13 июля 2017 г.,
четверг,
14-й день. Стоянка на окраине Иркутска. Култукский тракт. Стоянка на берегу Байкала.
8-10. Подъем.
Утром выяснилось, что вчера ночью компания «погуляла хорошо».
Во вчерашней «встрече друзей» только Руслан не принимал спиртное. Сегодня Олегу (отцу Тимы) нужно грузиться. А он еще не «оклемался» от вчерашнего. Поэтому Руслан сел за руль фуры Олега, и они поехали искать место погрузки.
С Тимой было все в порядке, здоровье у него отменное.
А вот Андрей вчера перепил. Утром рвал, ему было плохо, и днем он снова уснул. Около 15 часов пришел в себя. О том, что потеряно много времени, никто об этом Андрею ничего не сказал. А вот если бы Руслан оказался в подобной ситуации – Андрей его просто «съел» бы.
Руслан благополучно доставил Олега к месту погрузки, а сам вернулся на стоянку на такси (проезд ему Олег оплатил). После возвращения на стоянку Руслан занимался машиной: поменял местами два колеса (чтобы была более равномерная нагрузка на оси грузовика), что-то ремонтировал. Проверил, не сместился ли куда-то в сторону груз внутри полуприцепа (делает это он регулярно, чуть ли не каждый день). При необходимости регулирует (переставляет) деревянные опорные бруски. Это – ответственная процедура: груз должен быть надежно закреплен, чтобы от тряски не уйти куда-то в сторону и не привести к нежелательным последствиям, вплоть до опрокида полуприцепа при крутом повороте фуры.
Еще вчера Руслан заметил, что пропал (точнее, выпал во время тряски или удара в яму) один из болтов крепления рессоры полуприцепа к раме. Запасной болт нашелся у Андрея (у него в запасе есть, наверное, всё, что может потребоваться в поездке, а, может, и сверх того). Сегодня совместными усилиями Руслана и Андрея болт поставили на место.
Так, на стоянке, прошел почти весь день.
Утром фуры разъезжаются. На стоянке остаются только те авто, в которых водитель или отдыхает после ночной дороги, или собирается ремонтироваться.
(фото 075)
075_Автостоянка, в дневное время, – почти пустынна
Замечание.
Путешествуя по Западной Европе автостопом, я не припомню случая, чтобы на автостоянке водители занимались ремонтом авто.
Констатация факта. Передние колеса на фуре – особые, наиболее ответственные: они ведущие. Их состояние не должно вызывать никаких сомнений. В «нашей» же фуре (позволю так ее называть) – ровно наоборот. Переднее колесо крепится на ступице десятью шпильками. Так вот, уже с того момента, как я «поселился» в салоне, правое переднее колесо (прямо под моим сиденьем) было закреплено только 8 шпильками. На неоднократные просьбы-жалобы Руслана по этому поводу, хозяин неизменно отвечал, что, мол, нечего волноваться: этого вполне достаточно (конечно, этого явно недостаточно, иначе по конструкции колесо и крепилось бы только восемью шпильками, а их предусмотрено десять). И вот сегодня при очередной проверке надежности крепления колеса (путем несильного постукивания) сломалась еще одна, третья, шпилька. Теперь всем стало понятно: это уже серьезно. Если на ходу, при резком ударе или при попадании колеса в яму (что вполне вероятно) колесо отвалится, машину резко занесет – аварии не избежать.
При этом, запасных шпилек ни у Руслана, ни у Андрея нет (у Тимы – иная марка машины и, естественно, другая схема крепления колеса). Руслан связался с хозяином. Тот (сам - водитель), понимая серьезность ситуации, тем не менее, ответил, что мол – езжай потихоньку, а в Улан-Удэ (это ближайший крупный город по пути следования) заменишь шпильки (при этом «забывая», 1) что мы-то находимся еще в черте Иркутска, где можно сделать этот ремонт и 2) что впереди у нас, до Улан-Удэ, еще будет грозный горный Култук – о чём речь еще впереди).
В данном случае речь идет о безусловно возможной аварийной ситуации. Когда обсуждали этот вопрос с остальными водителями, Руслан был в нерешительности: и ехать опасно, и перечить хозяину он не может (как говорится: «по определению»; за все время совместной поездки я ни разу не слышал, чтобы Руслан в чем-то возразил хозяину, не говоря о том, чтобы настаивать на своем). Сейчас я подвергался такой же опасности, как и водитель: находимся мы-то в одной кабине. Мне самому нужно было решать: ехать дальше в этой машине, или покинуть ее. Решил остаться, передоверив принятие решения Руслану. Я высказался в том духе, что, в общем-то, я прожил уже немало, а у Руслана – всё впереди, ему и решать. Руслан решил ехать.
Факт.
Андрей взял к себе в машину парня с рюкзаком (никогда бы не подумал, что он способен на такое): это не автостопщик, а рабочий, который возвращается из Новосибирска (где работал полгода в шиномонтажной мастерской). Просит подвести до Читы (где его дом), или хотя бы до Улан-Удэ (Андрей довез его непосредственно до Читы).
17-25. (Наконец-то) отъехали со стоянки.
17-38. И тут, практически сразу после отъезда, - проблема в машине Руслана: что-то с фильтром. Андрей – классный механик. Сразу нашел, что поломано, тут же сам и исправил.
18-03. Снова в путь.
Култук. Это название я узнал вскоре после того, как начался мой многодневный автостоп. Когда Руслану говорили о трудностях предстоящей поездки на Дальний Восток, то, прежде всего, упоминали это название: Култук. Мол, по сравнению с Култуком, пересечь Уральские горы по федеральной трассе – все равно, что прокатиться по слегка холмистой равнине. Ниже я привожу «Справку» (из Википедии), которую прочитал уже после возвращения из путешествия, при подготовке «Отчета». А затем расскажу о своих впечатлениях, связанных с поездкой по горной дороге, именуемой Култукским трактом.
Справка.
Култукский тракт: 100 километров экстрима.
Два старинных населенных пункта - Иркутск и Култук - разделяют 98 километров трассы Р-258 «Байкал». Однако, в народе дорогу именуют по старинке - Култукским трактом. Эта дорога, с ее изгибами, крутыми подъемами и спусками, справедливо считается одной из самых опасных трасс не только в Сибири, но и во всей России. В среде дальнобойщиков так и говорят: если тебя Култук пропустил - считай, рейс сложился хорошо.
Каждый месяц на тракте случается 3 - 4 ДТП, и почти всегда есть человеческие жертвы. Самые страшные аварии, кстати, происходят летом. Возможно, зимой, опасаясь гололеда, водители ездят тише, а летом забывают, что скорость - критичный фактор.
Радиусы поворотов дороги достигают очень малой величины - до 20 м, в то время как должны быть минимум 600 м, существующие уклоны составляют 60 - 80 промилле (6 – 8 %), а должны быть не больше 40 промилле (4%). Особо опасен участок трассы (47…55-й км), недалеко от деревни Моты. Ненормативные уклоны и радиусы разворотов образуют настоящий серпантин, который венчает печально знаменитый поворот на 180 градусов — «Тещин язык».
Чаще других в крутые повороты не вписываются фуры-длинномеры, у которых на крутых склонах отказывает тормозная система. В итоге, из-за несоответствия интенсивности движения и требуемых параметров, легковые автомобили пытаются превысить скорость, но не успевают завершить обгон и попадают в аварии.
Вот некоторые комментарии водителей.
- «Я еще нигде не видел такой ужасной картины: водители легковушек не хотят тянуться в очереди за дальнобойщиками, поэтому они постоянно обгоняют, пересекая сплошную линию даже на закрытых поворотах!».
- «Мне все советовали: «Витька, первый раз идешь на Култук - иди днем! - Как оказалось, даже днем аварии сложно избежать. Я всю страну объехал и честно скажу: сложнее этой дороги - только на заброшенных зимниках.».
Как только мы оказались на горной дороге, сразу пошел очень крутой (14% – четырнадцать! – процентов, а не 4%, как положено по нормативам) подъем на длине 600 м. Далее чередовались затяжные (иногда до трех километров) крутые подъемы и спуски с резкими (90 градусов и больше) поворотами.
Руслан первый раз пересекает Култук (так водители в обиходе называют весь Култукский тракт). Ко всем сложностям дороги добавляются трудности, связанные с неисправностью различных систем автомобиля.
Фура – многотонная махина, на крутых затяжных (более 1 км) спусках она, под действием силы тяжести, может разогнаться до запредельных скоростей, стать неуправляемой и вылететь с трассы. Этого допустить нельзя, машину нужно тормозить. Как? Тормозные колодки – старые, изношенные (по известным причинам, описанным выше, Руслан так и не сменил комплект тормозов). Поэтому на тормоза особо рассчитывать нечего. При длительном использовании на спуске, они сначала «засалятся» (будут проскальзывать по отношению к колесу), а затем вообще перестанут тормозить. Есть иной (помимо тормозов) способ уменьшить скорость спуска авто: это торможение двигателем, а точнее, коробкой скоростей. Но в том то и дело, что коробка в машине Руслана – изношенная, «слабая»; там что-то постоянно грохочет (водители – не только Руслан - высказывают различные предположения, но что там на самом деле, никто не скажет, пока эту коробку не разберут).
На дальнобойных машинах предусмотрен еще один способ торможения – включить так называемый «горный тормоз». В этом случае (в одном из вариантов) к основной коробке скоростей подключается дополнительный редуктор, который берет часть нагрузки на себя, и авто замедляет ход. В нашей машине предусмотрен «горный тормоз», он есть в наличии, но … не работает; Руслан проверял его работоспособность не раз – но никакого полезного эффекта от него нет.
Что же получается при движении по горной дороге? На практике, при крутом затяжном спуске, авто начинает разгоняться. Водитель тормозит колодками и переходит на пониженную передачу. Теперь фура должна тормозиться коробкой передач. Но Руслан говорит (он это чувствует по звукам в коробке передач), что на коробку особо рассчитывать не стоит, так как шестеренки – старые, разболтанные, могут не выдержать нагрузки, поломаться, и тогда конец движению. В зависимости от зацепления шестерёнок возможны два варианта. В лучшем случае – редуктор заклинит и дальше двигаться будет невозможно. Ну, а в худшем? В худшем варианте шестерни перестанут зацепляться друг с другом, торможения не будет вообще, машина пойдет «в разнос» (станет неуправляемой) и, скорее всего, пойдет «под откос».
Как поступал Руслан в подобной ситуации (на крутых продолжительных спусках)? Вначале придерживал машину тормозными колодками (но непродолжительное время, чтобы они не перегрелись) до значительной потери скорости (машина чуть ли не останавливалась), включал пониженную передачу. При исправном моторе и коробке скоростей этого было бы достаточно, чтобы авто двигалось с достаточно большой скоростью, но не уходило бы «в разнос». Но в авто Руслана коробка скоростей «не держит», фура начинает набирать ход. Чтобы не случилось худшего, Руслан снова придерживает машину тормозами, потом двигателем, и цикл многократно повторяется. Вроде бы – хорошо: фура едет и не набирает ход. Всё правильно, но едет-то она слишком медленно. (
фото 076)
076_Крутой спуск на Култукском тракте
Далее. Заканчивается крутой спуск – начинается крутой подъем. (
фото 077)
077_Крутой подъем на Култукском тракте
У всех водителей (а у дальнобойщиков – тем более) есть такой приём: в конце спуска разгонять авто до разумно-максимальной скорости, и тогда машина по инерции вылетает на бугор (или хотя бы на какую-то часть подъема). Руслан об этом знает и использует этот прием. Но только, если впереди дорога свободна. Если же впереди находится другая машина, то Руслан, ввиду маломощности двигателя, не сможет на подъеме обойти впередиидущее авто. (
фото 078)
078_По трассе движется много большегрузных авто
Поэтому в конце спуска он «придерживает» свою машину, иногда почти до остановки. И на подъем начинает буквально ползти (не может «взлететь», используя силу инерции). В итоге средняя скорость у авто Руслана получается маленькая. Если бы Руслан ехал один (не в связке с другими фурами), то это прошло бы незамеченным. Но две другие фуры (Андрея и Тимы) – более мощные, полностью исправные (и горный тормоз работает, и коробка скоростей не пытается развалиться на ходу). И они легко уходят (отрываются от Руслана). Им приходится останавливаться, ожидая, пока подъедет Руслан. Нарастает недовольство. Андрей «заводится», «матюкает» Руслана (и по рации, и лично на остановках). Руслан терпит обвинения в свой адрес, даже не пытается оправдываться (как-то он хотел что-то пояснить, почему отстал, так его слушать не стали, обозвали нехорошими словами). Руслан отводит душу только в разговорах с родственниками, друзьями. «Поносит» плохими словами Андрея, как может - выгораживает себя. Я ни в какие разборки между водителями не встряю, помалкиваю себе «в платочек»: я ведь на «птичьих» правах, в любой момент могу оказаться вне фуры. Но вообще-то я считаю, что Руслан грамотно ведет авто. Доказательство этому – мы ведь всё же едем, хоть и не очень быстро, а не сидим (лежим) где-то в кювете.
Еще один момент. Я уже упоминал, что из-за многократных разрывов шлангов, подводящих тормозную жидкость, эта жидкость (тосол) полностью вытекла. Хозяин на покупку нового тосола денег не дал, и в систему охлаждения залили простую воду (из-под крана).
20-37. До Улан-Удэ – 374 км.
В настоящий момент (который описываю) Андрей находится где-то впереди, а нас сзади «пасёт» Тима. Это очень кстати: Тима в этих местах – не в первый раз, хорошо знает дорогу. Сегодня – жаркий день. Фура тяжело берет крутой подъем, и вода в системе охлаждения закипает (или вот-вот закипит). Приходится останавливать машину, пережидать, чтобы двигатель остыл. На очередном подъеме все снова повторяется. Тима по рации подсказал, что на следующем перевале будет родник. Мы там остановились, охладили двигатель.
Едем по югу Иркутской области, рядом (на востоке) – граница с Бурятией. Местное население в районе родника, где мы остановились – буряты. Они исповедуют буддизм (а также шаманизм). В знак поклонения Будде люди привязывают к веткам деревьев разноцветные лоскутики материи. Еще одна деталь. Я вышел из машины, чтобы размяться. Смотрю под ноги. А там, вдоль дороги, целая цепочка из каких-то кружочков желтоватого цвета. Присмотрелся: а желтоватые кружочки – это современные российские монеты достоинством в 10 руб. (есть также «вкрапления» из белых монет достоинством 5 руб.). Монета от монеты находится на расстоянии примерно 20 – 30 см, а тянется цепочка из монет, как в одну, так и в другую сторону, на многие десятки метров. Я слишком далеко не ходил, но конца цепочки не обнаружил. Мне пояснили, что монеты оставляют верующие буряты-буддисты. Так они замаливают своего Всевышнего, чтобы Он помог преодолеть эту сложную горную дорогу. Когда мы отъехали от источника примерно 100 м, я заметил человека с сумкой (не бурята), который (как мне сказали) подбирал монеты с дороги. Таких людей, конечно, несколько. Так что: «кто-то теряет» (в данном случае – специально оставляет монеты), а «кто-то находит».
Затем последовал очень крутой спуск (12%) и сразу же крутой поворот направо: «тёщин язык». Хорошо, что Тима вовремя нас предупредил, и мы благополучно его миновали.
20-50. Граница Слюдянского района.
Слева по ходу движения, внизу, мелькнули воды Байкала.
21-02. Начинается еще один крутой спуск протяженностью 6 км.
И вот, с высоты птичьего полета, мы увидели гладь Байкала. (
фото 079)
079_Вид на Байкал со стороны горного Култука
Спускаемся ниже, и вот Байкал – почти рядом.
21-05. В конце спуска увидели дорожную табличку: «Култук». Мы въехали в поселок, и тем самым завершили поездку по Култукскому тракту. Преодолели!
22-00. Поужинал в кабине фуры.
23-10. Стоянка на ночлег – поселок Утулик.