Изучаем КИТАЙСКИЙ и ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫКИ

Forum of expedition to legendary mountain Kajlash, in heart of the highest on the Earth of a range.
Форум экспедиции к легендарной горе Кайлаш, в сердце самой высокой на Земле горной системы.

Модератор: Viktor

Ответить
Аватара пользователя
Viktor
Сообщения: 5523
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
Откуда: Донецк
Контактная информация:

Изучаем КИТАЙСКИЙ и ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫКИ

Сообщение Viktor »

КИТАЙСКИЙ РАЗГОВОРНИК от АВП

Китайский язык -- самый распространенный в мире, его понимают 1.500.000.000 человек. К сожалению, хоть язык и распространенный, но не
международный. За пределами Китая он малополезен.

В разных провинциях страны произношение разное, но написание везде одинаковое. Так что не удивляйтесь, что когда китайцы не будут вас
понимать, то начнут рисовать на бумажке иероглифы.

Я во

Ты ни

Куда едешь? ни сян чи на ли

Есть, кушать тсы

Пить хе

Спать шицзяо

Хотеть сян

Что это? те сы само

Сколько? то сао

Сколько километров до ... ? То сао кунли та...

Да сы

Нет бусы

Автобус кункун тситса

Я ищу дорогу в Гуилин во сян кан Гуилин

Где дорога на Гуилин? най тау лу чи Гуилин

Дорога лу (лю)

Путь дао (до)

Большой да (та)

Маленький сяо (шао)

Дом луфань

Гора шань

Паспорт хучжао

Посольство дашигуань

Русский Олосы

Деньги чьянь (тьянь, цьянь)

Сколько стоит? до шао чьянь

Карта чэнши

Билет пяо

Банк иньхан

Спасибо сие сие

Не за что бу сие

Здравствуйте ни хао

Хорошо хао

Нехорошо бу хао

Надо яо

Не надо бу яо

Есть йо

Нет мэйо

Менять хуань

Вода шуй

Рис мифань

Рыба юи

Ехать чэн че

Я еду в Пекин во чэн че Бейдзинг
Последний раз редактировалось Viktor 14 июл 2009, 21:30, всего редактировалось 1 раз.
Будь счастлив - путешествуй.
Аватара пользователя
Viktor
Сообщения: 5523
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
Откуда: Донецк
Контактная информация:

Сообщение Viktor »

КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК

Китайско-тибетская (она же сино-тибетская) семья занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейской. Около 300 китайско-тибетских языков распространены в Восточной и Южной Азии. Общее число говорящих на них оценивается в 1,2 млрд человек, в т.ч. на китайском - 1 млрд.
Китайско-тибетские языки подразделяются на китайскую ветвь, состоящую из китайского и дунганского языков, и тибето-бирманскую ветвь (все остальные языки).
Китайский язык фактически представляет собой группу диалектов, разошедшихся настолько сильно, что если бы не наличие в Китае наддиалектной письменной нормы и единой государственности, то их следовало бы считать самостоятельными языками. Дунганский, распространенный помимо КНР в Киргизии и Казахстане, является единственным китайским "диалектом", за которым признан статус отдельного языка.
Наряду с этими 2 ветвями в составе семьи выделяют самостоятельную каренскую группу.
Лоло-бирманская группа – наиболее изученная в тибето-бирманской ветви, для нее имеются реконструкции праязыка (Дж. Матисофф). Языки этой группы распространены в основном в Мьянме и на юге Китая, несколько языков – также в Лаосе, Таиланде и Вьетнаме. В лоло-бирманскую группу помимо бирманского входят относительно крупные языки: хани в китайской провинции Юньнань и соседних странах (численность «официальной национальности» 1,3 млн человек; число говорящих на собственно хани меньше); близкородственный предыдущему язык акха (400.000 человек в том же районе); распространенные на стыке КНР, Мьянмы и Таиланда языки лаху (имеет 2 сильно различающихся диалекта: диалект «черных лаху» – 600.000 носителей, и «желтых лаху» – 15.000) и лису (численность которого оценивается в 700.000).
Группа бодо-гаро включает около десятка языков, распространенных на востоке Индии и в Бангладеш, в частности собственно языки бодо (1 млн говорящих) и гаро (700.000). Для бодо-гаро имеется реконструкция фонетики праязыка, опубликованная в 1959 г. Р. Берлингом.
Группа куки-чин (около 40 языков), в основном в Индии и Бирме, в которую входят языки мейтхей, или манипури (выполняет роль лингва франка и на нем говорит 1,3 млн человек практически во всех штатах на востоке Индии), лушей (не менее полумиллиона человек на востоке Индии и отчасти в Мьянме) и ронг, или лепча (70.000, в основном в Индии и Бутане; иногда выделяется в отдельную группу).
Генетически распределены между этими 2 группами языки народов нага, живущих на северо-востоке Индии (штаты Нагаленд, Манипур, Мизорам, Ассам, союзная территория Аруначал-Прадеш) и в соседних районах Мьянмы. Южные нага (около 15 племен, каждое со своим языком: крупнейшие – ангами, лхота (он же лотха), сема, ренгма) говорят на языках, близких куки-чин, а примерно столько же племен на севере этого района – на т.н. языках коньяк (крупнейшие – ао и собственно коньяк, каждый насчитывает порядка 100.000 носителей). Языки куки-чин объединяются с языками южных нага в группу нага-куки<-чин>, а языки бодо-гаро с языками коньяк – в группу коньяк-бодо-гаро. Последняя иногда объединяется с качинской группой, в которую входит один качинский язык, он же цзинпо (700.000 говорящих в Мьянме и КНР), в барическую подветвь.
Наиболее противоречивы имеющиеся классификации языков северо-западной части тибето-бирманского ареала – тибето-гималайских, распространенных на севере Индии, в Непале, Бутане и КНР (в Тибете). Иногда их объединяют под названием бодских (Bodic – от самоназвания Тибета). Здесь выделяется тибетская группа, в которую входит около 30 языков, в т.ч. собственно тибетский с рядом близкородственных ему языков (по другим трактовкам – диалектов), носители которых официально включаются в «тибетскую национальность»; амдо (800.000 человек в автономных образованиях провинций Цинхай, Ганьсу и Сычуань; иногда этот язык рассматривают как архаичный тибетский диалект); хорошо известный по причинам экстралингвистического характера шерпский язык (40.000 человек); язык ладакхи (100.000 человек в индийском штате Джамму и Кашмир) и др. В эту группу, естественно, включается и классический тибетский язык.
Выделяются также группа гурунг (в Непале), в которую входят довольно крупные языки гурунг (2 сильно различающихся диалекта, 200.000 человек) и таманг (4 сильно различающихся диалекта, 1 млн человек: на таманг говорят гуркхи, известные своей службой в британской армии); несколько «гималайских» групп с довольно большим числом входящих в них языков, среди которых наиболее значителен невари (800.000 человек в Непале); а также ряд более мелких групп.
Помимо перечисленных живых языков хорошо известен входивший в тибето-бирманскую ветвь тангутский язык, бывший официальным языком государства Си Ся (X–XIII вв.), уничтоженного монгольскими завоевателями. Язык был реконструирован в результате дешифровки памятников, обнаруженных экспедицией П.К. Козлова в мертвом городе Хара-Хото в 1908–09 гг. В текстах VI–XII в. сохранился ныне мертвый язык пью в Мьянме.
В состав китайско-тибетской семьи довольно долго включали тайские языки и языки мяо-яо; дискуссионным остается вопрос о принадлежности к данной семье языка бай, или миньцзя, в китайской провинции Юньнань (900.000 говорящих из 1,6 млн этнических бай; китайские заимствования в словаре этого языка доходят до 70%).
Китайский представляет собой фактически эталонный слоговой изолирующий язык. Слог в языках такого типа является основной фонетической единицей, строение которой подчиняется строгим закономерностям: в начале слога следует шумный согласный, затем сонант, промежуточный и основной гласные и конечный согласный, причем все элементы, кроме основного согласного, факультативны. Число возможных конечных согласных меньше числа начальных, а в ряде языков вообще допускаются только открытые слоги. Во многих языках имеется несколько смыслоразличительных тонов.
Всегда ли и все ли китайско-тибетские языки были устроены так – неясно. Данные тибетского языка, для которого с VII в. имеется слоговая письменность, в принципе способная к точной передаче звукового состава слова, заставляют подозревать, что по крайней мере в этом языке на момент создания письменности структура слога была существенно более сложной. Если предположить, что все знаки тибетского письма использовались для обозначения звуков (аргументы в пользу такой точки зрения имеются, в частности данные языка амдо), то приходится считать, что в тибетском имелись многочисленные структуры типа brgyad "девять" или bslabs "он изучал науки". Впоследствии начальные и конечный сочетания согласных сильно упростились, а репертуар гласных расширился и появились тоны. Типологически это похоже на то, что имело место в истории английского или французского языка, где тоже велика дистанция между орфографией и произношением, а гласных фонем значительно больше, чем обозначающих их специальных букв. В некотором отношении (конкретный способ влияния плавных r и l на предшествующий гласный) в тибетском налицо даже материальное сходство с процессами, имевшими место в истории английского языка.
Морфема, а часто и слово, в «идеальном» китайско-тибетском языке обычно равна слогу. Словоизменения (склонения, спряжения) нет, а для выражения синтаксических отношений используются служебные слова и порядок следования слов в составе словосочетания и предложения. Классы слов (части речи) выделяются исключительно на синтаксических основаниях. При этом широко распространена конверсия. Служебные морфемы чаще бывают постпозитивными и могут оформлять не только слова, но и словосочетания.
Реально многие китайско-тибетские языки от этого эталона в той или иной степени отличаются - в них наблюдаются элементы словоизменения (в классическом тибетском, например, в глаголе различалось несколько основ, для образования которых использовались неслоговые и поэтому заведомо входившие в состав слога-основы префиксы и суффиксы).
Синтаксис китайско-тибетских языков достаточно разнообразен. Многим из них присуще построение предложения не в соответствии со структурой «подлежащее – сказуемое», а в соответствии со структурой «топик – комментарий» («тема – рема»): слово, занимающее в предложении синтаксически выделенную первую позицию, может находится в совершенно различных смысловых (т.н. ролевых: производитель действия, адресат, претерпевающий и т.д.) отношениях к глаголу-сказуемому; важно, что это слово называет предмет речи и тем ограничивает сферу применимости того, что будет сказано дальше. В русском это конструкции с «именительным темы» типа Универмаг «Москва» я доеду? (вместо нормативного Я доеду до универмага «Москва»?), являющиеся принадлежностью разговорной речи; в китайско-тибетских языках (по крайней мере в некоторых: китайском, лису, лаху – так называемые «языки с выдвижением топика») такие конструкции являются нормой.
Письменность на китайском языке (иероглифическая) используется с XIV–XIII вв. до н.э. Для тангутского языка с 1036 года использовалась также иероглифическая письменность (самый ранний памятник – 1094 г.). Для тибетского языка с VII в., для бирманского с XI в. используются слоговые письменности индийского происхождения, в свою очередь послужившие основой для ряда других письменностей, в частности письменности ронг, известной с конца XVII в. С XII в. известно письмо невари; в прошлом существовала письменность на мейтхей. Для дунганского используется алфавит на основе кириллицы.
Подробнее см. в энциклопедии "Кругосвет" и в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
Будь счастлив - путешествуй.
Аватара пользователя
Viktor
Сообщения: 5523
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
Откуда: Донецк
Контактная информация:

Сообщение Viktor »

ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК - несколько фраз от Горюшина Андрея, 2007 год
Источник - http://gaiv.ru/tibet_razg.htm

На этом языке разговаривают обитатели высокогорья, тибетцы, имеет свой алфавит. В обучении непрост.

Здравствуйте - гун ган сан
Спасибо - ту чи че
Я - на
Ты - чэ
Да - жэ
Нет - мэ
Хорошо - я путу
Плохо - лаба
Кушать - со
Вода - чу
Хлеб(мука) - дзамбА
Мясо - ша
Спать - ня
Идти - тю
Меня зовут... - ни ман ла...
1 - ктик
2 - ни
3 - сам
4 - сей
5 - най
6 - чё
7 - тэн
8 - тэ
9 - гу
10 - тю
20 - нисё
30 - сун джа
100 - джа там ба
1000 - чи то

Ищи также Тибетский язык на языковом портале Ильи Франка: www.franklang.ru
Будь счастлив - путешествуй.
Аватара пользователя
Viktor
Сообщения: 5523
Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
Откуда: Донецк
Контактная информация:

Сообщение Viktor »

НЮ ЭР - ДОЧЬ
ЭР ЦЗЫ - СЫН
МЕЙ МЕ - МЛАДШАЯ СЕСТРА

ТЕМА ЕДЫ
БИН ЧИ ЛИН
ПХИ ЦА- ПИЦЦА
ПХИ ЦЗЮ - ПИВО
КХА ФЕЙ - КОФЕ
ЧХА Е - ЧАЙ
ТАНЬ ГАО - ТОРТ
ВО Э ЛЭ - Я ПРОГОЛОДАЛСЯ(АСЬ)
ВО СЯН ЧУЙ ЧЫ ФАНЬ - Я ХОЧУ ПОЙТИ ПОКУШАТЬ
ХАО ЧЫ - ВКУСНО
БУ ХАО ЧЫ - НЕ ВКУСНО

ВО -я
НИ - ты
ТХА- он....она
ТХА МЕН-они
ВО МЕН- мы
ЯО -надо(нужно)
БУЯО -не надо(ненужно)
КЕЙ - дам(давать)
БУКЕЙ - не дам

НИХАО(nihao)- привет, здрасти......
ЦАЙЦЗЕ(zaijian)-досвидание, пока(у слова пока есть сокращённый смысл и все китайцы его знают-это 88 (ба-ба)
1- и
2- эр
3-сань
4- сы
5- у
6- лю
7 -чи
8- ба
9- чию
10- ши
а дальше всё элементарно...11 как? да правильно ши и!
а двенадцать??? ши эр....и в таком же порядке остальные!
20- эр ши
30- саньши
40- сыши
50- уши
60-люши
70-чиши
80-баши
90-чиюши
100-ибай ....да...да...вот так звучит эта цифра!
Будь счастлив - путешествуй.
Ответить

Вернуться в «2. Across 3 seas to Himalayas and Tibet (За 3 моря в Гималаи и Тибет)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей