30 июля 2017 г.,
воскресенье,
31-й день. Ночь на пароме. Холмск. Южно-Сахалинск, хостел.
7-00. Подъем.
Пересекаем Татарский пролив. Движемся на юго-восток, расстояние (по диагонали пролива) – 260 км.
9-38. Поднялся на верхнюю палубу. Виден берег Сахалина и порт Холмск.
- Тихая погода, солнечно. На побережье – невысокие холмы, отстоящие друг от друга на небольшое расстояние. За ними – гряда (цепь) более высоких гор.
10-19. Заканчиваются последние метры перехода через Татарский пролив; мы уже недалеко от причала. (
фото 200)
200_Входим в акваторию порта Холмска
Готовимся к высадке. (
фото 201)
201_На фоне Холмска
10-35. (время Хабаровска) =
11-35 (сахалинское время), то есть разница с Москвой «+8 час.» Мы – на Сахалине.
Город
Холмск.
Справка.
Холмск – город на юго-западном побережье острова Сахалин, на берегу залива Невельского Татарского пролива Японского моря, в 83 км к западу от Южно-Сахалинска. Население – 28 тыс. человек (2017 г.). Третий по численности населения (после Южно-Сахалинска и Корсакова) и второй (после Южно-Сахалинска) по экономическому значению город Сахалинской области.
Крупнейший на Сахалине транспортный центр. Связан с Ванино паромной переправой. Из города начинается федеральная автодорога Р495 Холмск - Южно-Сахалинск. Крупный экономический, промышленный и культурный центр Сахалинской области, центр морского рыболовства и судоремонта.
Город был основан 21 мая 1870 года как русский военный пост Маука. С 1905 по 1945 годы находился в составе Японии как город Маока. В 1945 году был возвращён СССР, в 1946 году переименован в Холмск.
Как и положено, нас встречали люди в форме. Всех обладателей паспортов граждан не Российской Федерации (несколько человек из Казахстана и я) отвели в сторонку, а затем на микроавтобусе перевезли в отдел внутренних дел. Взяли отпечатки всех пальцев рук, сфотографировали лицо анфас и профиль.
12-44. Вышел из отдела внутренних дел и направился к проходной порта, чтобы встретиться с водителем «моей» фуры Сергеем.
13-15. Проходная порта. Увы! Охранник на проходной (посмотрев на список выехавших машин) сообщил, что «мой» водитель отъехал от проходной 7 минут назад. Из-за того, что меня немного «придержали», Сергей прошел свои таможенные процедуры быстрее, чем я освободился. Телефонной связи между нами не было. Он просто не знал, где я нахожусь, потому и уехал. Теперь у меня задача – попытаться уехать автостопом.
Иду на выход из города.
13-20. Горожане достойно отметили место, где был основан их город. Сделали мемориальную экспозицию. В центре её находится мраморная плита, на которой нанесена следующая надпись.
«21 мая 1870 года со шхуны сибирской флотилии «Восток» высадился поручик В.Т. Фирсов и десять солдат 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона. На этом месте ими был основан Маукский русский военный пост.» (
фото 202)
202_Экспозиция в честь основания Холмска
13-25. Автовокзал. Отсюда можно уехать в Южно-Сахалинск. Но я, все же, хочу ехать автостопом. Иду вперед.
13-38. Набережная. Немногочисленные прогуливающиеся. Дети катаются на велосипедах. Хороший вид на гавань и близлежащие постройки. (
фото 203)
203_Вид на гавань порта Холмск
14-10. На первом этаже 4-х этажного здания находится отделение Тихоокеанского ВТБ (внешторгбанка). Второй, третий и четвертый этажи здания вид имеют явно «не представительский»: светло-грязные стены, не крашенные, очевидно, со дня постройки. Первый же этаж (где расположен ВТБ) радует глаз: свеженанесенная покраска приятных бежевого и бледно-синего цветов.
14-34. ИП. Развилка. Ушла в сторону внутригородская дорога. И я нахожусь в начале загородной дороги, то есть на выезде из города (хотя сам город – вокруг меня). Здесь автозаправка, возвышенность дороги, то есть место, благоприятное для стопа.
И в самом деле. Прошло лишь 3 минуты и «случился» стоп.
14-37. 1-й стоп. Владимир. Молодой парень. Вначале он предполагал, что просто вывезет меня чуть за город. Но, после непродолжительной беседы, решил, что подвезет меня до населенного пункта, где я смогу продолжить стопить. При всём этом, сейчас мы едем «не по пути водителя» - попросту, он меня везет для своего удовольствия (
замечу: и для моей пользы).
Дорога проходит по гористой местности, покрытой хвойными лесами. (
фото 204)
204_В десятке километров от Холмска
Водитель довез меня до ближайшего населённого пункта. Когда мы попрощались, он поехал назад в Холмск.
15-02. Окончание стопа. Село Пятиречье, 20 км от Холмска (по трассе). Отсюда, по трассе, до Южно-Сахалинска – 72 км (по прямой – 36 км, но через горы).
Здесь – развилка: влево, рядом, находится село Пятиречье; основная трасса пошла прямо.
Стоят две легковушки, но они – местные, никуда не торопятся. Поставил рюкзак около высокорослых кустов. Буду ждать транзитных машин. (
фото 205)
205_Остановка возле села Пятиречье
15-20.
2-й стоп.
Олег.
Я проголосовал, водитель остановился. И через окошко спросил: «Откуда?» - Я: «Донбасс, Донецк». И полушутя добавил: «О, здесь целый тест придется сдавать. Сразу допрос начинается.» Водитель на мое замечание отреагировал: вышел из салона, открыл багажник, положил туда два моих рюкзака, и предложил сесть с ним рядом, на переднее сидение. Похоже, что тест на «благонадежность» я сдал, так как очутился внутри крутого джипа Land Cruiser (Лэндкрузер).
Дорога идет через лес, то вверх, то вниз, петляет то налево, то направо. (
фото 206)
206_По дороге в Южно-Сахалинск
На подъезде к Южно-Сахалинску видим православный храм. Чувствуется что-то необычное: архитектура отличается от часто встречающейся; храм огорожен глухим высоким забором и закрыт (не видно ни единого человека), хотя сегодня воскресенье. Может быть, это – монастырь? Опять обращаюсь к знатокам: как называется этот храм? (Сам я ответа не знаю). (
фото 207)
207_Храм на подъезде к Южно-Сахалинску
Водитель Олег хорошо подкован по самым разнообразным вопросам: политика, экономика, экология, туризм. Конечно, он прекрасно знает свой край. Назвал мне с десяток наиболее интересных мест на Сахалине, и рассказал, как туда добраться.
16-26. Въезжаем в город
Южно-Сахалинск. (
фото 208)
208_Въезд в город Южно-Сахалинск
Справка.
Ю́жно-Сахали́нск (яп. Тоёхара) является городом областного значения. Население - 195 тыс. человек (2017 г.). Шестой по величине город на Дальнем Востоке (впереди: Владивосток, Хабаровск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск). Крупнейший транспортный узел на острове: место пересечения автодорог, железнодорожная станция и аэропорт. Имеются Сахалинский государственный университет и Сахалинский научный центр ДВО РАН.
Расположен в юго-восточной части острова Сахалин, на реке Сусуя, в 25 км от Охотского моря. Климат умеренный муссонный. Основан русскими в 1882 году как посёлок каторжан Владимировка. С 1905 по 1945 годы находился в составе Японии под названием Тоёхара. В 1946 году переименован в Южно-Сахалинск (по расположению на юге Сахалина).
16-52. Вот на этом перекрестке мы расстались. Олег оставил номер своего мобильного. Подсказал, где найти хостел. Посоветовал, что дальше мне лучше добираться по проспекту Мира (виден в центре фото). (
фото 209)
209_Южно-Сахалинск, проспект Мира
Город вытянут в длину, думаю, что не меньше, чем на десяток километров.
Двигаюсь в направлении района, который подсказал водитель Олег. Сначала шел пешком, потом решил все же подъехать. Сел в автобус № 63, стоимость проезда – 20 руб. Зашел в салон. Водитель посмотрел на мой рюкзак. «Еще на одного мужика потянет», сказал он, будто шутя, и … взял с меня двойную плату.
В указанном Олегом районе хостела не нашел. В общем, это не удивительно, так как район был указан приблизительно. По «наводкам» местных жителей стал искать дешевую гостиницу.
Во время поисков «наткнулся» на сквер Чехова, где установлен памятник писателю. (
фото 210)
210_Памятник А.П. Чехову
На мемориальной доске, в частности, были приведены следующие сведения.
«В 1890 году А.П. Чехов был на Сахалине. В 1895 году вышла в свет книга «Остров Сахалин» о жизни каторжников и поселенцев. Имя А.П. Чехова присвоено скверу в 2005 году.»
В сквере размещены скульптуры, созданные по мотивам произведений Чехова. Привожу композицию, посвященную героям рассказа «Дама с собачкой». (
фото 211)
211_Герои рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»
А вот так, отдельно, выглядит сама дама. В рассказе героиня (Анна Сергеевна) описана как «блондинка, в берете». Никакого берета на скульптуре дамы не наблюдается. (
фото 212)
212_Героиня рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»
Замечание.
Эта композиция во многом похожа на аналогичную, установленную ранее на набережной в Ялте. Впрочем, и там, на даме надета шляпа, а не берет.
Продолжил поиски хостела. Примерно через час - нашел. Но не было свободных мест. Польза все же была. Дежурная гостиницы, по смартфону, нашла ближайший хостел, и даже узнала, что в нем есть свободные места. И она … указала тот же жилой район, в котором я уже был. Но теперь у меня был точный адрес.
Нашел хостел, 600 руб. за сутки (приемлемая цена). Неудивительно, что жильцы, даже с соседней улицы, не знают о его существовании. Во-первых, он открылся всего лишь несколько месяцев назад. Во вторых, и это главное, хостел находится в здании общежития какого-то техникума. Само здание ремонтируется (стояли строительные леса), а вход был с обратной стороны, из подворотни.
Непридуманная история.
В хостеле встретил молодую (около 30 лет) женщину Лиду; до 2014 г. жила в Мариуполе. В середине 2014 г. (когда уже на юго-востоке Украины начались военные действия) перебралась в Россию и по программе (название приблизительное) «Переселенцы из Украины» была направлена на Сахалин. С матерью, которая живет где-то в России, не общается. Сейчас Лиду «попросили» из комнаты, которую снимала, и вот уже пару дней она живет в хостеле. Работает уборщицей, зарплата – 20 тыс. руб. в месяц. По местным меркам это не очень много: съем жилья стоит минимум 8 - 10 тыс. руб. Остаток денег – чтобы питаться, одеваться. Но Лида не унывает. Уже получила российское гражданство. Надеется когда-нибудь вернуться, если не на Украину, то где-то поблизости, например, в Краснодарский край.