Страница 1 из 2

2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. (Шатух О.И.)

Добавлено: 01 фев 2014, 20:08
Viktor
К местам освоения Дикого поля с XVIв.

Посещение мест в нашем крае, связанных с историей до монголо-татарского периода, были посвящены наши походы "На край света в Дикое поле".
Для меня, дилетанта по многим вопросам истории, представляется, что после распада Киевской Руси, в монголо-татарский период, наш край вообще был безлюдным. Точнее, не имел оседлого населения. В крайнем случае, я думаю, что в XIII-XV в.в. в эти места не ходили русичи. Утверждать не буду.
В беседах с заядлым краеведом Химченко В.А., мы говорили об этом периоде. Профессор ДонГНУ Пюрко В.А. подарил Виктору Афанасьевичу свою книгу «Заселення степової України у XVI- XVIІІ ст.». В этой книге профессор рассказал, что новое заселение началось с XVI века.

И вот, совсем недавно, об этом неожиданно напомнил мне мой хороший знакомый (по встречам в библиотеке им. Крупской) - Шатух Олег Иванович. Он увлечен историей Донецкого края.
5 января на встрече с ним, я узнал, что он изучает места на левобережье Северского Донца. Теме заселения нашего края с XVI века посвящены многие его публикации. Для Олега Ивановича это родные места, так как сам он родом из п. Боровское, что находится на левом берегу реки.
Тогда же, на встрече, мы договорились совершить несколько походов, посвященных новому заселению «Дикого поля». Например, пройти от п. Боровское до с. Трьохизбенки.

Открывая эту тему, я надеюсь, мы с вами наполним ее историческими фактами, которые помогут нашим походам стать интереснее и в пути притронуться к ним.
Поход состоится тогда, когда мы будем готовы и захочем увидеть всё своими глазами.

Добавлено: 01 фев 2014, 20:35
Viktor
Надо сказать, что мы уже посещали такие места. Вспоминаю походы в
Изюм-2011, который вскоре стал традиционным местом открытия сезона новых походов,
Изюм-2013,
Цареборисов,
Казачья пристань и др.

В новых походах, хочется побывать и в других местах, связанных с историей освоения нашего края.

Добавлено: 02 фев 2014, 21:02
Viktor
Начнем подготовку к походам. Ищите материалы по этой теме.
Предлагаю, в качестве введения в тему, статью Шатух Олега Ивановича:

О КАЗАКАХ СЕВЕРСКИХ И ДОНЕЦКИХ (Часть 1)
Олег ШАТУХ 9.08.2012 писал(а):Случалось ли вам задуматься, почему река, питающая большую часть Донбасса называется Северским Донцом?...
В самом деле, название Донец – уменьшительная форма от Дон, в значении «сын Дона». Точно такой же природы и множественное число от слова «донец» - донцы, несущее смысл - сыновья дона – донские казаки. Кажется, это не сложно и не вызывает споров – наша река Донец и донские казаки – дети Дона, «Дона Иваныча», как образно называют в древнем фольклоре одну из великих рек Отечества - Дон.
Ну а теперь другая часть названия – Северский. Многим должно быть известно, что этот эпитет гидроним Донец получил от Северской земли, в которой находятся верховья его бассейна
.

Добавлено: 02 фев 2014, 21:07
Viktor
О КАЗАКАХ СЕВЕРСКИХ И ДОНЕЦКИХ (Часть 2)
Олег ШАТУХ 9.08.2012 писал(а):Согласно «Этимологическому словарю Фасмера»: «Се́верщина она же Северская земля, Северная страна, Севея, Сиверия (укр. Сіверщина) — историко-географическая область в VIII—XVII веках. Располагалась на северо-востоке современной Украины и на юго-западе современной России.
До того, как восточные славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были самым северным у них племенем.»

В разное время к Северщине относились Чернигов, Переяславль, Севск,Глухов, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, Полтава, а также Брянск, Белгород и Курск.
В настоящее время Се́верщина это Черниговская, Сумская, Харьковская, часть Полтавской области Украины и Брянская, Курская, Белгородская, Орловская, Тульская, Калужская области России.
С VIII по X век на этой земле жили племена Вятичей и Северян. При этом вятичи, как и многие другие племенные союзы, покинули историческую сцену и перемешавшись с другими, вошли в состав великорусской народности.
Что же до северян, отчасти славян, а отчасти потомков протоболгар-савиров, то история распорядилась здесь иначе.Считается,что они послужили одним из элементов образования малорусской народности в пределах нынешних Черниговской и Полтавской областей Украины. К тому же, о чём сейчас забывают напоминать, потомками Северян были загадочные севрюки, о которых речь пойдёт позже…..
Итак, в XI веке, вскоре после образования Переяславского княжества на Северской земле возникло и просуществовало до XIII века одно из наиболее крупных и мощных государственных образований Руси - Черни́говское княжество. Столицей княжетва был исторический соперник Киева – Чернигов, бо́льшая часть земель которого располагалась на левом берегу Днепра, в бассейне Десны и Сейма.
В состав Черниговского княжества входили Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Любеч, Рыльск, Трубчевск и Карачев.
И всё же вторым после Чернигова в княжестве был Новгород-Северский, ставший в 1097 году столицей одноименного Но́вгород-Се́верского княжества.

Добавлено: 02 фев 2014, 21:15
Viktor
О КАЗАКАХ СЕВЕРСКИХ И ДОНЕЦКИХ (Часть 3)
Олег ШАТУХ 9.08.2012 писал(а):К сожалению, в 1239 году Северскую землю опустошили монголо-татары, и вскоре она распалась на ряд самостоятельных княжеств, самым влиятельным из которых стало Брянское, а Брянский князь стал носить титул великого князя Черниговского.
Тем не менее, в XV веке большая часть Черниговско-Северской земли, включая земли по Донцу и Осколу, была отвоевана у Золотой Орды Великим княжеством Литовским, но ненадолго. С 1500 по 1510 года, из-за притеснения православных в Литве, северские князья со своими землями перешли под патронаж Москвы, а Северская земля стала называться "польской", т.е. полевой Украиной без какого-либо намёка на связь с Польшей.

Значение Северской земли в становлении русской государственности
Северская земля сыграла огромную роль в становлении русского государства с его уникальной культурой, духовностью и языком.
Первыми черниговскими князьями были Ярославичи, потомки Ярослава Мудрого. Даже князь Владимир Маномах, прежде чем занять великокняжеский престол в Киеве, был черниговским князем. Впрочем, и не только он, Юрий Долгорукий - основатель Москвы и всей Московской Руси тоже был Сиверским князем. О значимости Северской земли свидетельствует и то, что после присоединения её в 1517—1523 годах к Русскому государству в титуле царя Ивана IV Васильевича Грозного появилось дополнение «Северныя страны Повелитель», причём это владение оставалось в титуле российских царей вплоть до императорства Александра III.

Добавлено: 02 фев 2014, 21:21
Viktor
О КАЗАКАХ СЕВЕРСКИХ И ДОНЕЦКИХ (Часть 4)
Олег ШАТУХ 9.08.2012 писал(а):Древняя Северщина – источник духовности и культуры
С древней историей Северщины связано и раннее распространение христианства. Так уже в 992 году в Чернигове была открыта самостоятельная епархия, а первым епископом её был Неофит. По удивительному совпадению: имя Неофит от др.- греч. νεόφυτος — недавно насаждённый.
К тому же в Чернигове сохранился и старейший из всех русских соборных храмов — Спасо-Преображенский собор. Его постройка была начата ещё при Мстиславе Тмутараканском, т.е. до 1034 года. И потому этот храм древнее Софийских соборов как Киева, так и Новгорода.
Следует помнить, что и основатели Киево-Печерской лавры преподобные Антоний и Феодосий оба были из Северщины. Преподобный Антоний Печерский был родом из Любеча. А Феодосий родился неподалёку от Курска.
И наконец, самое первое русское литературное произведение – «Слово о полку Игореве» повествует о походе Новгород-Сиверского князя Игоря против половцев (1150—1202). Причём, по мнению некоторых авторов, язык «Слова» был близок к некоторым брянским диалектам, старокиевскому, а не к позднему малороссийскому с характерным избытком полонизмов.

Добавлено: 02 фев 2014, 21:27
Viktor
О КАЗАКАХ СЕВЕРСКИХ И ДОНЕЦКИХ (Часть 5)
Олег ШАТУХ 9.08.2012 писал(а):Севрюки - северские казаки
В XIV веке на Северских землях появилось исключительно татарское княжество Мансура, но уже к XV веку здесь обнаруживаются Севрюки, о которых донской историк Евграф Савельев пишет:
«В пределах древнего княжества Северского, во всех главных и пограничных городах, как-то: Чернигове, Новгороде Северском, Стародубе, Путивле, Рыльске и др. основались казаки Северские или Севрюки, в состав которых входили частью Черкасы, остатки хазар и Черных Клобуков, частью переселившиеся, под давлением татар, с Дона» 106 ) (Глава VІ-я. Донское поле в ХV и ХVІ в.в.)
О севрюках писали Лев Гумилёв, а Николай Костомаров, представлял сиверскую вольницу подобием запорожской. Но, так или иначе, смешавшись с потомками племени Северян - севрюки вели полукочевой образ жизни в порубежье Дикого Поля.
В своих ухожьях, так назывались их угодья, они занимались различными промыслами, главным образом бортничеством, бобровыми ловами, охотой на дикого зверя и рыбной ловлей. Жили они на границе Поля и лесной зоны и обладая при этом большим адаптационным рессурсом, сохранились на Северщине вплоть до XVII века.
В этот же период, с XV по XVII век, севрюки представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств, и судя по всему, во многом походили на ранних запорожских, донских и других подобных казаков и также как они обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
Это о них, о Севрюках, писатель и краевед курской земли Е.Л.Марков писал следующее:
"постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные".

Добавлено: 02 фев 2014, 21:33
Viktor
О КАЗАКАХ СЕВЕРСКИХ И ДОНЕЦКИХ (Часть 6)
Олег ШАТУХ 9.08.2012 писал(а):Стоит заметить,что до того как в Поле стали высылаться московские войска, на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли и сопровождение в качестве проводников, вожжей, военных отрядов детей боярских, преследовавших крымцев, чтобы отбить захваченную добычу и пленных.
С приходом XVI столетия началось активное освоение той части Северщины (которая по прошествии столетий станет Брянской, Курской и Белгородской областями) служилыми московскими людьми. Одновременно начался и постепенный исход севрюков с Московской Северщины на Дон, Волгу и Запорожье. Оставшиеся же на Северщине стали крестьянами или "поверсталась" в служилые Московского государства.
В Смутное время Севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I, а позже участвовали в восстании под предводительством атамана Ивана Болотникова. Москва, не принимала свободолюбие Севрюков, постоянно подвергала их гонениям и при всяком удобном случае старалась снизить их численность.
В итоге севрюки ассимилировались среди населения Великой и Малой Руси, отчасти переселились в восточную Белоруссию и на вольные земли, принеся туда особенности своего диалекта и внешности.
Одни из них влились в сообщество Низовых Донцов, другие смешались с Запорожскими казаками, чем спровоцировали отождествление, встречающееся в исторической литературе, Запорожцев и Севрюков (Савельев, Яворницкий).
Тем не менее Севрюки – это отдельный от собственно Верховых Донцов этнос, занимающий промежуточное положение между Малороссами и казаками Верхнего Дона (часто именуемых Чигами), диалекты которого больше всего схожи с великорусскими.

Севрюки разные
В исторической литературе севрюков часто называют казаками. Причина тому отчасти тюркские корни, проживание в лесостепном пограничье и практически такие же как и у казаков, особенности службы и образ жизни в подобных казачьим юртам ухожьях, с теми же промыслами, автономностью, самоуправлением, и этнической близостью к казачьим сообществам Дона и Запорожья.
Но были и меж севрюков свои различия. Те из них, что несли службу в городах Порубежья именовались по городам, ну а вольные казаки, жившие по рекам, по ним и именовались. По крайней мере, жившие на Осколе именовались оскольскими казаками, а на Северском Донце донецкими.

Путивльские казаки
О севрюках - путивльских казаках, которые «на поле едут» и от которых правительство ожидало вестей о крымских набегах, сообщает архивная книга Крымских дел.
Сообщается так же и о сторожевой службе путивльских казаков у Днепра, близ литовских владений. На этом участке, Крымской Украины, татары предпринимали набеги по предварительному сговору с пограничными литовскими воеводами. Однако, как ни странно, путивльские казаки часто действовали против татар совместно с состоящими на службе у польского короля казаками черкасскими и каневскими. Именно по этому в 1527 г. крымский хан жаловался польскому королю, говоря, что «люди черкасские и каневские пускают казаков, с казаками путивльскими, под улусы наши» (татарские). И, что узнав о готовящемся нападении, путивльские казаки передают весть в Москву.

Рыльские и стародубские казаки
Начиная с 30-х годов XVI века в Письменных донесениях о ходе боевых действий появляюся сведения о Рыльских казаках. А с 1589 года исторические источники начинают замечать и Стародубских казаков, происходящих от севрюков западной Брянщины. Именно в этот год, в апреле царь Федор Иванович писал путивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву, чтобы он « … с Рыльскими и Стародубскими казаками шел на Поле и Донец против крымских татар».

Добавлено: 02 фев 2014, 21:36
Viktor
О КАЗАКАХ СЕВЕРСКИХ И ДОНЕЦКИХ (Часть 7)
Олег ШАТУХ 9.08.2012 писал(а):Оскольские казаки
И всё-таки самый активный период истории северских казаков был связан с их сторожевой и городовой службами в городах Белгородской укреплённой черты. Именно «из местных» добровольцев и севрюков шло пополнение штата служилых казаков.
Из севрюков были отчасти и оскольские казаки. Их появление в XVI веке на юго-востоке Северщины связывают с организацией сторожевой службы и строительством городов-крепостей Белгородской черты: Оскола (1593), Валуйки и самого Белгорода (1596), возникшего на землях Путивльского уезда.
При этом население этих городов было далеко не однородным и в служилые по прибору шли не только оскольские, но и другие казаки, преимущественно донские, образуя городовую, станичную и сторожевую службы.
Вообще-то, в XVI-XVII веках грань между «вольным» и «служилым» казаком была довольно зыбкой. Многие служилые казаки, особенно из пограничных крепостей, уходили «казаковать в поле». Да и не только они. Как пример цитата из В.О.Ключевского: “В десятнях степных уездов XVI века встречаем заметки о том или другом захудалом сыне боярском: “Сбрел в степь, сшел в казаки”.
Были мотивы и у крестьян, даже у батраков уйти в Поле, ведь жизнь у казаков, даже полная опасностей, была все же гораздо легче и интереснее чем у крестьян.
В целом, по мнению некоторых исследователей, оскольское и донецкое казачества представляли собой ватаги южнорусского вольного казачества Северской земли, отчасти ведущего своё происхождение от древних «северян» и их потомков севрюков, при этом они являлись отдельными ветвями казачества как такового.

Добавлено: 02 фев 2014, 21:41
Viktor
О КАЗАКАХ СЕВЕРСКИХ И ДОНЕЦКИХ (Часть 8 )
Олег ШАТУХ 9.08.2012 писал(а):Донецкие Казаки – от севрюков до донцов
Казаков, селившихся на Донце называли «донецкими казаками». Сам же Северский Донец согласно мнению академика Б.А. Рыбакова, в среднем и нижнем течении Северского Донца, вместе с Доном от дельты до устья Донца ещё в ХVII в. именовался Доном или Доном Великим.
Другой академик О.Н. Трубачев тоже допускает, что Великим этот приток Дона был назван потому, что «великое, как правило, знаменует направление миграции, экспансии» обживавших Поле северян «от Малого Донца до Великаго Дону».

Конечно же сейчас это трудно представить, но со времён Золотой Орды и до 1548 года казачьего населения на Среднем и Нижнем Дону, кроме азовских казаков, состоявших из тюрок-мусульман, не было. А донские казаки или донцы в основном-то жили на Северском Донце - Великом Дону.
Заселение бассейна реки в XVI-XVII веках, в юго-восточном направлении (к Азовскому морю) привело к тому, что прежнее локально ограниченное название одного из «верховских Донцов» - Донца Северского, постепенно перемещалось вниз по его течению и вытесняло прежние его наименования Дон и Дон Великий.
По реке с верху до низу расселялись и казаки, которых история вначале так и называет донецкими, а потом относит к одним из верховых донских. Но история, не всегда пишется беспрестрастно и обходя историю донецких казаков русские и донские историки приписывают часть успехов донецких казаков низовым донцам.
Однако, попробуем познакомиться с тем, что говорит история о казачьей вольнице на Северском Донце и их атамане Михайле Черкашенине.
Принято считать,что «вольный период» казачества по настоящему был с XVI по XVII век, а годы царствования Ивана IV Грозного ознаменовали своеобразный «золотой век» казачества. Причём, именно вследствие негативных явлений в Московской Руси - многолетних войн, опричнины, хозяйственной катастрофы конца 60 – начала 70-х годов - произошёл массовый исход русского населения в вольные казаки на Дон, по Волгу, Днепр и их незаселённые притоки.
На Донце к местным севрюкам присоединялись пришлые. И здесь в пойме реки ватаги казаков заселяли свободные юрты, основывая на берегах рек и озёр свои зимовья, где мирная жизнь и занятия промыслами чередовались с боевыми вылазками объединённых казаковов на улусы кочевых татар.
В то жестокое время в борьбе за жизненное пространство, подобно самим же кочевникам, казаки так же грабили и уводили в плен побеждённых. В этом проявлялась их воля и борьба за выживание в Диком Поле среди хищных зверей и людей.
Вольные казаки, в отличие от служилых не были обязаны службой государству – они не приносили присяги и не несли тягла.Тем не менее, донецкие казаки под руководстом своих атаманов заявили о себе смелыми военными операциями в отношении крымских татар, не оставлявших в покое Русскую Украину.
И именно потому, русские цари, желавшие ослабить своих давних врагов и переместить границы к Югу, старались привлечь вольных донцов как союзников, при этом не признавая их своими подданными и характеризуя в дипломатической переписке с султаном и с ханом Крыма как «всяких земель беглых людей, воров».
Однако другие исторические данные свидетельствуют об особом отношении русских монархов к донецким казакам…

Донецкие казаки - донцы
С начала XVI века Северский Донец считался неофициальной границей между Московским великим княжеством и Крымским ханством. После вторжения хана Махмед-Гирея в 1521 году в пределы Московского государства правительство Василия III было вынужденно уделить больше внимания укреплению приграничной службы и притоку казачества в Среднее Подонцовье.
Вольные казаки, жившие на Донце стали вливаться в общее Донское казачество, успевшее заявивить о себе как самостоятельная военно-политическая сила, взявшая Казань в 1552 году.
И именно за эту, «казанскую службу» царь Иван Грозный подтвердил права донцов на «славный тихий Дон с притоками и с белой Манычью».
Более четко новый статус казачества зафиксирован в документах Московского государства, а точнее в жалованной грамоте Ивана IV, посланной «на Донец Северский отаманам козацким и козаком всем без отмены» с послом И.П.Новосильцевым 3 января 1570 г. Любопытно, что грамота была именно на Донец Северский и в ней говорилось о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и «тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим».
Документ этот памятный для всех казаков, ибо он указывает день (и место) официального образования Войска Донского..Внимание!..на Северском Донце.
Ну, а сам Михайла Черкашенин признан донскими казаками его первым войсковым атаманом.
Да и не могло быть иначе, если проследить весь жизненный путь славного атамана, ставшего уже в 50-е годы XVI века одним из самых известных донских казачьих атаманов.
О происхождении Михайлы Черкашенина судить трудно. Если прочитать его прозвище с ударением на последнем слоге, как «черкашеня», то оно будет уменьшительной формой от «черкашин» т.е. черкас, как называли представителей зарождавшейся малороссийской народности. Причём, было бы уж очень примитивно считать Черкашенина, как и Ярослава Мудрого, украинцем. Впрочем, как и записывать его в запорожцы, как это делают сторонники национальной идеи . В то время и до второй половины XVI столетия никакого деления по национальным и территориальным признакам между казаками не существовало.
Тем не менее, первоначальную воинскую славу Михайла Черкашенин сыскал в 1548 году, когда он, и его соратник Истома Извольский -Тулянин «со товарищи» основали первое донское казачье поселение - «острогу» в Диком поле у Волго-Донской Переволочки и отвоевали Средний и Нижний Дон у «крымского хана Аманака да черкасского казака Елбулзлука».
При этом основные силы славного атамана, в том числе и струги, находились на Северском Донце. Там же на Донце они и строились, поскольку самый лучший, боровой лес произрастал на песчаном левом берегу реки. А по правым притокам Донца можно было выйти на русла рек, непосредственно впадающих в Азовское море. Этим и воспользовался Михаила Черкашенин.
В 1556 году он предпринял дерзкий поход с переходом из Северского Донца через Миус или, возможно, Кальмиус в Азовское море. По крайней мере по историческим документам следует Миус, но более реально он мог пройти из Донца в Торец, а потом волоком в Кальмиус и наконец в Азовское море. Так или иначе, Михаила Черкашенин со своими казаками пересёк море и добравшись до татарских поселений в окрестностях Керчи, разорил их, а двух захваченных во время похода «языков» по возвращении прислал в Москву.
На следующий 1557 год Черкашенин в качестве походного атамана с 3 тысячами казаков принял участие в Ливонской войне.
В 1559 году, как сообщает Никоновская летопись, он во главе отряда путивльских служилых казаков (севрюков) «побил Крымцов вверх Донца Сиверского и четырех языков Крымских ко государю прислал», что было особо важно для Разрядного приказа, по сути военного ведомства Московского государства.
Учитывая значимость и авторитет Черкашенина среди всех донских казаков имено ему, как к верховному атаману донцов была врученна и уже упомянутая первая царская грамота «на Донец Северской атаманам казацким и казаком всем без отмены».
Из этого следует, что действительно, в тот момент именно донецкие, верховые донцы представляли основную силу донского казачества, а Донец был основной стратегической базой казаков.
В самом деле, здесь были отличные условия для жизни и для манёвров. В пойменных и сосновых лесах было много зверя, в Донце, его притоках и в озёрах изобиловала рыба, водились бобры. На заливных лугах –сенокосы.
Но особо важно было то, что Северский Донец являлся судоходным и из него, по малым рекам и путём волока стругов, выходили в Днепр,в верховья Дона и Азовское море.
Не случаен, по-видимому, и выбор места сосредоточения основных сил донских казаков на Северском Донце ближе к низовьям Дона. Оттуда удобно было ходить на Азов, укрепляться на Нижнем и Среднем Дону.
А ведь казаки, прежде чем сесть на коней, в основной массе были водники, и в этом было их преимущество перед степняками-татарами, способными только бродами преодолевать водные преграды.
Словом, не вдаваясь в подробности следующие из славной биографии атамана Михайлы Черкашенина, он стал первым Войсковым атаманом и основателем Войска Донского, а его казаки - донецкие и северские - основалями первых низовых казачьих городков на Дону, в том числе и Черкасского.
И всё-таки о донецких казаках как и о их городках, даже донская история сообщает не много. Причина тому – похоже в желание донских историков, происходящих в основном из низовых донцов переместить акцент внимания на именно на низ Дона, на низовых донцов как основных в Войске Донском, часто обходя ранние поселения донцов на Северском Донце.
Тем не менее известный историк Дона Е.П.Савельев говоря о былом наличии казачьих городков в бассейне Донца упоминает факт их погрома степняками в 1569 году, т.е. за год до визита посла И.П.Новосильцева: «… Крымцы действительно в этом году напали и разгромили на Донце городки атамана Ивана Митяки, где ныне Митякинская станица, и, таким образом, отвлекли часть казаков на западную границу их владений (Дела Турецкие 1569 г.)».
Хотелось бы знать, где же всё-таки была эта западная граница и какие поселения донцов были там?..

Добавлено: 02 фев 2014, 21:47
Viktor
О КАЗАКАХ СЕВЕРСКИХ И ДОНЕЦКИХ (Часть 9)
Олег ШАТУХ 9.08.2012 писал(а):Вольные донецкие казаки на Боровой
После царствования Ивана IV и завершения славной биографиии Михайлы Черкашенина, о донецких казаках как таковых уже не сообщают. Тем не менее, интересный момент времени царствования Фёдора Ивановича представлен у историка В.П.Загоровского в его «Истории вхождения центрального черноземья в состав Российского государства в XVI веке»:
«Поздней осенью 1593 г. из Ливен русское посоль¬ство с большой охраной, возглавляемое князем Меркурием Щербатовым, повезло в Крым «ПОМИНКИ». М. Щербатов очень хотел встретить на берегах Северского Донца казаков, даже посылал вперед военный отряд для поисков их. Воль¬ных казаков во главе с атаманом Юрием Лопатиным посол и его охрана, наконец, обнаружили, но только не на терри¬тории современного Центрального Черноземья, а при впаде¬нии в Северский Донец речки Боровой, в пределах совре¬менной Луганской области УССР 162
(162 ЦГДА Ф 123 оп 1 кн 21 стр 191 193)
Судя по всему, в период, когда не стало Михайлы Черкашенина, отношения между казаками и государством изменились. Не исключено, что многие из тех, что служили в Войске Донском пали в Ливонской войне, сражаясь за интересы Русского государства, кто-то не вернулся на Донские земли, попав в жизненный водоворот жестокой эпохи Грозного и правления Годунова. Но жизнь казачьей вольницы на Донце не угасла и потому, посол Меркурий Щербатов, уже не через Войско Донское, а напрямую, обратился к вольным донецким казакам для последующего сопровождения к Дону.
При этом очевидно, что ни князь, ни его сопровождение ничего не знали не только о размещении казачьих поселений, но даже о том где искать донецких казаков пока в устьи речки Боровой не наткнулись на донцов атамана Юрия Лопатина.Случайно ли это было?..
Наверное, нет. Известно, что с древних времён места у устья рек, особенно если они ещё и возвышены, считались лучшими для поселения и наблюдения за перемещениями по рекам или вдоль их берегов. А близ устья Боровой был как раз Боровской брод и проходила татарская Кальмиусская сакма, которой пользовались кочевники.
Так что, не исключено, что именно там, где посол и его охрана обнаружили казаков, находился Боровской юрт, в котором в последствии и возник один из самых древних населённых пунктов Донбасса - Боровской городок донских казаков.

Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын руку приложил
9.08.2012
Олег ШАТУХ

Добавлено: 17 фев 2014, 22:04
Viktor
Готовясь к походу, предлагаю познакомиться с еще одной статьей Шатух Олега Ивановича.
Олег ШАТУХ писал(а):Служилые Боровской слободы

Жителям Донбасса не раз приходилось слышать всякие правды и неправды о иаселения родного края. Однако если события тысячелетней давности волнуют немногих, то история колонизации Дикого или Старого поля привлекает внимание не только любителей истории, но и политиков.

В угоду панукраинистам, замечающих в истории края лишь запорожский след, некоторые краеведы не хотят замечать на древних картах городки донских казаков. А ведь они, пионеры освоения донецкого края, появились в Подонцовье ещё в 40-х годах XVII века, когда после покорения турецкого Азова сблизились с Москвой и взяли на себя дополнительные функции по охране неспокойной границы с татарами, контролировавшими степь от Крыма до Северского Донца.

На картах XV-XVI веков территория нынешнего Донбасса от Азовского моря до Северского Донца относилась к Малой Татарии, входившей в состав Крымского ханства. Здесь, на бескрайних степных просторах, находились кочевья крымских татар и близких к ним ногайцев. При этом можно было проехать сотни вёрст и не встретить ни одной души.

Степь весной покрывалась молодой зелёной травой, а летом выгорала до самой почвы. Леса, луга и долины были только там, где текли степные речки. К концу лета многие из них пересыхали, обнажая покрытое сухой грязью русло. Передвигаться по густой, высокой траве было нелегко, зато дикие звери чувствовали себя вольготно: водились здесь дикие лошади-тарпаны, мигрировали огромные стада степных антилоп-сайгаков. По скрытым степным шляхам время от времени мчались на Русь отряды татарской и ногайской конницы, целью которых были грабёж незащищённых селений и захват пленных.

Крым, отгороженный от Руси Дикой степью, долго оставался недоступным для русских и поляков, также страдавших от татарских набегов. Зимой серьёзным препятствием были морозы, вьюги, бездорожье и стаи голодных волков. Летом зной и отсутствие воды часто не позволяли дойти до Крыма. Поэтому войску, задумавшему поход, пришлось бы везти с собой не только провиант и корм для коней, но также и воду, и дрова. К тому же, узнав о приближении русских, татары поджигали сухую степную траву, а южный ветер гнал огонь навстречу наступающим. И ничего не оставалось как отступать или укрываться от степного пожара.

Но всё же были храбрецы, донские казаки, знавшие степь не хуже татар и умевшие не только предупреждать опасность, но и внезапно нападать на отряды кочевников и их селения. Разъезды казаков контролировали передвижение татар по скрытым степью дорогам, называемым сакмами. Одна из них, так называемая Кальмиусская сакма, начиналась у истоков реки Кальмиус и шла в направлении Северского Донца, пересекая его близ устья речки Боровая. Другая сакма, Новокальмиусская, пересекала Донец близ устья Айдара. Донцы, как и станичные казаки, посылаемые русским правительством, знали не только пути татар, но и оповещали о их передвижениях. Особый дозор несли казаки у переправ или перевозов, рядом с которыми, как правило, и возникали их укреплённые городки.

Появление казаков в Подонцовье относят примерно к средине XVII века, после взятия донцами турецкой крепости Азов и создания военно-политического союза с Россией. В то время Россия, заинтересованная в укреплении границы с Турцией и Крымским ханством, оказала донцам экономическую поддержку в основании на левом лесистом берегу Донца укреплённых городков, обычно скрытых лесом и имевших непосредственный выход к реке.

Городки эти окружались земляными или бревенчатыми стенами, валом и рвом. Над стенами, если они были деревянными, возвышались башни, а если земляными, то имелась наблюдательная вышка. Казаки жили в куренях в виде изб, хат или землянок. В центральной части городка находились станичная изба и церковь. Для обороны имелись пушки, а для походов по рекам - лодки и даже струги.

По рекам казаки и именовались: на Донце жили донецкие казаки, на Осколе — оскольские. А все русскоязычные казаки, жившие на реках бассейна Дона, назывались донскими казаками или донцами.

Донские казаки, субэтнос русского народа, были православными, хотя кроме славянской крови в жилах их текла и кровь многих степных, кавказских народов и греков. Различали казаков и по месту жительства. Те, что жили в низовьях Дона, считались «низовыми», а на его притоках и на Дону выше Раздор - «верховыми». Была между ними и некая разница в характере и во внешности. Так, у «верховых» больше проявлялся этнический тип великороссов, оказавшихся на Дону и его притоках после разорений Рязанского княжества, Новгорода и Вятки.

Позже бежали сюда служилые, опальные бояре, дворяне и дети боярские. Одних приводило нежелавшие служить русским царям, другие желали вольной и богатой приключениями жизни.

Принимали донцы и беглых из числа крепостных и холопов, но в допетровский период их было не так уж и много. При этом имел силу старый закон казаков «С Дону выдачи нет», который способствовал постоянному пополнению Донской вольницы.

При этом казаками могли стать не только православные, но и принявшие православие. Именно поэтому были среди донцов и крещённые татары, калмыки и ногайцы. Встречались также поляки и западные европейцы, занесённые волею судьбы на земли войска Донского и ставшие православными.

Жили в донецких городках и казаки, пришедшие с Днепра, Малой Руси, а также староверы, бежавшие сюда после церковной реформы патриарха Никона. Да и как было не принять гонимых единоверцев, если и сами донцы долго держались «старой веры» и не брили бород даже при Петре I.

В целом на Донце, как и на всём Дону, казачья вольница представляла собой военно-религиозное братство, управляемое казачьим парламентом – Кругом, во главе которого стояли избранный на год войсковой атаман и его помощники - есаулы.

Столицей вВойска Донского изначально был городок Монастырский, но после уничтожения его татарами, столицей стал Черкасский городок, названный так из-за проживания в нём черкассов – предков нынешних этнических украинцев. Их, черкассов, как и запорожцев, донцы считали своими братьями и вместе с ними, под предлогом освобождения из неволи православных христиан, ходили на стругах и чайках на улусы татар и города турок.

Случалось, что эти походы были удачными, и казаки добывали много «зипунов», оружия и всяких трофеев, а пленных и угнанных в рабство казаки освобождали, разрешая даже остаться у себя, на Дону.

Впрочем, и сами казаки, с целью выкупа и обмена, брали в полон турок, татар и прочих «басурман». Иногда привозили донцы полонянок, называемых «ясырками», и из-за недостатка природных казачек брали их в жёны, предварительно покрестив. Если вначале женатых казаков было немного, то с ростом числа городков и улучшением материального положения семейных становилось всё больше.

В 1570 году Войско Донское стало, по сути, государством, которое признавала Россия и считала своим союзником в борьбе с Турцией. При этом станицы, посылаемые в Москву за вознаграждением за службу, принимались посольским приказом наравне с иностранными европейскими посольствами. А границы земель войска Донского чётко определялись на картах России XVII века, в частности на напечатанных в 1696-м и 1699 году в Амстердаме.

Западная часть этих донских земель представляла собой территориальные угодья донецких казаков, так называемые называемые юрты (ударение над «ы») и соответствующие им городки, самыми древними из которых были Айдарской, Боровской и Луган. Появление их некоторые историки, в частности церковный историк Филарет (Гумилевский), относят к 1640(42) году. Другие, как например В. И. Подов, ссылаясь на документы со слов современников Петра I, полагают, что они появились позже, в 1677 г. Кроме названных городков были и другие. Среди них - Теплинской, Трехизбенской, Краснянской, Кабаний, Сухоревской и Бахмутской. Самые верхние из городков Маяцкой и Тор часто горели и в конце концов отпали от войска Донского ещё до пожара Булавинского восстания 1707-1708 годов. Из Трехизбенского городка был родом Кондратий Булавин, поднявший вначале восстание солеваров, а потом всколыхнувший весь Дон и Юг России.

Восстание было жестоко подавлено, Дон - покорён Петром I, бунтовавшие верховые городки, в том числе донецкие кроме Лугана, не поддержавшего повстанцев, были уничтожены слободскими казаками и карателями, возглавляемыми князем Василием Долгоруковым. И всё же, на пепелищах возродились городки в виде слобод, сохранивших преждние имена юртов, но уже заселённых служилыми.Так появились слободы: Боровская, Новоайдарская, Староайдарская, Трехизбенская, Краснянская, Сухоревская. А на месте Новоборовского городка на Боровой, возникла слобода Боровенька. В составе войска Донского сохранился лишь Луган, став станицей Луганской, сохранившей своё имя и историю до наших дней.

О составе служилых в этих слободах свидетельствует уникальный документ, хранящийся в фонде № 1802 Государственного Архива Украины, озаглавленный «ТОI ЖЕ БАХЪМУЦКОI ПРАВИНЦЫИ БОРОВСКОI СЛОБОДЫ ЖИТЕЛЕI РАЗНЫХ СЛУЖЕБЪ». Непростое прочтение этого документа, написанного скорописью начала XVIII века, позволило автору этих строк ознакомиться с подворным составом мужского населения Боровской слободы по службам и сделать объктивный вывод относительно особенности заселения слободы.

Следует отметить, что из населявших слободу, в которой насчитывалось 92 двора, более 90% были городовыми казаками, о которых известно, что происходили они от донских казаков, служивших по набору гарнизонную и станичную службу в пограничных городах России. Кроме них здесь же значатся служилые казачьей и станичной, а также стрелецкой, солдатской, рейтарской и пушкарской служеб. Жили в слободе и служилые «из поповых детей», волостные и монастырские крестьяне. Во многих дворах записаны и наёмные работники с казачьими и великоросскими прозвища, характерными для Белгородчины и Подонья. Не исключено, что среди них могли быть казаки и их потомки, пережившие Булавинское восстание. Учитывая указанный возраст жителей и сопоставляя его с их же возрастом в ревизии 1763 года, удалось определить год создания документа – 1717-й. Но есть в списке слободы и «исторические фамилии», среди которых Шеховские, Одоевские, Аненковы, Пушкины и другие, созвучные самым знатным родам России, обедневшие потомки которых, боярские дети, ничем не отличались от служилых людей.

Как бы то ни было, служилые вновь образовавшейся Боровской слободы находились в этом звании недолго. Начиная с 20-х годов XVIII века по 1835 год включительно, жители Боровской слободы, как и вышеназванных слобод, значатся уже как однодворцы – промежуточное сословие между дворянами и крестьянами.

Происходили они, как пишут историки XVIII-XIX веков, из служилых, в том числе из боярских детей. Их слободы возникали на пограничных землях, в местах, не охраняемых казаками. Иногда однодворцев рассматривают как мелкопоместных дворян, которые, подобно самим дворянам, пользовались некоторыми привилегиями, в частности могли продвигаться по военной службе и благодаря ей переходить в дворянство. Более того, однодворцы имели даже право владеть крепостными, но при этом часто были настолько бедны, что сами пахали землю. Тем не менее, крестьянами они себя не считали, жили, как и служилые, слободами, а взимаемый с них налог шёл на содержание ландмилиции и драгунских полков, в личный состав которых однодворцы чаще всего определялись на службу.

Запорожцы, будучи союзниками донцов, вплоть до Булавинского восстания не радели за присоединение Дикого Поля к Московскому государству. Они очень ценили свою волю и долго держались самостоятельно, руководствуясь исключительно собственными интересами. Ради этого, случалось, что выступали даже в качестве союзников татар, поляков и днепровских казаков, часто поддерживавших интересы Москвы. Но воевать с татарами, чтобы присоединить Поле к землям Московского царства, запорожцы не хотели, ибо, в отличие от донцов, стать подданными царя не спешили.

Правда, был в истории Поля ещё и период существования некоего плацдарма запорожцев на берегу Азовского моря - крепость Домаха. Основанная в 1611 году вначале она являлась центром обширной Кальмиусской слободы, а позже - Кальмиусской паланки в составе Запорожской Сечи - самой крупной по территории и наименьшей по числу оседлого населения.

Домаха обеспечивала защиту зимовников, промыслов и путей сообщения от нападений крымских татар. Предполагают также, что крепость на Кальмиусе являлась удобным местом для объединения запорожских и донских казаков в период совместных походов против общих врагов. Не исключено и то, что именно соседство Домахи с землями союзного запорожцам войска Донского было гарантией существования её как форпоста в борьбе с турками и татарами.

Лишь по мере ослабления Крыма граница перемещалась от правого берега Северского Донца в сторону Азовского моря. И как свидетельство российской государственной геополитики в колонизации Дикого Поля - карта 1750 года с уже многочисленными зимовниками запорожцев по степным речкам правого берега бассейна Северского Донца. Здесь же показаны и границы России с Крымским ханством: одна 1714 года, другая 1741 года.

Имена самых древних из городков Боровского, Айдарского, Луганского и других, как и дошедшие до нас немногие имена казаков, следует помнить и передавать потомкам, ибо они являются гордостью края, с которого начался Донбасс. И в конце концов покорение Степи исходило от Донца и жителей его - «донцов».

Олег ШАТУХ

Добавлено: 17 фев 2014, 22:07
Самуся
Ох! Уж больно много написано! А реферата нет?

Добавлено: 17 фев 2014, 22:13
Viktor
Самуся писал(а):Ох! Уж больно много написано! А реферата нет?
У Олега Ивановича много работ. Все они о нашем крае. Потихоньку будем читать. Когда же пойдем в поход, будет понятней увиденное и его рассказы в походе.

Re: 2014. К местам освоения Дикого поля с XVIв. (Шатух О.И.)

Добавлено: 19 дек 2021, 16:07
Viktor
К вопросу поиска первой православной церкви в нашем крае.
Олег Шатух писал(а):Здесь я последовательно представляю хронологию Церкви в Боровском по историческим источникам . Вначале т.е. до построения церкви в Боровском городке как и во всех других донских городках на Северском Донце у казаков была своя часовня. Далее при царе Петре для препятствия расколу в городках, в том числе Боровском стали строить деревянные церкви. О первой церкви в Боровском сказано ещё в XIX веке в книге архимандрита Кючарёва "Белгород и его святыня" здесь упоминается и Боровской городок : 1667: "...Отделися Белгород с прочими окрестными грады и весьми, их же имена суть: Белгород, Курск, Оскол Старый, Обоянь, Болховой,[41] Карпов,[42] Хотмыжск,[43] Вольной,[44] Алешена,[45] Короча, Яблоновой,[46] Новой Оскол, Верхососенский,[47] Усерд,[48] Альшанской,[49] Коротояк,[50]Недригайлов,[51] Валуйка,[52] Чугуев,[53]Каменной,[54] - сии вси отделишася от патриархии Московския,[55] прилучишася же к предреченному Белгороду.
А новоназдаемые за Чертою[56]грады, кийждо по имени: Харков, Колонтаев,[57] Городня,[58] Краснокутск,[59] Валки,[60] Нежегольск,[61] Двуречной,[62] Салтов,[63] Печенеги,[64] Змиев,[65] Маяцкой,[66] Тор,[67] Булыклея,[68] Царево-Борисов, [69] Охтырской,[70] Боровской,[71] Из книги Дружинина РАСКОЛ НА ДОНУ " Въ приходной книгѣ патріаршаго Казеннаго приказа, № 138, въ числѣ другихъ, обозначены антиминсы, выданные Донскимъ казакамъ для новопостроенныхъ церквей (кромѣ вышеуказанныхъ) въ слѣдующіе городки: въ Боровской—27-го февраля 1694 г. (л. 63); въ Луганскій—9-го марта 1695 г. (л. 85); " Антими́нс (др.-греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие»[1]) — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии[см. «Освящение антиминса»] Древнейшие антиминсы были писанными, рисунок и надпись об освящении составлялись от руки. Квадратные по форме льняные платы изготовлялись церковно- или священнослужителями местной соборной церкви. Рисунок представлял собой разные варианты изображения креста (4-х, 6-и, 8-конечного). Надпись, произвольно наносившаяся по краям плата, сообщала:
•Дату освящения
•Имя храма (престола)
•Имя епископа, преподавшего антиминс
•Имя светского владыки (князя, царя), в области которого находился храм, куда предназначался данный антиминс. Греческое слово антиминс означает «то, что вместо престола». Антиминс представляет собой освященный и подписанный епископом льняной прямоугольный плат с особыми изображениями возложения Иисуса Христа в гроб. Он имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей. Без антиминса не может осуществляться литургия.
4. Слобода Боровская "Харьковский Календарь". Здесь очерк Лютого.
«въ 1730 г. была перенесена и церковь. Зто видно изъ лѣтописи, имѣющейея при Боровской Николаевской церкви. Одновременно съ переселеніемь слободи образовались три хутора къ сѣверу: Вороновъ, Сиротинъ и Метелкинъ, которне долучили названіе по фамиліи лицъ, поселившихся тамъ.» (Лютый)
,- 1765 г. Николаевская церковь. Священник Петр Гаврилович Говоров (1728 г. р.), жена Анна Ивановна (1729 г. р.), дети: Николай, Пелагея, Иван, София. Прихожане: муж. 438, жен. 404.17 В 1776 году, когда церковь переводили из состава Воронежской в Славянскую и Херсонскую епархию, при ней находилось 164 приходских двора. В 1694г. построена, но еще не освящена церковь. Новый храм обшиный освящен во имя св..Николая в 1795 г. (Филарет) В 1873 году прихожане построили новую каменную церковь по проекту Харьковского епархиального архитектора Федора Ивановича Данилова. Время не пощадило верхние надстройки: колокольня высотой 38 метров и барабан с куполом над собственно храмом были разобраны в 1935 году. Рисунок церкви, какой ее видел архитектор, сохранился в книге «Православные храмы Харьковской губернии 1681-1917»
Заключение
В Боровском городке вначале была часовня. В 1667 церковь, входящая в Белгородскую епархию. В 1730 г. была перенесена на нынешнее место слобода, а с ней и церковь. В 1694г. построена, но еще не освящена новая деревянная церковь. освященная во имя св..Николая в 1795 г. В 1873 году прихожане построили нынешнюю каменную церковь по проекту Харьковского епархиального архитектора Федора Ивановича Данилова.
realgazeta писал(а): 06.02.2014
Первая церковь Луганщины
... поселок Боровское, который считается одним из первых поселений Донбасса ...
Свято-Николаевский храм поселка Боровское имеет все основания отметить 9 марта 2014 года свое 320-летие. Религиозная община с собственным помещением для богослужений в Боровском существует с 27 февраля (по тогдашнему стилю) 1694 года. Именно в тот день Патриарх Московский Адриан передал антиминс в построенную церковь Боровского городка.
Это была первая церковь в Придонцовом Порубежье...
Свято-Николаевский храм поселка Боровское - Screenshot_20211219-164547~2.png
Свято-Николаевский храм поселка Боровское - Screenshot_20211219-164547~2.png (983.93 КБ) 5049 просмотров
https://realgazeta.com.ua/%D0%BF%D0%B5% ... %BD%D1%8B/