, 7907 руб. Итого около 9 тыс. рублей. Так я зарезервировал себе проезд в центральную Россию. Город Киров выбрал для того, чтобы оттуда попытаться ехать домой автостопом.
В магазине на привокзальной площади попробовал новинку (для меня): пиво со вкусом лимона (0,5 л – 75 руб.). Да, вкус действительно оригинальный; подобное пиво можно пить.
22-59. Станция Борзя, отправление поезда. Сон – в вагоне, на верхней боковой полке.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 20 мар 2018, 20:34

12 августа 2017 г., суббота, 44-й день. Сон в поезде Борзя-Чита. Город Чита. Сон в поезде Чита – Москва.
Утро, подъем. Подъезжаем к Чите. Видны высокие (более 1 км) горы, частично скрытые в тумане. Едем вдоль реки Ингода.
Из разговора по мобильному телефону.
- «Чё, ты на работе? А Саша-то сам поедет?».
6-00. Чита, прибытие поезда.
- На улице – дождь.
10-20. Сдал рюкзак на хранение: 150 руб. – за 1 сутки. Мой московский поезд отправляется вечером. Поэтому в течение дня гуляю по городу.
Выйдя из вокзала, первым делом попадаешь на привокзальную площадь. (фото 338)
Изображение
338_Чита, привокзальная площадь

Напротив здания ж/д вокзала возвышается Кафедральный Собор; перед собором установлен памятник Александру Невскому. На пьедестале приведена надпись: «Святому Благоверному великому князю Александру Невскому». (фото 339)
Изображение
339_Памятник Александру Невскому на фоне Кафедрального Собора

Справка.
Кафедральный Собор Казанской иконы Божьей Матери – это церковь, освященная во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского и Святых Царственных Страстотерпцев. Церковь построена на центральной площади города Чита на месте уничтоженного в 1936 году старого кафедрального собора, освященного в честь Александра Невского.

С высоты пешеходного моста, установленного над железнодорожными путями, открывается вид на реку Чита (в народе эту реку называют «Читинка») и на периферийную часть города, расположенную на так называемом «острове» (между реками Ингода и Чита). (фото 340)
Изображение
340_Вид на реку Чита (1)

Пешеходный мост возвышается также и над рекой Чита. Вот два фото, сделанные на этом мосту. На первом из них видна часть «острова», расположенная по течению реки. В 9-ти этажном здании (на заднем плане) находится интернет-кафе, откуда я написал сообщение на наш сайт (стоимость 1 часа работы – 50 руб.). Шел дождь, и я укрывался накидкой; отсюда – такой вид. (фото 341)
Изображение
341_На фоне реки Чита

На втором из вышеназванных фото видны строения «острова», расположенные (по отношению к мосту, откуда сделан снимок) против течения реки Чита. (фото 342)
Изображение
342_Вид на реку Чита (2)

11-30. На оптовой базе (на ул. Лазо, за р. Чита) купил (дешевле, чем в другом месте) по одному килограмму яблок, огурцов и моркови: мой «зелёный» запас на предстоящую в поезде дорогу. Здесь овощных базаров (как в наших местах) нет. Овощи-фрукты можно купить только или в супермаркетах, или на базах (если подскажут, где они находятся).
- С самого утра, не переставая, идет мелкий дождь.
12-30. Дождь прекратился.
15-30. В пивбаре продают разливное пиво. Стоимость 1 бокала (светлого или темного) одинакова: 65 руб. Выпил темного пива: неплохое.
15-50. Столовая. Находится совсем недалеко от ж/д вокзала на ул. Ленинградской. Купил шурпу и плов – по 60 руб. Привожу содержимое блюд. Шурпа: мясо; 2 две картофелины, сваренные целиком (то есть, не разрезанные); среднего размера вареная морковь, разрезанная пополам; бульон. Плов (традиционный): порезанное маленькими кусочками мясо, мелко резанная вареная морковь. На столе находятся также специи: соевый соус и соус кавказский, особо острый (по мне - нормальный). (фото 343)
Изображение
343_Обед в читинской столовой

В холле помещения, где располагается столовая, висят предметы изобразительного искусства. Мне приглянулось вот такое. (фото 344)
Изображение
344_Постер с изображением животных Сибири

Еще оставалось свободное время, и я прогулялся по центральной части города. (фото 345)
Изображение
345_Центральная магистраль Читы – ул. Ленина

На одном из домов ул. Ленина установлено огромное (высотой в 4 этажа) панно, посвященное основанию Читы. Рядом с датой «1653» выбита надпись: «Заложив читинский острог, казаки Петра Бекетова положили начало нашему городу».
В центре города, в одном из сквериков, установлен памятник в честь казаков -основателей города. На памятной плите нанесена надпись:
«Забайкальским первопроходцам
Енисейскому сыну боярскому
стрелецкому сотнику
донскому казаку
Петру Ивановичу Бекетову
со товарищи» (фото 346)
Изображение
346_Памятник казакам - основателям города Чита

- В Чите довольно часто можно встретить бурятов.
Справка.
Ни в одном из банков Читы мне не удалось обменять монгольские тугрики на российские рубли.
Воспоминание.
Когда ехал автостопом по России, иногда питался в придорожных кафе. Обычно брал только первое блюдо – стоимость до 100 руб. Водителям-дальнобойщикам на еду выплачивают «суточные», обычно по 500 руб. в сутки. Средний обед дальнобойщика «тянет» на 300 руб. Так что они, зачастую, тратят в сутки на еду более 500 руб., то есть ещё приплачивают свои деньги, помимо «суточных».
22-05. Чита, отправление поезда Чита – Москва.
У меня – верхняя полка (но, не боковая).
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 21 мар 2018, 20:22

13 августа 2017 г., воскресенье, 45-й день. Улан-Удэ. Байкал. Иркутск. Станция Зима. Сон в поезде Чита – Москва.
7-35…8-20. Улан-Удэ. В торговом киоске на перроне вокзала купил мороженое – 80 руб. (фото 347)
Изображение
347_Ж-д вокзал Улан-Удэ

Дорога идет вдоль реки Селенга. (фото 348)
Изображение
348_Река Селенга

10-15. Первый раз в вагонном окне появился Байкал. Местные жители говорят, что ширина Байкала составляет 30 – 35 км. Рассказывают, что отсюда в гражданскую войну через Байкал, по льду, прокладывали дорогу в Листвянку - 34 км. Туда, по легенде, Колчак перевозил и прятал товары, а также, возможно, и золото.
Детская шутка.
Мама, я пол помыла. Тебе – только подмести.
Сейчас виден противоположный берег Байкала, но не очень четко, в дымке.
10-45. Станция Мысовая.
11-48. Едем на юго-запад вдоль берега Байкала. Сегодня воскресенье, к тому же, уже с утра – жарко. Народ приехал, чтобы позагорать на солнышке. Самые «морозостойкие» могут рискнуть и окунуться: ведь вода в Байкале всегда ледяная. (фото 349)
Изображение
349_Отдых на берегу Байкала

Даже из вагона поезда видно, насколько прозрачна вода Байкала. (фото 350)
Изображение
350_Чиста как слеза вода Байкала

14-04. Станция Слюдянка.
14-18. Крайняя юго-западная точка Байкала, рядом с поселком Култук. Мы (вместе с поездом) находимся на южной стороне Байкала. Кромка берега уходит от ж/д колеи и плавно поворачивает вправо (по часовой стрелке, если смотреть из космоса) почти на 180 градусов. На фото хорошо виден противоположный, северный, берег озера, который представляет собой горный массив, покрытый таёжным лесом. (фото 351)
Изображение
351_Берег Байкала в районе поселка Култук

Замечание.
Путешествие на поезде в районе поселка Култук в направлении Иркутска намного комфортабельнее и безопаснее, чем езда по этому же маршруту по горному перевалу (о чем я рассказывал, когда преодолевал этот путь автостопом, в кабине неисправной фуры).
Анекдот о «крепких сибиряках» (от соседа по купе).
Внук привел в дом к деду молодую жену. В какой-то день внук работает на огороде, дед пьет водку, а жена внука – чай. Пьют: разок, два, три, еще… Дед подпил (ему под девяносто) и после очередной рюмки, посматривая на молодуху, говорит: «Ещё по одной, и …– подо мной!».
16-30. Железнодорожная колея идет по территории города Иркутска, по левому берегу реки Иртыш. Виден Академический мост, по которому можно переехать на правый берег города. (фото 352)
Изображение
352_Иркутск, Академический мост через Иртыш

16-40…17-18. Иркутск. На перроне купил пиво «Балтика 3» - 53 руб.; пиво оказалось невкусным. (фото 353)
Изображение
353_Ж-д вокзал города Иркутск

Наблюдение.
С вахты едет бригада в составе 6 человек. Ребята – молодые, неженатые. 20 дней – работа, 10 дней (без учета времени на поездку домой и назад) – отдых. Копают канавы глубиной 1 – 1,5 м, вручную, для прокладки коммуникаций под ж/д полотном. Зарплата за 20 дней работы – примерно 40 тыс. руб. Работают под Читой, а сейчас едут домой в Красноярск. Это – 2000 км, двое суток пути. У себя дома мужчины могут заработать в месяц только 20 тыс. руб.
22-05…22-35. Станция Зима.
Отбой.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 22 мар 2018, 21:30

14 августа 2017 г., понедельник, 46-й день. Красноярск. Ачинск. Сон в поезде Чита – Москва.
7-00. Подъем.
8-30. Через несколько часов – Красноярск. За окном вагона мелькает пейзаж: в основном лесостепь. Местность иногда слегка холмистая, но чаще – равнинная. (фото 354)
Изображение
354_Равнинная лесостепь

Разговорные выражения.
- «Накосячил» - сделал что-то не то, неправильно.
- «Новосиб» - это Новосибирск.
Наблюдение.
Вся бригада «копальщиков» едет до Красноярска, а потом разъедется по своим местам: по небольшим городкам и деревням. Один парень (Митя) рассуждает с товарищем: ехать ли ему к другу Коляну, или к подружке Насте. Бросил монету. Вышло: ехать к другу. Митя говорит: «Монета - кривая». Подбросил другую монету. Теперь вышло: ехать к Насте. Митя: «Вот это правильная монета. Поеду к ней».
Предостережение о материальной ответственности.
Вместе с бельём проводник выдаёт для приёма чая (если его заказываешь) стакан с подстаканником и маленькую ложку. В конце поездки всё это надо сдать. Если что-то затерялось, нужно платить: подстаканник – 412 руб., ложка и стакан – по 50 руб.
10-42. Окраина Красноярска. Движемся вдоль левого берега Енисея вверх по течению. Видны деревоперерабатывающие предприятия. Проезжаем речной грузовой порт и по мосту переезжаем на левый берег Енисея. (фото 355)
Изображение
355_Красноярск, набережная Енисея

10-53…11-38. Красноярск, ж/д вокзал. (фото 356)
Изображение
356_ Красноярск, ж-д вокзал

Времени было достаточно, и я на привокзальной площади покушал в столовой: суп гороховый, 3 кусочка курицы с гречкой, 2 хлеба – 112 руб., сытно. (фото 357)
Изображение
357_Обед в столовой на привокзальной площади Красноярска

И снова в путь. Назову станции, которые проехали в этот день.
13-32. Станция Козулька.
13-36. Проезжаем одноименный поселок городского типа. (фото 358)
Изображение
358_Дома поселка Козулька

14-30…15-00. Станция Ачинск. Живое светлое пиво, 1 л – 62 руб., плюс 12 руб. за пустую бутылку, итого 74 руб.; пиво вполне нормальное к употреблению.
15-17. Находимся в Ачинском районе Красноярского края; вот такие поля-красавцы. (фото 359)
Изображение
359_Ачинский район Красноярского края

17-53. Станция Мариинск
19.20. Станция Анжерская. Температура воздуха – плюс 12°.
19.57. Станция Тайга. Температура воздуха – плюс 15°. (фото 360)
Изображение
360_Станция Тайга, ж-д вокзал

Отбой.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 23 мар 2018, 20:53

15 августа 2017 г., вторник, 47-й день. Омск. Тюмень. Екатеринбург. Сон в поезде Чита – Москва.
(Ночью проехали Новосибирск).
6-00. Подъем (сам проснулся).
6-37. Заканчивается новосибирская область, скоро – граница омской области. (фото 361)
Изображение
361_Поселок в западной части новосибирской области

8-57…9-16. Омск. (фото 362)
Изображение
362_Омск, на перроне

Река Иртыш, со множеством изгибов, «пронзает» Омск по диагонали, с юго-востока на северо-запад, от одной окраины города до другой. (фото 363)
Изображение
363_ Река Иртыш

11-30. В Западно-Сибирской равнине, по которой мы едем, березки – наши верные спутницы. (фото 364)
Изображение
364_Западно-Сибирская равнина

16-10…16-50. Тюмень, ж/д вокзал.
Покушал в столовой, недалеко от ж/д вокзала: солянка плюс рыба с гречкой, обед стоит 132 руб. (фото 365)
Изображение
365_Обед в столовой на привокзальной площади Тюмени

В последние годы я несколько раз проезжал автостопом через Тюмень. И мне нравится нарядный облик города. Многоэтажки гармонично раскрашены во весь спектр радуги. Об этом же свидетельствует высотное здание, находящееся рядом с ж/д вокзалом, попавшее в объектив фотокамеры. (фото 366)
Изображение
366_Тюмень, район ж-д вокзала

Послеобеденное время. Кто-то бодрствует, кто-то спит. (фото 367)
Изображение
367_В вагоне скорого поезда Чита-Москва

История бурятской девочки (1).
Еще в Улан-Уде (2 дня тому назад) в купе ко мне подсел местный бурят, везет внучку в Москву. Деда зовут Тимур, внучку – Валерия. Алима, дочь Тимура, лет десять назад вышла замуж за американца из штата Техас, сейчас они живут в Хьюстоне. Валерия родилась в США и является американской подданной. Родители девочки регулярно привозят её на лето в Бурятию. Встречает внучку дедушка Тимур: или в Вашингтоне (у него есть американская виза) или в Москве.
Сейчас Валерии 8 лет, она ходит в американскую школу. В поезде или читает книги на английском языке, или во что-то играет. По-русски говорит, но с трудом; задумывается, перед тем, как ответить. Дедушку не слушает абсолютно, да он никак и не настаивает на своём. Говорит: «Чему надо, родители научат». Тимур говорит по-русски, но основ грамматики не знает. Например, Валерия говорит о себе: «Я достал игрушку» (которая упала на пол). Дедушка на подобное никак не реагирует. Иногда я поправляю девочку; она молча слушает: и не перебивает, и не возражает.
У Валерии уже достаточно длинные волосы. Они постоянно распущены; девочка с такими волосами и спит, так как сама заплести их не умеет. Дедушка тоже к этому не касается. В итоге, за время поездки волосы сильно запутались. «Сердобольная» женщина из соседнего купе долго-долго возилась с волосами Валерии, пока распутала их. Потом еще подошла русская девочка лет десяти и заплела Валерии косы. (Далее: см окончание «Истории».) (фото 368)
Изображение
368_Валерия и Тимур

Разговорно-жаргонные выражения.
- Девушка (со стороны) звонит парню, который сидит рядом со мной: «Ты где?». Парень отвечает: «У поез´де» (ударение на последнем слоге).
- Среди картишек нет братишек.
- Об игре в карты: «Что тут соображать? Ложишь деньги и играешь».
19-30. Железнодорожная колея то идет среди полей, то «скрывается» в лесу. Но везде живут люди. (фото 369 - 370)
Изображение
369_Село «затерялось» в лесу

Изображение
370_На закате дня

22-06…23-15. Екатеринбург.
Отбой.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 24 мар 2018, 19:37

16 августа 2017 г., среда, 48-й день. Сон в поезде Чита – Москва. Киров. Йошкар-Ола (на объездной дороге). Сон в палатке.
Подходит к концу моя поездка через пол-России от Читы до Кирова длительностью в 3,5 суток.
8-09. Проезжаем одно из сёл в западной части Пермского края. (фото 371)
Изображение
371_Село на западе Пермского края

9-08. Станция Балезино.
История бурятской девочки (2).
Прощаюсь с соседями из Улан-Удэ Тимуром и Валерией. Тимур кратко рассказал свои планы. Завтра утром (17 августа) они прибывают в Москву. Вечером этого же дня вылетают в Вашингтон. А там – по обстоятельствам. Если Алима, мама Валерии, сможет прилететь в Вашингтон (а она, как и её муж, работает), то Тимур вернется в Улан-Удэ. В ином случае Тимур и Валерия полетят в Хьюстон.
P.S. Уже возвратясь домой, узнал о сильнейшем наводнении в Хьюстоне, которое произошло менее, чем через 2 недели после нашего расставания. Одно дело, когда читаешь о земных катаклизмах вообще, и совсем другое, если представляешь конкретных людей, которых это затронуло. Конечно, я переживаю за судьбу моих бурятских знакомых.
Сообщение СМИ от 28 августа 2017 г.
Катастрофическое наводнение накрыло американский Техас сразу после мощного урагана «Харви». Сильнее всего пострадал Хьюстон, где под воду ушли целые кварталы, автомобильные дороги. Людей из мегаполиса спешно вывозят на лодках. На помощь призваны тысячи бойцов Национальной гвардии. Отсюда ни улететь (два аэропорта затоплены), ни уехать, перекрыты 250 дорог. Уровень воды таков, что уже не видно дорожных знаков.

10-42. Станция «Красносельский»; это в черте города Кирова.
10-50. Киров. Здесь уже - время московское.
Справка.
Приведу время часовых поясов России по маршруту, где побывал в путешествии.
0 (ноль) – Москва, Киров;
+1 час – Поволжье;
+2 час – Екатеринбург, Тюмень;
+3 час – Омск, Новосибирск;
+4 час – Кемерово, Красноярск;
+5 час – Иркутск, Улан-Удэ;
+6 час – Чита;
+7 час – Хабаровск, Владивосток;
+8 час – Сахалин;
+9 час – Камчатка.

Приехал я в Киров специально, чтобы пробовать уехать отсюда автостопом.
На привокзальной площади мне подсказали, как выехать из города в южном направлении в сторону Йошкар-Олы. Нужного автобуса ждать пришлось довольно долго – где-то в пределах часа. (фото 372)
Изображение
372_г. Киров, привокзальный район

Погода отличная: солнце, температура +21 градус по Цельсию.
11-55. Городской автобус № 90, идет по Советско-Казанскому тракту. Стоимость проезда – 22 руб.
Наблюдение.
Одна из остановок автобуса называется «Слобода Поскрёбышева». Впервые встречаю, что увековечено имя помощника Сталина. (В Википедии нашел, что А.Н. Поскрёбышев родился в Вятской губернии, теперь - Кировская область).
12-30. Предпоследняя остановка автобусного маршрута: «Советский тракт».
12-40. Автомобильная граница г. Кирова. Здесь решил начать стопить. Это мое исходное положение (ИП). (фото 373)
Изображение
373_Место первого стопа

- Непрерывный поток транспорта, много фур – но никто с собой не берёт.
13-23. 1-й стоп. Водитель Василий. Вначале проскочил мимо, а потом подъехал задним ходом. Вместе проехали 50 км.
14-30. ИП – снова на старте. Здесь местное возвышение («бугор») дороги.
14-38. Остановился частник. Решил немного поучить меня технике автостопа. «Палец поднимай!» - сказал он. (Пояснение. При голосовании автостопщик поднимает до горизонтального положения вытянутую руку, оттопыривая при этом большой палец). «Так я и так поднимаю» - ответил я. «А-а-а, ну ладно …» - бросил водитель, и … уехал восвояси. Думаю про себя: «Уже хорошо, что здесь знают об автостопе».
14-50. 2-й стоп. Водитель Слава (я всегда привожу имя водителя так, как он сам себя называет; поэтому я и пишу «Слава», а не «Вячеслав»). Водитель – рыбак. Едем сквозь дремучий вятский лес. Речь местных вятчан – своеобразная: скороговоркой, отрывистая, некоторые слова почти проглатываются. (фото 374)
Изображение
374_Дорога проходит сквозь необъятный лес

На этом стопе проехал километров тридцать: водители все местные, едут на короткие дистанции.
16-06. 3-й стоп. Водитель Николай, рядом – его товарищ Дмитрий.
16-39. Доехали до автостоянки перед городом Советск.
16-50. 4-й стоп. Водитель фуры Илья. Это единственный раз (за сегодня и завтра), когда мне удалось ехать с дальнобойщиком.
16-53. Пересекаем реку Вятка. (фото 375)
Изображение
375_Река Вятка

Водителю где-то под пятьдесят. Жена живет в Запорожье, и он часто, вплоть до настоящего момента, туда наведывается (не знаю, живут ли они вместе постоянно). До 2014 г. Илья бывал в Донбассе.
18-45. Проехали Яранск.
21-00. Мы – на объездной дороге вокруг Йошкар-Олы. Далее Илья направляется в Нижний Новгород – но мне это не по пути. Поэтому расстался с водителем. Нашел ближайшую «зелёнку», поставил палатку. Отбой.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 25 мар 2018, 21:07

17 августа 2017 г., четверг, 49-й день. Йошкар-Ола (на объездной дороге). Сон в палатке. Казань. Окончание автостопа.
4-30.Подъем. Проснулся от холода. Совсем светло.
4-50. Взошло солнце. На траве – обильная роса.
7-02. Уход с места ночевки. (фото 376)
Изображение
376_Место ночевки

Здесь уже начинается лесостепь. (фото 377)
Изображение
377_Объездная дорога вокруг Йошкар-Олы

7-25. ИП. Машины проезжают мимо, и я потихоньку иду вперед. С правой стороны, насколько хватает глаз, огромное поле, отгороженное от автотрассы забором с колючей проволокой. На поле каких-то строений, поселений нет. Так и не смог понять – что же это такое.
8-19. 1-й стоп. Водитель Татьяна (бабушка) и с ней 8-ми летний внук Данила. В этом летнем путешествии - это уже второй раз, когда меня подвозит женщина. Татьяна сказала, что забором огорожен аэропорт: не пассажирский, а какой-то второстепенный, запасной.
Едем по отличной двуполостной дороге с односторонним движением. Вокруг нас – леса.
9-11. Конец стопа: подвозившая меня машина ушла в сторону по проселочной дороге. Прошел немного вперед, выбирая позицию.
9-28. ИП – около автозаправки. Здесь - недалеко город Волжск, много таксистов и частников. Все же, удалось уехать.
10-43. 2-й стоп. Водитель Александр.
По мосту переезжаем на противоположный берег озера, живописно расположившегося среди леса. (фото 378)
Изображение
378_Озеро в лесу

По дороге водитель рассказывал о зимней рыбалке.
11-36. Казань (на объездной дороге). Выбираю позицию для стопа. Подошел к развилке дорог: прямо – к центру Казани, вправо – на Н. Новгород и Ульяновск. Это как раз моя дорога. (фото 379)
Изображение
379_Развилка дорог; прямо – к центру Казани

12-07. ИП. Прошел еще немного вперед.
У меня совсем немного времени для продолжения автостопа. Через день-два (по семейным обстоятельствам) я должен быть дома. Решил: если сегодня не встречу дальнобойщика, едущего в Ростов/Д, в Волгоград или хотя бы в Саратов, то буду завершать автостопную поездку – иначе не успею домой во-время.
12-23. 3-й стоп. Водитель Игорь. Совсем молодой парень – до 25 лет. Какое-то время ехали вдоль берега Волги. (фото 380)
Изображение
380_Река Волга (западнее Казани)

Затем переехали с ее левого берега на правый. Вместе мы находились совсем немного, менее 15 мин. В самом конце совместного пути он неожиданно попросил меня сказать о трех главных вещах в жизни (наверное, этот вопрос его сильно волновал). Я не стал ничего придумывать и назвал три банальных вещи, главные для человека (в частности, и для меня): 1) занятие по душе (лучше, если это будет работа, но может быть и хобби); 2) стабильная (для души) семья; 3) здоровье (которое невозможно без активного и здорового образа жизни). Это – как программа действий. Ну, а каждый выбирает свой путь реализации этой программы и старается (или не очень) её выполнять. Мы ехали по трассе, которая идет на Н. Новгород. Игорь подвез меня до развилки дороги на Ульяновск (туда 193 км).
12-36. ИП.
12-54. 4-й стоп. Водитель Денис. Проехали с десяток километров до автозаправки; здесь же и кафе. Водитель – местный, дальше ему ехать никуда не надо.
13-04. ИП. Заправлялось несколько фур, но меня не взяли.
В кафе поел первое блюдо: суп лапша с курицей – 80 руб.
Факт. Буфетчица у меня спросила: «Вам уже исполнилось 80?». Ответил: «Нет ещё». Комментарий. Это первый раз, когда посторонние назвали эту цифру моего возраста. Обычно, до этого, мне давали на вид меньше лет, чем есть на самом деле. Но … время идет, и облик человека меняется.

Некоторое время пытался еще стопить – но неудачно. Время перевалило на вторую половину дня. Нужно было решать, что делать: стопить дальше, или отказаться?
14-25. Окончание автостопа (в этом путешествии).
Краткое заключение по последней автостопной поездке.
За последние два дня стоп был, конечно, малоэффективным. Объясняется это тем, что мой путь (с севера на юг) лежал поперёк основных транспортных дорог (с востока на запад и наоборот). Было много стопов, но все они носили местный характер. Не встретил ни одной фуры, которая шла бы в нужном мне направлении. Подобное объяснение неэффективности стопа вполне правдоподобно, а сейчас оно еще проверено и на практике.

Решил вернуться в Казань, а оттуда поездом ехать домой.
14-35. Рейсовая маршрутка до Казани – 100 руб.
15-18. Стела свидетельствует о въезде на территорию Казани. (фото 381)
Изображение
381_Казань – столица республики Татарстан

Особенность проезда в местной маршрутке.
В маршрутной «Газеле» каждый пассажир пристегивается ремнями безопасности.
15-33. Казань. Конечная остановка маршрутки находится рядом с главным ж/д вокзалом. Температура воздуха: +26°С.
15-39. Главный ж/д вокзал. Оригинально (но, конечно же верно) трактуется назначение вокзала как «Транспортно-пересадочный терминал» (такая надпись красуется вверху на одной из сторон вокзала). (фото 382)
Изображение
382_Казань, Главный ж-д вокзал (Казань-1)

Купил ж/д билет до Ростова/Д; цена (без постельных принадлежностей) – 3050 руб.
Но поезд на Ростов/Д уходит не с Главного (Казань-1), а с Северного (Казань-2) ж/д вокзала. Подсказали, как туда добраться.
16-15…16-48. Проезд в городском автобусе № 53 от Главного до Северного ж/д вокзала. Стоимость проезда – 25 руб.
Едем по центральному району города. Одна из основных магистралей города – ул. Декабристов. (фото 383)
Изображение
383_Казань, ул. Декабристов

Наблюдения.
- В автобусе, которым ехал с вокзала на вокзал, названия остановок объявляют громко и очень четко на трех языках: русском, татарском и английском.
- Казань – большой, старинный и красивый город.
Северный ж/д вокзал намного меньше Главного; его еще называют Транзитный вокзал. Это относится и ко мне, так как я буду подсаживаться на поезд, который идет через Казань транзитом. (фото 384)
Изображение
384_ Казань, Северный ж-д вокзал (Казань-2)

Мой поезд отправляется после полуночи; ожидал его внутри вокзала Казань-2.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 26 мар 2018, 20:52

18 августа 2017 г., пятница, 50-й день. Поездка в вагоне поезда Екатеринбург-Ростов/Д. Казань. Саранск. Пенза.
00-50. Казань, отправление поезда Екатеринбург-Ростов/Д. Сон в вагоне поезда.
8-00. Подъем.
8-58. Поселок Ромоданово, станция Красный Узел. (фото 385)
Изображение
385_Станция Красный Узел

9-28. За окном вагона – среднерусский пейзаж. (фото 386)
Изображение
386_Пейзаж Мордовии

9-55. Саранск.
13-40…14-35. Пенза. (фото 387)
Изображение
387_Пенза, привокзальная площадь

В торговом павильоне купил достаточно большое и недорогое (54 руб.) мороженое в пластмассовом стаканчике. (фото 388)
Изображение
388_Пензенское мороженое

16-08. Лесостепь. Среди зелени спрятался дачный двухэтажный домик (под красной крышей). (фото 389)
Изображение
389_Лесостепь (Саратовская область)
Сон в вагоне поезда.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
kros
Сообщения: 1561
Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение kros » 27 мар 2018, 17:22

19 августа 2017 г., суббота, 51-й день. Сон в поезде. Ростов/Д. Донецк.
7-00. Подъем.
Едем вдоль берега Дона. (фото 390)
Изображение
390_Река Дон

12-15. Ростов на Дону, прибытие поезда.
Время - не утреннее, и реальный шанс попасть домой уже сегодня – это ехать автобусом.
Деньги – «из воздуха».
Ситуация на ростовском автовокзале «зримо» показала, как изменилось отношение «государственных служб» к простому человеку сейчас по сравнению с советским периодом. Мне это наглядно видно, так как я жил тогда, живу и сейчас. Ведь никто не станет отрицать, что автовокзал – это государственное учреждение; не частное ведь. Может быть, и ж/д вокзал уже стал частным предприятием? Итак, по существу.
Мне нужно ехать в Донецк. В какой кассе нужно брать билеты – неизвестно, объявления об этом нет. Подхожу к произвольной кассе (часто бывает, что в любой кассе продают билеты на все направления) и спрашиваю, можно ли купить билет до Донецка? – Нет. – А в какой кассе можно купить? – Узнавайте в справочном.
Справка в справочном стоит 10 руб. Не денег жалко, сам подход – жлобский.
Решил узнать об этом самостоятельно. Подошел к очереди, и тут же мне подсказали, где можно купить нужный билет. Это – здесь же, в этом же зале, на этом же этаже, никуда не нужно идти. Стал в нужную очередь.
Дополнение. Оказывается, есть еще одна касса (тоже рядом), в которой также продают билеты на Донецк, но о ней никто не знает, и там посетителей нет. Дошло до того, что кассир из этой «новой» кассы вышла к людям, и стала их приглашать пройти в этот кассовый зал. Я был в хвосте старой очереди (которую занял), и потому вошел в этот «новый» зал одним из первых. Тут же купил билет до Донецка; цена – 600 руб. (Билет из Донецка в Ростов стоит 500 руб.)
Ниже привожу расписание заключительной части поездки.
15-18. Ростов/Д, отправление автобуса.
15-24. Вид Ростова/Д из окна автобуса (фото 391)
Изображение
391_ Ростов на Дону

16-19. По пути мелькают поля и перелески. (фото 392)
Изображение
392_Ростовские просторы (1)

16-28. На окраине поселка Самбек, недалеко от Таганрога, сооружен Мемориал Славы. (фото 393)
Изображение
393_ Самбек, Мемориал Славы

Справка.
Мемориал Славы на Самбекских высотах - мемориальный комплекс, в честь воинов 130-й и 416-й «Таганрогских» стрелковых дивизий. Воздвигнут на самой высокой точке возле осыпающихся от времени окопов, разрушенных пулемётных гнёзд, блиндажей на окраине села Самбек. Памятник представляет собой бетонную подковообразную стену, разорванную по центру на две части, и символизирует две стрелковые дивизии, освобождавшие эти места. На камне у входа в комплекс высечена надпись: «Остановись, товарищ! Поклонись земле, обагренной кровью богатырей твоего народа, отстоявших мир, в котором ты живешь…»

Местность здесь – степная, слегка холмистая. (фото 394)
Изображение
394_Ростовские просторы (2)

17-33…19-35. Прошел проверку на таможнях.
А вот и знакомый донецкий пейзаж. (фото 395)
Изображение
395_Родные места
21-30. Донецк, автовокзал «Южный».
22-45. Донецк, дом.
Летнее путешествие 2017 г. завершено.
Последний раз редактировалось kros 08 окт 2018, 21:06, всего редактировалось 2 раза.
Познай себя и мир

Аватара пользователя
Slava
Администратор форума
Сообщения: 1056
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 20:27
Откуда: Херсон
Контактная информация:

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение Slava » 27 мар 2018, 19:08

Валерий, благодарю за рассказ!
Читать было очень интересно и познавательно.
Присутствует эффект присутствия :)
Дерзайте! Желайте странного, стремитесь к невозможному... И добьетесь неизвестного!
Б.Г.

Аватара пользователя
Viktor
Сообщения: 3124
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
Откуда: Донецк
Контактная информация:

Re: 2017_РОССИЯ и МОНГОЛИЯ

Сообщение Viktor » 29 мар 2018, 21:11

Присоединяюсь
Slava писал(а):
27 мар 2018, 19:08
Валерий, благодарю за рассказ! Читать было очень интересно и познавательно. Присутствует эффект присутствия :)
С 25 января по 22 марта 2018 года на
123-й
124-й
126-й
130-й
встречах весь клуб путешественников с нескрываемым интересом слушал живые рассказы Валерия Ильича.
И вот теперь, каждый из нас может более детально вспомнить это замечательное путешествие.
Будь счастлив - путешествуй.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [поисковый робот] и 0 гостей