30.10.2010 (продолжение)
Только в этот приезд (а это уже третий по счету), несмотря на мои одиночные поездки по разным странам (Иран, страны Европы), начальство разрешило мне автостопную поездку по Тунису. Разрешили отлучиться на 2 дня. Для себя я решил: один день еду автостопом вперед (куда доеду), а во второй день – возвращаюсь.
Решил ехать в южном направлении. Привожу хронику поездки.
5-45. Подъем, туалет, завтрак в отеле.
6-53. Вышел из отеля.
7-12. Развилка. Из дорожной надписи (на указателе) видно, что здесь начинается дорога в направлении на автобан (скоростную дорогу).
7-17. Исходное положение – жду попутку.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Хаммамет_Начало сити-стопа</TD></TR></TABLE></CENTER>
7-27.
Первый стоп (точнее Сити-стоп). Водитель Фуаз, на небольшом грузовичке (не на фуре), перевозит сельхозпродукцию. Когда он подъезжал, а я поднял руку (жест голосования автостопщика), то увидел, как он немного скривился (то есть – «Этого еще мне не хватало»), но остановился. После короткой беседы он все же взял меня в кабину. Сразу предупредил, что едет недалеко – только по городу (по Хаммамету). Пока ехали (несколько минут) я смог объяснить цель своей поездки. Водитель пояснил, что из Хаммамета на юг есть две дороги: национальная (обычная) и скоростная (автобан). Спросил, где мне лучше выйти. Я ответил: - Автобан.
7-30. Исходное положение на въезде на автобан.
Должен отметить, что условия автостопа на автобане в Тунисе значительно более благоприятные, чем в Европе. Здесь можно находиться и на въезде на автобан, и, даже, на самом автобане (я видел арабов, которые голосовали, находясь непосредственно на скоростной дороге). Учитывая опыт поездок по Европе, и не искушая судьбу, я голосовал, находясь на въездной дороге на автобан (на саму скоростную дорогу решил не выходить, тем более, что в полукилометре находился подвижный полицейский дорожный патруль).
8-10. Второй (основной)
стоп.
Водитель Мохаммед из Сфакса. Едем. Познакомились. Спрашивает у меня: - Курите? – Нет. Мохаммед говорит: - Тогда и я не буду курить. (Так он подчеркивал свое уважительное отношение к гостю, то есть ко мне). Мне стоило немалого труда убедить его, что он находится у себя дома (в своем собственном автомобиле), может делать то, что ему хочется, и что я уважаю его желание покурить. После этого водитель закурил.
Мы вместе провели 5 часов. Мохаммед рассказывал о своей жизни. Сам он – простой трудяга, хотя и хозяин фирмы. У него две грузовых автомашины: полугрузовой пикап (в котором мы ехали) и грузовая фура. Шесть раз в неделю он отвозит сельхозпродукты из города Сфакс (где проживает) в город Тунис (столицу страны) –это примерно 250 км в один конец. В данный момент (а ведь это было еще утро – 8 часов) Мохаммед уже возвращался из города Туниса к себе домой. В Сфаксе у него семья: жена, 18-летний сын и две младшие дочери-школьницы. Строгий уклад мусульманской семьи. «Моя жена не выходит из дома. Занимается хозяйством, ухаживает за детьми. Из мужчин видит только меня» - так рассказывал Магомет. Он поклонник своего города: - «Сфакс – лучший город в Тунисе». От себя замечу, что подобные утверждения арабы делают на полном серьезе, без доли иронии. Они убеждены, что именно так обстоят дела на самом деле.
По мнению Мохаммеда, лучшие пляжи в Тунисе находятся в курортном городе Махдиа (мы там отдыхали в 2008 году, и мне нечего возразить по этому поводу).
8-24. Проехали (не останавливаясь) город
Буфиша (Bouficha).
«В Сфаксе ловится лучшая рыба в мире», продолжал разглагольствовать водитель.
8-43. Не останавливаясь, проехали город
Анфида (Enfida). Едем со скоростью 80-90 км/час. Водитель считает, что такая скорость – наиболее экономичная. Я что-то подобное читал в литературе, и с ним соглашусь.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога_Хаммамет-Сус</TD></TR></TABLE></CENTER>
Проехали пункт оплаты Пэйаж «Payage» за проезд по скоростной дороге - около 2 долларов. Всего на трассе Сфакс-Тунис шесть подобных пунктов оплаты (столько же на обратную дорогу).
Параллельно этой дороге находится обычная (ее еще называют «национальная»), бесплатная дорога. Но Мохаммед считает, что ездить по платному автобану все же выгоднее. Во-первых, намного быстрее (экономится время, а значит, и деньги). Во-вторых, дорожное полотно автобана более качественно, меньше риск поломки узлов автомашины.
Водитель едет в Сфакс. Но, по делам ему нужно заехать в город Сус. Спрашивает у меня, что я собираюсь делать: ехать вместе с ним, или же буду выходить и искать новую машину. Обычно я стараюсь оставаться в машине, в которой еду, как можно дольше: от добра добра не ищут. Так и сейчас, я ответил, что остаюсь с водителем.
Мохаммед – истинный патриот своего города и региона. Говорит, что в районе Сфакса растут самые лучшие в мире оливки. Может, и так. По крайней мере, я слышал, что оливки из этого региона везут в Италию и Испанию, где и своего такого «добра» хватает.
9-08. Увлекшись разговором, Мохаммед проехал съезд с
автобана на Сус. Приходится возвращаться.
Заметки на полях. На автобане довольно много полицейских.
9-11. Съехали с автобана в направлении города Сус.
Обогнали мотоциклиста с непокрытой головой. Водитель сокрушается: «На мотоцикле и без шлема – это очень опасно!»
9-25. Въехали на окраину города
Сус.
Эпизод. Подъезжаем к перекрестку. Видим: пожилая женщина с палочкой собирается переходить улицу. Проехали перекресток, и тут Мохаммед остановил машину и вышел из кабины. Через несколько минут вернулся и мы поехали дальше. Я поинтересовался, зачем он выходил. «Надо было помочь женщине перейти дорогу. Она пожилая, и ей это уже трудно сделать. Правда, я к ней не успел: ей уже помог другой мужчина». – Вот достойный пример уважительного отношения к пожилому человеку.
9-35. Остановка. Промышленный район Суса, на берегу моря, недалеко от грузового порта. Здесь расположены склады и какие-то фирмы, в одну из которых заехал Мохаммед. Где-то с полчаса он провел в фирме. Потом говорит мне: - Нужно еще подождать директора, он подъедет чуть позже. А пока замдиректора по имени Самир предлагает выпить кофе.
В подобных ситуациях я обычно соглашаюсь, уважая желание хозяина.
Но в этот раз меня не пригласили в офис, чтобы выпить чашечку кофе или чая.
Мы вышли во двор, и Самир предложил Мохаммеду и мне занять места в его легковом авто, стоявшем тут же. {Свой рюкзак я оставил в машине Мохаммеда. «Никуда он (рюкзак) не денется» – успокоил меня.}
Через 10 минут мы были в центре Суса, на набережной.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Город Сус_Набережная</TD></TR></TABLE></CENTER>
{Замечу, что год назад, будучи в Тунисе, мы останавливались в одном из отелей именно Суса, и потому этот город мне довольно хорошо знаком}.
10-05. Вошли в красивое современное здание из стекла и пластика. На первых двух этажах располагаются магазины. На лифте поднялись на 7-й этаж, в кафетерий. Прекрасный вид на море и набережную. Замдиректора Самир заказал каждому из нас по чашечке кофе «Американо». «В настоящее время – это один из лучших кофейных напитков» - сказали мне. Кроме кофе каждому принесли еще по стакану чистой прохладной воды.
Мы сидели за столиком, неторопливо «пригубляя» кофе из совсем небольших чашечек (здесь так принято). Я любовался морским пейзажем, арабы курили, разговаривали о своем. Иногда что-то спрашивали у меня. Я отвечал. Примерно через полчаса закончили пить кофе. Самир расплатился за всех (я даже не пытался предлагать деньги – гостя угощают; а здесь гостем был я).
10-45. Вышли из кафе, вернулись в офис (мой рюкзак, конечно же, оказался на месте). Мохаммед обговорил (положительно) свои проблемы с директором фирмы.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Водитель Магомет из Сфакса</TD></TR></TABLE></CENTER>
11-08. Отъехали от здания фирмы.
11-27. На окраине Суса.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Город Сус_Окраина</TD></TR></TABLE></CENTER>
Остановились около продуктовой лавки. Водитель купил 2 порции йогурта (себе и мне). Называется «Питьевой йогурт» («Yaourt à boire»), 400 г, в емкости в виде большой чашки, кисло-сладкий, вкусный.
Через какое-то время нужно было освободиться от пустой посудины из-под йогурта. Я вслух говорю: - Выбросить в окно (автомобиля) – это не красиво. Мохаммед мне в ответ (буквальный перевод): - «Это не логично». Значит, водитель не допускает даже мысли о том, что пустой пакет можно выбросить из окна автомобиля просто так, на дорогу. Очевидно, он воспитан в таком духе. (Увы, у нас частенько поступают по-другому).
11-30. Выезд из города Сус на автобан.
11-40. Проехали город М-Сакен (M’Saken) – по объездной.
12-07. Указатель съезда с трассы в направлении города Махдиа (Mahdia). (В этом городе мы останавливались в 2008 году).
Я записал правильное имя и фамилию водителя. Его зовут Мохаммед Абид (Mohamed Abid). Он оставил также номер своего мобильного телефона (здесь этот номер не привожу, но он остался в моей «походной» записной книжке).
Едем по автобану, перебрасываемся словами о дороге, погоде и прочем. И вдруг Мохаммед предлагает заехать к нему, побыть у него сегодня, переночевать, а уже завтра ехать дальше. Заманчивое предложение. Но сначала я уточнил у водителя: - А как же Ваша жена? Ведь ей не положено видеть в своем доме чужого мужчину. Мохаммед ответил: - Со мной можно. Только Вам я разрешу ее увидеть.
Я призадумался. Конечно, интересно побывать в семье местного жителя. (Правда, в арабской семье я уже был – в апреле этого года, в городе Лилль на севере Франции). С другой стороны, время на автостопную поездку – только сегодня (завтра уже надо возвращаться). А я с самого начала поездки решил проехать как можно больше на юг автостопом – по крайней мере, до следующего после Сфакса крупного города, города Габес (Gabes). Поразмышляв таким образом, я все же решил не принимать это любезное предложение, а попытаться уехать дальше на юг. Мохаммед принял мои доводы, хотя было видно, что он пригласил меня к себе в дом от чистого сердца.
12-43. Проехали город
Эль Хенша (El Hencha) – по объездной дороге.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Дорога Сус-Сфакс</TD></TR></TABLE></CENTER>
Вот
один штрих, который, может быть, поясняет отношение Мохаммеда ко мне. Он мне сказал: - «Вы (то есть я) – мой первый знакомый во всей Европе». В это легко поверить. Он – работяга, который крутится 6-7 дней в неделю. Конечно, он видел иностранных туристов, но близко с ними не сталкивался. Автостоп в Тунисе – это экзотика. (На сегодняшний день у меня нет сведений, что кто-то ездил по Тунису автостопом, хотя я могу этого просто не знать). По крайней мере, я для Мохаммеда – первый иностранец, с которым он общался более-менее близко. Отсюда (могу предположить) – особо почтительно-вежливое отношение ко мне, к гостю (хотя почтительное отношение к своему гостю – в крови у мусульман).
Мы подъезжали к Сфаксу. Вот еще один пункт оплаты за проезд по автобану. Иногда плату принимает автомат, иногда – операторы, как, например, эта девушка.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Оплата проезда по автобану</TD></TR></TABLE></CENTER>
Я решил уточнить у водителя, сколько же мы проехали вместе. Мохаммед точно назвал расстояния между городами (ведь он ездит каждый день): От Хаммамета до Суса – 70 км, и от Суса до Сфакса – 135 км, то есть всего получается 205 км. Будем считать, что я проехал автостопом по Тунису около 200 км.
13-10. Город
Сфакс (Sfax) – на объездной дороге, на въезде в город. Поговорив с Мохаммедом, решили, что мне лучше не въезжать в сам город Сфакс, но остаться на объездной дороге. Отсюда проще уехать дальше, по направлению к другому городу.
Мохаммед остановил машину. В этом месте нас уже ожидал сын Мохаммеда, 18-летний паренек. Я вышел из кабины, сын Мохаммеда занял мое место. Гудок авто, поднятые в знак приветствия руки – всё…
- Закончился один из эпизодов моей автостопный жизни. Сколько уже было таких мимолетных встреч, но которые оставляют малюсенькую зарубку в твоем сознании, в твоем сердце. Надеюсь, будут и другие встречи.
13-21. Новое исходное положение.
Конец октября, но даже в легкой курточке под солнцем не просто тепло, но жарко. Дует приятный ветерок. Снял куртку, жду удачного стопа.
13-37.
Третий стоп (по сути – Сити-стоп). Водитель – Мэджи, интеллигентного вида мужчина средних лет, на своем легковом авто. По ходу короткой поездки я высказал свое намерение добираться автостопом на юг, в направлении города Габес. Мы ехали по объездной дороге вокруг города Сфакс. Водитель пояснил, что Сфакс представляет больший познавательный интерес, чем Габес. К тому же из Сфакса можно попасть на острова в Средиземном море, и там тоже есть, что посмотреть. Еще сказал, что скоро мы подъедем к перекрестку, и он сворачивает в город. И мне надо решить: ехать с ним в город, или выйти на перекрестке и ждать следующего стопа в направлении Габеса.
Я прикинул так и сяк. Есть плюсы (и минусы тоже) у одного и другого варианта. Решил, что поеду с водителем в Сфакс. Решающим при принятии такого решения была перспектива побывать на островах. Да и время уже поджимало: оставалось всего три с небольшим часа светлого времени. И еще одно обстоятельство. Ехал я в этот раз налегке, без палатки (я ее даже и не брал с собой в Тунис). Поэтому для ночевки нужна гостиница. А если застрянешь где-то в дороге, на перекрестке, например?
Мы свернули с трассы и вскоре были в черте города.
13-55. Город
Сфакс (окраина). Я попрощался с водителем. На этом собственно тунисский автостоп был закончен. Но не сама поездка.
Не торопясь, я перешел с окраины
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Сфакс_Окраина</TD></TR></TABLE></CENTER>
в центр города, прошел (не заходя, чтобы сберечь время) Медину (традиционный старинный центр города),
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Сфакс_Медина(1)</TD></TR></TABLE></CENTER>
современный центр Сфакса
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Сфакс_В центре города</TD></TR></TABLE></CENTER>
и вышел к порту.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Сфакс_Припортовый район</TD></TR></TABLE></CENTER>
Взял билет на морской паром по маршруту «город Сфакс – острова Керкенна». Билет стоит до смешного дешево – 0,65 TD (тунисских динар). {В дни пребывания в Тунисе обменный курс составлял: $1 = 1,37 TD (где $1 – 1 доллар США)}. Позже выяснилось, что в пути на пароме находишься чуть больше часа.
Справка.
Острова Керкенна
В 20 км. от Сфакса расположен архипелаг Керкенна, покрытый пальмовыми рощами и протяженность которого 50 км. Ближайший остров - это "Гарби" (Западный), или Мелита, а самый крупный - это "Шерги" (Восточный), или "Большой Керкенна". Ремла - это главный туристический центр, расположенный на Сиди-Фредж, к северу от острова "Шарги".
16-30. Отправление парома из порта Сфакс.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Сфакс_На пароме</TD></TR></TABLE></CENTER>
Отличная морская прогулка.
17-40. Причалили к одному (ближайшему к Сфаксу) из
островов Керкенна (Kerkenna).
Сразу же начало темнеть.
17-50. Сел в маршрутное такси, чтобы доехать в один из поселков, где есть отель. Стоимость проезда 1,45 TD (и что интересно - водитель такси дает сдачу).
18-10. Приехал в поселок (название, к сожалению, не узнал) – но это уже на другом острове.
18-15. Поселился в отеле. Удобств никаких, правда, туалет находится внутри помещения. Вообще с отелем мне повезло. В поселке два отеля. В первом отеле мест не было (передо мной заселилась группа, кажется, спортсменов), а второй был закрыт на ремонт. Так вот, я договорился, чтобы меня пустили в неработающий отель. Я был единственным постояльцем. Может потому, за ночлег с меня взяли всего 10 TD.
Поужинал, продегустировал местное вино – неплохое.
<CENTER><TABLE width="80%"><TR><TD width="160">
</TD><TD>Керкенна_Ужин в кафе</TD></TR></TABLE></CENTER>
В кафе (на большом экране) посмотрел футбол (чемпионат Туниса).
Спал без сновидений.