2. "На край света в Дикое поле"
Модератор: Viktor
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Поход №13. К устью реки Орель.
(состоялся 10.09.2011)
Как я уже говорил, это место неоднократно упоминается во многих статьях. Оно должно было быть приметным на местности, но время нещадно стирает приметы. Именно в этом месте был поворот на Залозный путь. А по Залозному пути ходили в княжество Тмутаракань. Именно Залозный путь и стал поводом похода сюда, так как он был одним из главных путей в Диком поле.
Но, обо всем по порядку…
чуть позже
Эпизоды похода https://foto.mail.ru/list/s-v-d/1677
Видео эпизоды похода:
1. В пути к речке Орель.
2. Через Новомосковск.
3. На берегу Орели.
4. В устье Орели.
5. Дачные места в п. Кировское.
6. У пристани «Обуховская».
7. Походная карта.
8. Виды с пристани «Обуховская».
(состоялся 10.09.2011)
Как я уже говорил, это место неоднократно упоминается во многих статьях. Оно должно было быть приметным на местности, но время нещадно стирает приметы. Именно в этом месте был поворот на Залозный путь. А по Залозному пути ходили в княжество Тмутаракань. Именно Залозный путь и стал поводом похода сюда, так как он был одним из главных путей в Диком поле.
Но, обо всем по порядку…
чуть позже
Эпизоды похода https://foto.mail.ru/list/s-v-d/1677
Видео эпизоды похода:
1. В пути к речке Орель.
2. Через Новомосковск.
3. На берегу Орели.
4. В устье Орели.
5. Дачные места в п. Кировское.
6. У пристани «Обуховская».
7. Походная карта.
8. Виды с пристани «Обуховская».
Последний раз редактировалось Viktor 21 ноя 2011, 09:38, всего редактировалось 1 раз.
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Юбилей Александра Петровича Черных
Сегодня 30 ноября 2011г. в литературной гостиной Донецкой областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской Историко-литературный центр «Слово…» провел Юбилейный творческий вечер, писателя, историка-географа Александра Черных «Река моей жизни…».
Торжественно отмечено 75-летие вдохновителя наших походов «На Край Света в Дикое Поле», нашего друга и консультанта Александра Петровича Черных.
То, что мы знаем с детства из сказок про Змея Горыныча, про Лукоморье и Дуб зеленый с златою цепью, про камень с надписью «Прямо пойдешь…, направо пойдешь…, налево пойдешь…», про Одиссея и Геракла, про походы Игоря и Мономаха и еще много, много чего, благодаря книгам Александра Петровича мы понимаем, что все эти события проходили не где-то там далеко, а совсем рядом. Здесь у нас в Донецкой степи.
Неопровержимую связь известных всему миру исторических событий с краем, где мы живем, доказал в своих книгах Александр Петрович.
Что может быть значительнее в воспитании патриотизма, чем удивительная история нашего края.
В этом, я считаю, главная заслуга ученого, писателя, историка, краеведа и путешественника, ученого секретаря Донецкого отдела Географического общества НАН Украины Черных А.П.
Наша задача своими походами внести вклад в доказательство фактов изложенных в книгах Александра Петровича, привлечь внимание историков, археологов, общественность и власть к активному освоению исторического наследия края в котором мы живем. Только совместными усилиями можно приумножить это богатство, что лежит в основе культуры нашей родины.
От всей души поздравляем Александра Петровича Черных с его славным Юбилеем и желаем ему новых творческих успехов!
Сегодня 30 ноября 2011г. в литературной гостиной Донецкой областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской Историко-литературный центр «Слово…» провел Юбилейный творческий вечер, писателя, историка-географа Александра Черных «Река моей жизни…».
Торжественно отмечено 75-летие вдохновителя наших походов «На Край Света в Дикое Поле», нашего друга и консультанта Александра Петровича Черных.
То, что мы знаем с детства из сказок про Змея Горыныча, про Лукоморье и Дуб зеленый с златою цепью, про камень с надписью «Прямо пойдешь…, направо пойдешь…, налево пойдешь…», про Одиссея и Геракла, про походы Игоря и Мономаха и еще много, много чего, благодаря книгам Александра Петровича мы понимаем, что все эти события проходили не где-то там далеко, а совсем рядом. Здесь у нас в Донецкой степи.
Неопровержимую связь известных всему миру исторических событий с краем, где мы живем, доказал в своих книгах Александр Петрович.
Что может быть значительнее в воспитании патриотизма, чем удивительная история нашего края.
В этом, я считаю, главная заслуга ученого, писателя, историка, краеведа и путешественника, ученого секретаря Донецкого отдела Географического общества НАН Украины Черных А.П.
Наша задача своими походами внести вклад в доказательство фактов изложенных в книгах Александра Петровича, привлечь внимание историков, археологов, общественность и власть к активному освоению исторического наследия края в котором мы живем. Только совместными усилиями можно приумножить это богатство, что лежит в основе культуры нашей родины.
От всей души поздравляем Александра Петровича Черных с его славным Юбилеем и желаем ему новых творческих успехов!
- Вложения
-
- Фото Елены Згинник - Юбилей Александра Петровича Черных_3.JPG (26.95 КБ) 21986 просмотров
-
- Фото Елены Згинник - Юбилей Александра Петровича Черных_2.JPG (32.12 КБ) 21986 просмотров
-
- Фото Елены Згинник - Юбилей Александра Петровича Черных_1.JPG (39.47 КБ) 21986 просмотров
Последний раз редактировалось Viktor 01 дек 2011, 00:13, всего редактировалось 2 раза.
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Юбилей Александра Петровича Черных
- Вложения
-
- Фото Елены Згинник - Юбилей Александра Петровича Черных_6.JPG (29.3 КБ) 21985 просмотров
-
- Фото Елены Згинник - Юбилей Александра Петровича Черных_5.JPG (33.02 КБ) 21985 просмотров
-
- Фото Елены Згинник - Юбилей Александра Петровича Черных_4.JPG (34.4 КБ) 21985 просмотров
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Поход №15. 2011, август. В места, куда переселились половцы.
Начиная заниматься каким-либо проектом, обязательно ловишь себя на мысли о том, что с ним связаны многие события, на которые раньше, столкнувшись в повседневной жизни, не обратил бы внимания. Так случилось и с Диким полем и половцими, населявшими его.
Еще в 2002 году путешествуя по Крыму, я посещал Чуфут-Кале. Тогда я впервые познакомился с историей караимских общин.
Позже, неоднократно бывая в Евпатории, больше узнал об этом интересном народе. Крымские караимы являются, по мнению многих исследователей, одной из наиболее интересных этноконфессиональных групп, проживавших на территории Крымского полуострова.
Направляясь в этот раз в Евпаторию, я ловил себя на мысли о том, что еду в гости к половцам, с которыми были связаны все предыдущие наши походы этого года, но к половцам евпаторийским.
Теперь я уже знал, что после монголо-татарского нашествия половцы (кыпчаки) уходили из Дикого поля в Крым, и даже дальше в Венгрию и Болгарию. Известно и о том, что предки крымских караимов прибыли с захваченных монголами территорий. О происхождении караимов написано много книг:
- «Кумано-кипчакская» теория доказала связь караимов с половцами.
- Языковеды знают, что караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков.
- Евпаторийка С.И.Кушуль, ведущий караимовед, собирательница материального и духовного наследия караимского народа утверждала: "Часть половцев действительно могла войти в состав более древних по отношению к ним караимов».
- об этом говорят и даты, приводимые учеными: «с определенной долей уверенности можно утверждать, что первое свидетельство о существовании в Крыму караимской общины датируется 1278 годом».
- автор многочисленных книг по истории и археологии Опарин А.А., при исследование книги Евангелие Иезекииля делает вывод, что потомки половцев продолжают жить и сегодня, и ни где ни будь, а у нас в Украине, в Крыму.
Поэтому свою новую поездку в Евпаторию я имел все основания связывать с походами в Дикое поле.
Далее будет.
Начиная заниматься каким-либо проектом, обязательно ловишь себя на мысли о том, что с ним связаны многие события, на которые раньше, столкнувшись в повседневной жизни, не обратил бы внимания. Так случилось и с Диким полем и половцими, населявшими его.
Еще в 2002 году путешествуя по Крыму, я посещал Чуфут-Кале. Тогда я впервые познакомился с историей караимских общин.
Позже, неоднократно бывая в Евпатории, больше узнал об этом интересном народе. Крымские караимы являются, по мнению многих исследователей, одной из наиболее интересных этноконфессиональных групп, проживавших на территории Крымского полуострова.
Направляясь в этот раз в Евпаторию, я ловил себя на мысли о том, что еду в гости к половцам, с которыми были связаны все предыдущие наши походы этого года, но к половцам евпаторийским.
Теперь я уже знал, что после монголо-татарского нашествия половцы (кыпчаки) уходили из Дикого поля в Крым, и даже дальше в Венгрию и Болгарию. Известно и о том, что предки крымских караимов прибыли с захваченных монголами территорий. О происхождении караимов написано много книг:
- «Кумано-кипчакская» теория доказала связь караимов с половцами.
- Языковеды знают, что караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков.
- Евпаторийка С.И.Кушуль, ведущий караимовед, собирательница материального и духовного наследия караимского народа утверждала: "Часть половцев действительно могла войти в состав более древних по отношению к ним караимов».
- об этом говорят и даты, приводимые учеными: «с определенной долей уверенности можно утверждать, что первое свидетельство о существовании в Крыму караимской общины датируется 1278 годом».
- автор многочисленных книг по истории и археологии Опарин А.А., при исследование книги Евангелие Иезекииля делает вывод, что потомки половцев продолжают жить и сегодня, и ни где ни будь, а у нас в Украине, в Крыму.
Поэтому свою новую поездку в Евпаторию я имел все основания связывать с походами в Дикое поле.
Далее будет.
- Вложения
-
- 2. На край света в Дикое поле - Евпатория_5 узкоколейный трамвай.jpg (85.2 КБ) 14619 просмотров
-
- 2. На край света в Дикое поле - Евпатория_4 раскопки древней Керкиниды у посёлка Заозёрное.jpg (221.73 КБ) 14619 просмотров
-
- 2. На край света в Дикое поле - Евпатория_3 раскопки древней Керкиниды в центре.jpg (76.11 КБ) 14619 просмотров
-
- 2. На край света в Дикое поле - Евпатория_2 в Караимских кенасах.jpg (82.65 КБ) 14619 просмотров
-
- 2. На край света в Дикое поле - Евпатория_1 вход в Караимские кенасы.jpg (112.57 КБ) 14619 просмотров
Последний раз редактировалось Viktor 19 мар 2015, 13:35, всего редактировалось 4 раза.
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Поход №17. Суббота 31 марта 2012 года.
Поход выходного дня в Ясиноватский лес "К подснежникам".
Организатор Владимир Лещенко.
Встретившись в 08:10 на ЖД вокзале г. Донецка, мы электричкой доехали в Ясиноватую и далее пешком гуляли по лесу.
Надо сказать, что информации об этом лесе не много.
Как и другие леса (Великоанадольский, Азовская Дача…), Ясиноватский лес создан в Донецкой степи руками человека. Здесь, в бывшем Диком Поле, вырастить лес непросто. Зато сегодня любой лес в степи – это оазис, который хорошо оценивать в жаркие и засушливые летние дни. Но и сегодня, ранней весной, в таком оазисе находиться очень приятно.
В отличии от других рукотворных лесов Донбасса, Ясиноватский расположен в непосредственной близости от города. Чтобы погулять в нем времени много не надо.
После затянувшейся в этом году зимы, именно в лесу особенно приятно встретить весну. Она пробивается сквозь снег и прошлогоднюю листву тысячами подснежников, пролисков, крокусов и шафранов (называют их по-разному).
День выдался неплохим. Большую часть его светило солнце. И лишь после обеда пришлось на один час одевать накидки. Пошел дождь, перешедший в крупу и далее в пушистый снег.
Зима не хочет уходить.
Но, несмотря на это, весна уже заполнила своим первоцветом Дикое Поле.
Больше фото смотрите здесь.
Поход выходного дня в Ясиноватский лес "К подснежникам".
Организатор Владимир Лещенко.
Встретившись в 08:10 на ЖД вокзале г. Донецка, мы электричкой доехали в Ясиноватую и далее пешком гуляли по лесу.
Надо сказать, что информации об этом лесе не много.
Как и другие леса (Великоанадольский, Азовская Дача…), Ясиноватский лес создан в Донецкой степи руками человека. Здесь, в бывшем Диком Поле, вырастить лес непросто. Зато сегодня любой лес в степи – это оазис, который хорошо оценивать в жаркие и засушливые летние дни. Но и сегодня, ранней весной, в таком оазисе находиться очень приятно.
В отличии от других рукотворных лесов Донбасса, Ясиноватский расположен в непосредственной близости от города. Чтобы погулять в нем времени много не надо.
После затянувшейся в этом году зимы, именно в лесу особенно приятно встретить весну. Она пробивается сквозь снег и прошлогоднюю листву тысячами подснежников, пролисков, крокусов и шафранов (называют их по-разному).
День выдался неплохим. Большую часть его светило солнце. И лишь после обеда пришлось на один час одевать накидки. Пошел дождь, перешедший в крупу и далее в пушистый снег.
Зима не хочет уходить.
Но, несмотря на это, весна уже заполнила своим первоцветом Дикое Поле.
Больше фото смотрите здесь.
Последний раз редактировалось Viktor 14 окт 2012, 21:30, всего редактировалось 7 раз.
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Владимир Калиниченко – в газете «Вечерний Донецк» написал статью. Найти ее можно на стр. 20 в номере от 23.03.2012.Viktor писал(а):И снова встреча с писателем… 11 мая 2011 …презентация книги Юрия Сбитнева: «Тайны родного Слова. Мое прикосновение к «Слову о полку Игореве».На встрече были сам Юрий Николаевич Сбитнев, редактор книги Ольга Гринева…
«Слово о полку Игореве» - русское Евангелие»
27 лет назад по решению ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 800-летие "Восточнославянской Илиады", бессмертного памятника древнерусской литературы.
С момента выхода в свет первого издания тиражом 1200 экземпляров в 1800 году в Сенатской типографии Москвы о "Слове" было написано и сказано столько, что, кажется, невозможно что-либо добавить. Однако...
Предыстория, без которой этих заметок и не было бы
Весной 2010 года в черниговском издательстве "Троица" появилась книга Юрия Сбитнева "Тайны родного Слова". Она, по-моему, в лучшем смысле "встряхнула" устоявшееся академическое отношение к вопросу: кто был автором гениальной поэмы? За два с лишним века появлялись только уклончивые и осторожные предположения: "Автор был тесно связан с княжеским родом".
Пожалуй, ближе всех к истине оказался академик Д.С. Лихачев, положивший по сути всю жизнь на фундаментальные исследования литературы и культуры Древней Руси. В статье "Размышления об авторе "Слова" он заметил: "Скорее всего, это был "хоть" Игоря". Не поленился полистать "Этимологический словарь" М. Фасмера и прочел толкование: "жена, супруг, любимая, возлюбленный". Вот тебе и "хоть"! Но кто же именно? Впору повторить знаменитое гоголевское: "Молчит Русь, не дает ответа".
Ответ все-таки нашелся! Впрочем, резонно побаиваюсь, содружество академиков и "примкнувших к ним" будет высокомерно и долго замалчивать это событие. Как, скажем, в свое время Сообщество ученых Европы по истории древней Месопотамии проигнорировало гениальную расшифровку клинописи, сделанную скромным помощником учителя гимназии из германского Геттингена Георгом Фридрихом Гротефендом еще в начале XIX века, но получившую гласность только в 1893 году... через сорок лет после его смерти.
Юрий Николаевич Сбитнев (именно его определение вынес в заглавие заметок) известный писатель, автор очерков, повестей и романов, по собственному признанию "полвека писал одно сочинение - по "Слову". Бережно, неутомимо и чутко искал он по всей стране в местных наречиях ключи к разгадке "темных и туманных мест" в поэме. Ведь написана она, по отзыву современника Пушкина, известного филолога Н.Ф. Грамматина, "самым древним простонародным языком".
Уместно упомянуть, вырос Сбитнев в подмосковном селе Лопасне, где издавна обособленно жили выходцы из земель новгород-северских и черниговских, сохранивших не только обычаи, но и особенности языка древнерусской Троицы: пели белорусские и украинские песни, а в обиходной речи привычно употребляли русские выражения, не всегда понятные молодым, но завораживающие емким смыслом и образностью. Там ему, пятилетнему, мама читала певучие стихи о давних сражениях, а отец помогал склеивать картонные фигурки воинов из набора детской настольной игры "Битва князя Игоря с половцами".
Незабываемая встреча с великой поэзией произошла в первый послевоенный год, когда восьмиклассникам лопасненской сельской школы учитель литературы Николай Иванович Бизянихин, недавний фронтовик, прочел магически напевное: "Не лепо ли ны бяшето, братие, начати старыми словесы трудных повестий о полку Игореве...". Ученики слушали, раскрыв рты. Многие слова были незнакомы, но что-то заставляло подчиниться размеренному ритму, и была в том какая-то тайна. Спустя несколько недель Юра Сбитнев написал первое сочинение "О чем хочу рассказать, прочитав "Слово", еще не зная, конечно, что будет продолжать рассказывать о том же в течение многих-многих лет творческих исканий...
Ему повезло - и с родителями, и с талантливым энтузиастом словесности - учителем, и с тем, что подростком приобщился к могучей Поэзии родной земли. Он немного старше меня, но разными были судьбы в военное лихолетье. Когда освободили из концлагеря в Австрии, я по-немецки говорил почти так же, как по-русски. Били нас, пацанов славянских, нещадно - за каждое слово на родном языке. Онемечивали. Омертвечивали неокрепшие души, чтобы "Русью не пахло!".
Но еще Алексей Толстой проницательно заметил: "Европа ушла в вещь, а Россия - в дух". Уже после университета (хотя нам, журналистам, тогда преподавали и старославянский) "зацепило" меня "Слово" - на всю оставшуюся жизнь. Зерно говорится, лучше позже, чем никогда. За несколько десятилетий в домашней библиотеке собрал немало статей "по теме", встречался и беседовал с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, бережно храню подаренные им книги. Но в такой же мере мне близки неукротимые подвижники из числа так называемых дилетантов, такие, как Юрий Николаевич Сбитнев. То, что он совершил - литературный подвиг, так полагаю. И сделал это без апломба и саморекламы, без выпячивания глубокой и основательной эрудиции - логикой народной мудрости и неизбывной верой: "Язык народа нельзя переписать, а тем более изъять и уничтожить".
Когда узнал, что долгожданные "Тайны родного Слова" вышли в свет, позвонил в Чернигов другу и собрату украинскому поэту Дмитрию Иванову, и он, добрая душа, раздобыл для меня книгу.
В ней, кстати, помещено факсимильное издание той мусин-пушкинской "Ироической песни", написанной старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие". Всего 46 страничек текста, а удельная плотность каждого слова... Вспомнилось, как говорили древние греки: "Легче у Геракла отнять боевую палицу, чем у Гомера убрать хоть одну строку ".
Подлинная история - действительность, помноженная на бесконечность
Ворон злой крылами хлещет, кружит,
тьма от половецкой силы вражьей!
Русь моя! Кто путь тебе укажет?
Плачет сердце, плачет, горько тужит.
Виктор Василенко
Доводилось читать переводы поэмы разных авторов, но ни один не помог вытащить из сознания занозу: а зачем князь Игорь отправился в землю половецкую? По легкомыслию, от избытка силы молодецкой? Так ведь не мальчик, зрелый муж, у которого уже полжизни за плечами! Да, как явствует из текста, перед походом он "напряг ум крепостию своею", долго и серьезно думал. Тут бы вспомнить еще одно древнерусское значение слова "крепости" - "клятва, присяга". А заодно подчеркнуть: незадолго до этого он отказался участвовать в большом набеге, организованном союзом русских князей, хотя войско собралось немалое, и шансы на удачу с богатыми трофеями были куда выше и надежней.
В те времена боевые вылазки в Степь считались заурядными. Воеводы и князья приумножали личную казну, пополняли хозяйство рабами и скотом. А вот совсем не богатый Игорь не соблазнился! Мало того - пренебрег неблагоприятным знамением: затмением солнца. Что-то свое надумал...
Не потому ли Александр Пушкин в "Замечаниях на "Песнь о полку Игореве" проницательно вопрошал: "Кому пришло бы в голову взять в предмет Песни темный поход неизвестного князя?".
Вот и Юрий Сбитнев размышлял: "...величайшее произведение Средневекового мира посвящено рядовому неудачному военному походу ... Могло бы сие стать объектом для выражения высочайших человеческих чувств, блистательных образов, глубочайшего осмысления национальной истории?". И стал искать подлинную причину. Думаю, никто не может обвинить его в научной недобросовестности. Ход рассуждений строго логичен, обоснован многолетним изучением летописей и родников народного языка. К тому же, "Платон мне друг, но истина дороже".
Ставший каноническим и многократно тиражированный в советские времена перевод "Слова" в прозе, сделанный Д.С. Лихачевым, другие исследования и переложения древнего текста, к сожалению, таили досадные неточности, скажем так, и привели к искажению в оценке личности Олега Святославича, деда князя Игоря, которого Лев Гумилев называл благородным рыцарем нашего Средневековья. Его же представили инициатором раскола Руси и затяжной полосы кровавых междоусобиц. Но Автор "Слова" - при правильном прочтении текста - говорит иное: "Разве Олег смуту ковал и стрелы по земле сеял?". Не "тот ведь Олег", а наречие "разве" с активной и четко выраженной вопросительной интонацией. Корпоративная солидарность ученых на долгие годы "усыпила" истину. Она в том, что именно дед Игоря уже в XI веке выступал против бесконечной вражды за престол в Киеве, против грабительских набегов в Степь, против политики алчного и коварного Святополка, недаром прозванного Окаянным, на темной совести которого убийство родных его братьев Бориса и Глеба...
Вот так даже одно неверно переведенное слово из древнего языка способно внести непоправимую сумятицу в реальные события давно прошедших дней, в репутацию "благородного рыцаря". И "промашек" переводчиков, увы, хватало.
Выступление Ю. Сбитнева в 1985 году в Ярославле на юбилейном заседании, посвященном 800-летию "Слова", с докладом "Языком далеких предков", в котором он вполне корректно предлагал исправить в тексте поэмы неверные толкования, было встречено сидящими в президиуме академиками настороженно. Может, и потому книга "Тайны родного Слова" увидела свет через четверть века и не в Москве - в Чернигове? Скромным тиражом да благодаря бескорыстной помощи русского предпринимателя Ю.А. Левашова.
Ну а что же с вопросом о причине похода Игоря? С юных лет князь любил и почитал память о деде, и внук мечтал вернуть Земле Русской "дедину" - Тьмутороканское княжество, называемое "Тысячью дорог", которым много лет назад владел Олег Святославич. Это место, где Дон впадает в Азовское море, открывало пути для мирной торговли Руси с Востоком, Севером и Югом, партнерских отношений с теми же половцами, другими племенами и народами, кочевавшими в просторах Степи. Примечательно, что в походе с Игорем был его четырнадцатилетний сын Владимир, жених дочери хана Кончака. А в составе семи полков новгород-северского воинства, общей численностью не более восьми тысяч человек, были испрошенные у черниговского князя Ярослава "коуи" - не ратники, а мастеровые люди: землекопы, каменщики, плотники, строители... Ведь в Тьмуторокани, при благополучном исходе, требовалось заново возвести укрепления, обустроить жилища.
Так что причина у Игоря была высокая, скорее державная. Но для этого сначала нужно было пройти через земли воинственных и разно настроенных соседей, чтобы "испить шлемом из синего Дона и преломить копье на границе поля Половецкого". До сих пор в обычаях славян "преломить хлеб" означает гостеприимство. А "преломить копье" - образное приглашение к миру, к прекращению вражды.
Да вот не заладилось, не сложилось... Обернулось поражением и горем великим.
Я, конечно, опустил многие детали и подробности противостояния мнения авторитетов и попытки "человека со стороны" внести свежую струю. Мы - и я, и читатели - не участники научного спора.
Но разве не волнительно, не заманчиво прикоснуться к многовековой тайне? Тем более, речь идет о героическом и трагическом прошлом общей прародины, Киевской Руси, гениально отраженном в бессмертной эпической поэме "Слово о полку Игореве".
Без осознания прошлого не бывает великого будущего
Полагаю, уместно привести небольшой отрывок из книги Юрия Сбитнева. Вот он: "...прикоснувшись к "многопудию" русского летописания, был поражен, что из сотен тысяч страниц на современное наше наречие переведено не более двухсот страниц. При встрече с академиком Лихачевым спросил его об этом. Ответ меня ошеломил… "А кому это надо, кроме нас, чудаков? - и добавил убежденно: - Кроме всего прочего, там очень много лишнего".
Вот уж действительно! При каждом новом правителе "лишнее" выбрасывалось или тщательно ретушировалось. Уже при Владимире Мономахе впервые была переписана древняя наша история, установлен контроль над свободой письменного слова на Руси, утверждает автор "Тайны родного слова". Добавлю, продолжается это до нынешних дней, достаточно заглянуть в учебники истории последнего двадцатилетия. Как в старину, "вещих боянов" прикармливают "от барского стола", "жалуют шубой с царского плеча"...
Потому-то "Слово о полку Игореве", заключает Ю. Сбитнев, свидетельство о подлинной истории и культуре Руси, через века прочитанное потомками не так, как было написано. А ведь еще древние мудрецы - за тысячи лет до нас! - наставляли: "Всегда уважай следы", "Минувшее - зерно, из которого вырастает грядущее".
Сегодня люди, мягко говоря, читают очень мало. Подросткам и молодежи хватает выжимок из интернета. "Взошедшие на престол" не читают вообще, они считают: прибавляют, умножают...
"Слово" - не только о прошлом, оно и предостережение нам, нынешним. Чем забывчивей, невежественней народ, которому достаточно "хлеба и зрелищ", тем сподручней им управлять. Старо, как мир, потому и повторяется.
Вот мы все ближе и ближе к главной тайне. Чтобы ее открыть, Юрий Сбитнев - по буковке! - реконструировал древний текст. Ведь "Слово" было написано в одну сплошную строку, без знаков препинания, без разделения на предложения и слова. Кроме того, в те времена авторы часто засекречивали свое имя в конце произведения в "сфрагиде", скрытой авторской "печати", так, в первом издании 1800 года было указано: "Рекъ Боян и ходына Святославля пестворца старого времени Ярославля Ольгова коганя хоти". Академик Д.С. Лихачев перевел так: "Сказали Боян и Ходына, Святославовы песнотворцы старого времени Ярослава, Олега-князя любимцы".
Ну, во-первых, вместо "пестворца" появилось "песнетворца". А древнее слово "песь" - это все, что имеет человек, вся его бытовая и духовная суть. Во-вторых, "ходына" - жена, которую муж вернул отцу. В народной песне "Златые горы" были такие слова: "А он сказал, стыдясь измены: "Пойди обратно в дом отца! Оставь, Мария, мои стены!" - и проводил меня с крыльца". До сих пор на русском Севере и Дальнем Востоке "ходынами" называют женщин-разведенок. В-третьих, "коганя хоти" - дитя любимое", и почему Ольга стала Олегом? Так что же все-таки дитятко?
Ю. Сбитнев обратился к Ипатьевской летописи и вот что выяснил. В 1167 году Святослав Всеволодович, тогда князь черниговский, выдал свою дочь Болеславу за сына галицкого князя Ярослава - Владимира, тогда девочек отдавали замуж рано. Но это не был брак в привычном понимании, подразумевалось "вхождение в новую семью с правом родного ребенка". Мать будущего мужа становилась наставницей-воспитательницей его будущей жены. Болеславе исполнилось двенадцать лет. Приветливая, смышленая, все схватывающая на лету, она стала любимым ребенком Ольги, жены Ярослава. Как известно, на Руси дочерей и жен называли с добавлением впереди имени князя - Мстиславля, Святославля, Ярославля...
Интересно, что свадебный поезд племянницы сопровождал молодой князь Игорь Святославич, дядя Болеславы, старшее ее всего на четыре года, тогда же в Галиче он нашел себе жену, дочь Ольги и Ярослава. Звали ее Ефросиньей (в "Слове" она та самая Ярославна, которая плачет в Путивле). А в Чернигове Болеслава и Игорь росли, играли, учились вместе. Общим учителем у них был летописец, позднее игумен Киево-Печерской лавры Поликарп. К тому же - им "вся Русь родня!" Болеслава правнучка Владимира Мономаха, Олега Святославича, а Игорь ему внук...
Еще до переезда в Галич дочь Святослава была грамотна, преуспевала в письме и чтении. Стать "пестворцем" имела возможность с отрочества. Отец обладал даром словотворчества, знал былины и сказки. Все это, конечно, впитывалось в детское сознание. А в доме будущего мужа она познавала иноземные обычаи и языки, знакомилась с просвещенным людом Европы. Тут писали книги, хранили редкие летописи, рассказывали легенды.
Ю. Сбитнев лаконичен: "Женщина-летописец на Руси не редкость". Не обладаю достаточными знаниями, чтобы утверждать. Но давайте вспомним: находки новгородских и псковских берестяных грамот свидетельствовали, что знали письмо не только в княжеских теремах. Конечно, там образование было на порядок выше и глубже. Скажем, Анна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции не только потому, что была красива, а брак был выгоден и Европе, и Руси. Еще до "Слова" известны выдающиеся памятники древнерусской письменности: "Киево-Печерский патерик", "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Илариона, "Повесть временных лет" монахов Нестора и Сильвестра, "Поучения" Владимира Мономаха...
В одном только Киеве насчитывалось 17 монастырей, они по праву слыли центрами духовности и книжности. А уже к началу XIII века на Руси знали их более полусотни!
Миру внушают, мол, русичи были дики и темны. Варвары. Окстись, Европа! Вспомни щиты славян на воротах Цареграда: это был и совет, и урок - приходить на Русь только с миром. Забывали о том - получали отлуп. Всегда.
Юрием Сбитневым разгадана тайна веков. То, что было неверно прочитано и истолковано, звучит просто и ясно: "Сказала, бояни, ходына Святослава, суть творящая старого времени, Ярославовой Ольги дитя любимое". Да, автором "Слова" была гениальная женщина, звали ее Болеславой, и к моменту написания поэмы было ей 30 лет. Верю, прозревшие потомки поставят ей достойный памятник, скажем, в Чернигове, где она родилась и выросла.
А "ходыной" стала потому, что муж унаследовал, видимо, вены непутевого отца Ярослава, прозванного Осмомыслом (в народном понимании - распутник). Так вот, сойдясь с какой-то попадьей, Владимир отослал Болеславу к отцу в Киев.
Академик Б.А. Рыбаков в монографии "Слово" и его современники" высказал предположение, что "рука Автора" проглядывается в Галицко-Волынской, Киевской и Черниговской Святославовой летописях. Ю. Сбитнев добавляет: "Повесть об убиении Андрея Боголюбского", самая яркая по своим художественным достоинствам... почерком своим во многих местах близка к "Слову".
А ведь Галич, Волынь, Киев, Чернигов, Суздаль - все места связаны с судьбой Болеславы. Многим событиям она была очевидцем.
А главное, как и у Игоря, за Землю Русскую болела у нее душа, потому и находила такие немеркнущие образы, такие пронзительные слова, такие всепонятные чувства.
Сколько интересного осталось за рамками этих заметок! Увы, не рискую что-то добавлять. О великой поэме написано без малого шесть тысяч книг и многое сказано авторитетными литературоведами, историками, поэтами разных стран. А Юрию Сбитневу - земной поклон за великий труд. Впрочем, он сам предупредил: "Впереди новая книга, новые прикосновения и осмысления этой великой Тайны".
Дай-то бог, Юрий Николаевич! "Слово", в самом деле, "в чтении неисчерпаемо".
Владимир КАЛИНИЧЕНКО.
Писатель, лауреат Международной премии имени Владимира Винниченко.
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
3 октября 2012 г. В Донецкой областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялось 1-е заседание недавно созданного клуба «Краєзнавець Донеччини».
В выступлениях, поднимались темы:
- председателя клуба «Краєзнавець Донеччини» Гросова А.Я. – о начале работы Клуба, созданного в апреле 2012 г.;
- президента клуба эколого-оздоровительного бега Химченко В.А. – о проблемах экологического туризма»;
- начальника отдела рекреации РЛП «Донецкий Кряж» Володченко О.С. – с презентацией возможностей РЛП «Донецкий Кряж»;
- председателя клуба путешественников «За 3 моря» Слюсаренко В.Д. – о природном и историческом богатстве Донецкого края, о познании его и людей в нем живущих во время походов выходного дня и задачах клуба «Краєзнавець Донеччини» по развитию и популяризации этого богатства;
- писателя-краеведа Скибенко А.К. – о туристическо-экскурсионных возможностях Донецка и Донецкой области;
Подарили участникам свои стихи поэты Л.Богун «Ода Донбассу», Н.Прохорова «Баллада о степи», Л.Пастушок «Осень».
В выступлениях, поднимались темы:
- председателя клуба «Краєзнавець Донеччини» Гросова А.Я. – о начале работы Клуба, созданного в апреле 2012 г.;
- президента клуба эколого-оздоровительного бега Химченко В.А. – о проблемах экологического туризма»;
- начальника отдела рекреации РЛП «Донецкий Кряж» Володченко О.С. – с презентацией возможностей РЛП «Донецкий Кряж»;
- председателя клуба путешественников «За 3 моря» Слюсаренко В.Д. – о природном и историческом богатстве Донецкого края, о познании его и людей в нем живущих во время походов выходного дня и задачах клуба «Краєзнавець Донеччини» по развитию и популяризации этого богатства;
- писателя-краеведа Скибенко А.К. – о туристическо-экскурсионных возможностях Донецка и Донецкой области;
Подарили участникам свои стихи поэты Л.Богун «Ода Донбассу», Н.Прохорова «Баллада о степи», Л.Пастушок «Осень».
- Вложения
-
- 2. На край света в Дикое поле - Гросов А.Я., Шептуха В.И., Химченко В.А., Слюсаренко В.Д., Скибенко А.К.JPG (154.14 КБ) 21125 просмотров
-
- Фото С.Куценко - Скибенко А.К.JPG (182.75 КБ) 21125 просмотров
-
- Фото С.Куценко - Слюсаренко В.Д.JPG (182.89 КБ) 21125 просмотров
-
- Фото С.Куценко - Володченко О.С.JPG (197.37 КБ) 21126 просмотров
-
- Фото С.Куценко - Химченко В.А., Гросов А.Я., Володченко О.С.JPG (213.38 КБ) 21126 просмотров
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Симпозиум ''Локализация места битвы князя Игоря с половцами''
состоялся 13 октября 2012 г. в Донецкой областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской по инициативе Историко-литературного центра «Слово…» и Проекта «Этнографический Донбасс».
Симпозиум приурочен к 810-годовщине памяти главного героя «Слова…» Игоря Северского (1150-1202).
Для нашего клуба он открыл новые возможности для походов по изучению начатой еще в 2003 году темы «Путями князя Игоря» и продолженной в настоящем проекте «На Край Света в Дикое поле». Мы получили приглашения посетить места еще не пройденных версий от их исследователей.
Открыл симпозиум руководитель ИЛЦ «Слово…» Сергей Константинович Перепеченко. По его предложению участникам был показан фильм т/с МЕГА «Ошибка князя Игоря», как пример доведения до логического конца российской версии места легендарной битвы.
От краматорского исследователя Давиденко В.В. был представлен фильм о проведенных им раскопках захоронения воина XII века в кургане у села Поповка в Константиновском районе Донецкой обл.
О своих изысканиях и открытиях рассказали:
- Черных Александр Петрович – нач. отд. Украинского Географического Общества в Донецкой обл., писатель-исследователь;
- Войнов Святослав Святославович – создатель 1-го музея «Слово о полку Игореве» в Новгород–Северске;
- Шевцов Михаил Львович – руководитель Донецкого центра института востоковедения им. А.Ю.Крымского;
- Давыденко Владимир Викторович – преподаватель кафедры истории и культурологи Краматорского ЭГИ;
- Котляр Николай Иванович - исследователь из Северодонецка, автор версии битвы у речки Жеребец и г. Кременное в Луганской обл.;
- Курдасов Николай Васильевич - издатель из Горловки.
От нашего клуба мною внесено следующее предложение:
«Під час проведення Клубом походів вихідного дня, значну зацікавленість отримали теми, які пов’язані з місцями битви князя Ігоря з половцями. Згідно різних версій, можна майже на 100% вважати, що ця подія відбулася на території нашої області. Але, незважаючи на це, у нас нема жодного пам’ятника присвяченого їй. Такі споруди ми бачили в Луганській, Ростовській, Воронізькій, Харківський, Полтавській та ін. областях. Це найбільше вразило нас. Сьогодня з фільму ми побачили ще один, який встановлен в Росії.
Вважаю, що разом з темою точної локалізації місця цієї легендарної битви, не менш значною є тема популяризації серед населення цього та інших місць, які згадані в „Слову о полку Ігореві”.
Завдяки трудам Черниха О.П., перша подібна відзнака з’явилася в Горлівці. Вона присвячена походам Володимира Мономаха.
Нам відомо, що зацікавленість в популяризації цих подій має православна церква, яка вважає за доцільне на місцях, які пов’язані з ними встановлювати каплиці.
Встановлювати пам’ятки-відзнаки на місцях цих подій вкрай важливо.
Переконати керівників місцевої влади у важливості їх створення наше з Вами завдання.
Любов і патріотизм до нашого чудового краю у наших дітей і внуків краще всього виховується в походах, коли безпосередньо стикаєшся з дивною природою Донецького степу та його історією.»
Добавлено позже:
Присутствовавшая на симпозиуме Марина Землемнрова в газете "Вечерний Донецк"
http://vecherka.donetsk.ua/index.php?id ... sid=104573
так написала об услышанном:
29.10.2012
Незабвенное "Слово"
Не случайно литературный памятник "Слово о полку Игореве" пользуется постоянным вниманием историков, археологов, краеведов и писателей донецкого региона. Учитывая разные версии ученых-историков о месте битвы князя Игоря, можно практически уверенно сказать, что это событие происходило на территории нашей, Донецкой области. Исследователи до сих пор выдвигают различные версии о географическом месте битвы князя Игоря с половцами, пытаясь конкретизировать и раскрыть тайны этого древнерусского произведения. Древние наконечники, копья и другие артефакты, датированные временем битвы, все чаще и чаще как случайные находки достают из-под земли.
Отправная точка поисков наших ученых-историков - загадочная река Каяла, описанная неизвестным автором, создавшим "Слово". Именно здесь у быстрых вод этой реки произошло сражение князя Игоря Святославича с половцами в 1185 году. Проходят годы, века - время стирает былые названия рек и отыскать Каялу историкам становится все сложнее. По одной из версий, Каялой в далекие времена назывался наш Кальмиус. Ученые не прекращают поиски и споры по этому поводу до сих пор.
Именно поэтому существует так много гипотез относительно места битвы русичей с половцами. По версии одних историков, легендарная битва князя Игоря происходила на территории современной Горловки, другие выдвигают предположение, что ее местом было Енакиево, а третьи уверены, что князь Игорь сражался с врагами на территории Славкурорта. Все эти версии имеют свое место в современной научно-исследовательской деятельности, посвященной "Слову о полку Игореве".
В 2008 году в Донецкой областной универсальной научной библиотеке имени Крупской был создан историко-литературный центр под названием "Слово", действующий на правах клуба по интересам. Деятельность его посвящена изучению всего, что касается "Слова о полку Игореве".
В клубе регулярно проводятся "круглые столы", собрания и симпозиумы историков, которые приезжают сюда из различных областей Украины и России. Здесь они презентуют свои книги о "Слове", устраивают творческие вечера, показывают собственные фильмы об археологических раскопках, раскрывая все новые и новые исторические факты, посвященные великому литературному памятнику древней Руси. Увлекается этой загадкой и донецкая молодежь, которой небезразлична история собственного края.
На одном из таких симпозиумов Александр Черных - писатель-исследователь - поделился версией, что битва, описанная в "Слове о полку Игореве", происходила в Старобешевском районе, в том месте, где речка Кальмиус закругляясь, огибает гору Зортав-тобе.
Описанию своей гипотезы Александр посвятил целую книгу, под названием "Разгадка тайны реки Каялы". Исследователь уже не раз совершал поход к предполагаемому месту битвы князя Игоря в Старобешевский район. Если перенестись в далекие времена, описанные в "Слове о полку Игореве", действительно открывается похожая картина: вот оно, место плена Игоря на правом берегу Каялы-Кальмиуса (вблизи с. Подгорное Новокатериновка Старобешевского р-на) и высушенное временем озеро Всеволода, возле которого произошла завершающая схватка с половцами курского князя, описанная в летописи. А неподалеку - один из холмов Донецкого кряжа. Также ученый обнаружил несколько курганов, в которых возможны захоронения древних русичей.
- Чтобы исследование Александра Черных не стало "очередной версией", крайне необходимо в самое ближайшее время провести археологические раскопки могильников, обнаруженных ученым. Будем надяться, что результаты этих раскопок позволят сделать окончательный вывод о месте битвы древних русичей на таинственной Каяле, - подытожил Святослав Воинов, ученый из Новгород-Северский.
- Часто встречаешься и с ошибками исследователей. Неоднократно в научных трудах, да и просто в этих стенах, звучали оригинальные версии, касающиеся места и времени битвы, целей похода князя Игоря, - поделился Владимир Давиденко, преподаватель кафедры истории и культурологии Краматорского экономико-гуманитарного института. - Но находя новые ошибки, мы постепенно приближаемся к истине!
Однако, в каком бы именно месте нашей области не происходила великая битва, ни в Донецке, ни в близлежаших городах региона нет ни одного памятника, посвященного этому событию. Хотя такие сооружения занимают почетное место в разных областях Украины: в Луганской, Харьковской, Полтавской, а также и на территории России - в Ростовской и Воронежской областях.
В Донецке регулярно открываются все новые и новые памятники, посвященные различным событиям и личностям, - выдающимся и не очень.
Заслуживает ли тот или иной архитектурный образ служить украшением города, быть его символом - судить не нам. Но почему-то до сих пор никто из наших зодчих о "Слове" и не вспомнил! А ведь события, описанные в этом произведении, являются огромной исторической ценностью для Донбасса.
Марина ЗЕМЛЕМЕРОВА.
состоялся 13 октября 2012 г. в Донецкой областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской по инициативе Историко-литературного центра «Слово…» и Проекта «Этнографический Донбасс».
Симпозиум приурочен к 810-годовщине памяти главного героя «Слова…» Игоря Северского (1150-1202).
Для нашего клуба он открыл новые возможности для походов по изучению начатой еще в 2003 году темы «Путями князя Игоря» и продолженной в настоящем проекте «На Край Света в Дикое поле». Мы получили приглашения посетить места еще не пройденных версий от их исследователей.
Открыл симпозиум руководитель ИЛЦ «Слово…» Сергей Константинович Перепеченко. По его предложению участникам был показан фильм т/с МЕГА «Ошибка князя Игоря», как пример доведения до логического конца российской версии места легендарной битвы.
От краматорского исследователя Давиденко В.В. был представлен фильм о проведенных им раскопках захоронения воина XII века в кургане у села Поповка в Константиновском районе Донецкой обл.
О своих изысканиях и открытиях рассказали:
- Черных Александр Петрович – нач. отд. Украинского Географического Общества в Донецкой обл., писатель-исследователь;
- Войнов Святослав Святославович – создатель 1-го музея «Слово о полку Игореве» в Новгород–Северске;
- Шевцов Михаил Львович – руководитель Донецкого центра института востоковедения им. А.Ю.Крымского;
- Давыденко Владимир Викторович – преподаватель кафедры истории и культурологи Краматорского ЭГИ;
- Котляр Николай Иванович - исследователь из Северодонецка, автор версии битвы у речки Жеребец и г. Кременное в Луганской обл.;
- Курдасов Николай Васильевич - издатель из Горловки.
От нашего клуба мною внесено следующее предложение:
«Під час проведення Клубом походів вихідного дня, значну зацікавленість отримали теми, які пов’язані з місцями битви князя Ігоря з половцями. Згідно різних версій, можна майже на 100% вважати, що ця подія відбулася на території нашої області. Але, незважаючи на це, у нас нема жодного пам’ятника присвяченого їй. Такі споруди ми бачили в Луганській, Ростовській, Воронізькій, Харківський, Полтавській та ін. областях. Це найбільше вразило нас. Сьогодня з фільму ми побачили ще один, який встановлен в Росії.
Вважаю, що разом з темою точної локалізації місця цієї легендарної битви, не менш значною є тема популяризації серед населення цього та інших місць, які згадані в „Слову о полку Ігореві”.
Завдяки трудам Черниха О.П., перша подібна відзнака з’явилася в Горлівці. Вона присвячена походам Володимира Мономаха.
Нам відомо, що зацікавленість в популяризації цих подій має православна церква, яка вважає за доцільне на місцях, які пов’язані з ними встановлювати каплиці.
Встановлювати пам’ятки-відзнаки на місцях цих подій вкрай важливо.
Переконати керівників місцевої влади у важливості їх створення наше з Вами завдання.
Любов і патріотизм до нашого чудового краю у наших дітей і внуків краще всього виховується в походах, коли безпосередньо стикаєшся з дивною природою Донецького степу та його історією.»
Добавлено позже:
Присутствовавшая на симпозиуме Марина Землемнрова в газете "Вечерний Донецк"
http://vecherka.donetsk.ua/index.php?id ... sid=104573
так написала об услышанном:
29.10.2012
Незабвенное "Слово"
Не случайно литературный памятник "Слово о полку Игореве" пользуется постоянным вниманием историков, археологов, краеведов и писателей донецкого региона. Учитывая разные версии ученых-историков о месте битвы князя Игоря, можно практически уверенно сказать, что это событие происходило на территории нашей, Донецкой области. Исследователи до сих пор выдвигают различные версии о географическом месте битвы князя Игоря с половцами, пытаясь конкретизировать и раскрыть тайны этого древнерусского произведения. Древние наконечники, копья и другие артефакты, датированные временем битвы, все чаще и чаще как случайные находки достают из-под земли.
Отправная точка поисков наших ученых-историков - загадочная река Каяла, описанная неизвестным автором, создавшим "Слово". Именно здесь у быстрых вод этой реки произошло сражение князя Игоря Святославича с половцами в 1185 году. Проходят годы, века - время стирает былые названия рек и отыскать Каялу историкам становится все сложнее. По одной из версий, Каялой в далекие времена назывался наш Кальмиус. Ученые не прекращают поиски и споры по этому поводу до сих пор.
Именно поэтому существует так много гипотез относительно места битвы русичей с половцами. По версии одних историков, легендарная битва князя Игоря происходила на территории современной Горловки, другие выдвигают предположение, что ее местом было Енакиево, а третьи уверены, что князь Игорь сражался с врагами на территории Славкурорта. Все эти версии имеют свое место в современной научно-исследовательской деятельности, посвященной "Слову о полку Игореве".
В 2008 году в Донецкой областной универсальной научной библиотеке имени Крупской был создан историко-литературный центр под названием "Слово", действующий на правах клуба по интересам. Деятельность его посвящена изучению всего, что касается "Слова о полку Игореве".
В клубе регулярно проводятся "круглые столы", собрания и симпозиумы историков, которые приезжают сюда из различных областей Украины и России. Здесь они презентуют свои книги о "Слове", устраивают творческие вечера, показывают собственные фильмы об археологических раскопках, раскрывая все новые и новые исторические факты, посвященные великому литературному памятнику древней Руси. Увлекается этой загадкой и донецкая молодежь, которой небезразлична история собственного края.
На одном из таких симпозиумов Александр Черных - писатель-исследователь - поделился версией, что битва, описанная в "Слове о полку Игореве", происходила в Старобешевском районе, в том месте, где речка Кальмиус закругляясь, огибает гору Зортав-тобе.
Описанию своей гипотезы Александр посвятил целую книгу, под названием "Разгадка тайны реки Каялы". Исследователь уже не раз совершал поход к предполагаемому месту битвы князя Игоря в Старобешевский район. Если перенестись в далекие времена, описанные в "Слове о полку Игореве", действительно открывается похожая картина: вот оно, место плена Игоря на правом берегу Каялы-Кальмиуса (вблизи с. Подгорное Новокатериновка Старобешевского р-на) и высушенное временем озеро Всеволода, возле которого произошла завершающая схватка с половцами курского князя, описанная в летописи. А неподалеку - один из холмов Донецкого кряжа. Также ученый обнаружил несколько курганов, в которых возможны захоронения древних русичей.
- Чтобы исследование Александра Черных не стало "очередной версией", крайне необходимо в самое ближайшее время провести археологические раскопки могильников, обнаруженных ученым. Будем надяться, что результаты этих раскопок позволят сделать окончательный вывод о месте битвы древних русичей на таинственной Каяле, - подытожил Святослав Воинов, ученый из Новгород-Северский.
- Часто встречаешься и с ошибками исследователей. Неоднократно в научных трудах, да и просто в этих стенах, звучали оригинальные версии, касающиеся места и времени битвы, целей похода князя Игоря, - поделился Владимир Давиденко, преподаватель кафедры истории и культурологии Краматорского экономико-гуманитарного института. - Но находя новые ошибки, мы постепенно приближаемся к истине!
Однако, в каком бы именно месте нашей области не происходила великая битва, ни в Донецке, ни в близлежаших городах региона нет ни одного памятника, посвященного этому событию. Хотя такие сооружения занимают почетное место в разных областях Украины: в Луганской, Харьковской, Полтавской, а также и на территории России - в Ростовской и Воронежской областях.
В Донецке регулярно открываются все новые и новые памятники, посвященные различным событиям и личностям, - выдающимся и не очень.
Заслуживает ли тот или иной архитектурный образ служить украшением города, быть его символом - судить не нам. Но почему-то до сих пор никто из наших зодчих о "Слове" и не вспомнил! А ведь события, описанные в этом произведении, являются огромной исторической ценностью для Донбасса.
Марина ЗЕМЛЕМЕРОВА.
- Вложения
-
- Стоят: ЗгинникЕ.Г.–нач.отд.библ.им.Крупской,ЗемлемероваМ.А.– Вечерний Донецк ,КурдасовН.В.,ЧерныхА.П.,ПерепеченкоС.К.,ВойновС.С.,ШептухаВ.И.–журналист газеты Донеччина ,ШатухО.И.–Донецкий ин-т турбизнеса,Котляр Н.И., ДавиденкоВ.В. Сидит СлюсаренкоВ.Д. - Участники симпозиума ''Локализация места битвы князя Игоря с половцами''.JPG (156.2 КБ) 21072 просмотра
-
- 2. На край света в Дикое поле - Шептуха В.И., Черных А.П. и Войнов С.С. .JPG (111.16 КБ) 21072 просмотра
-
- 2. На край света в Дикое поле - Давыденко В.В.JPG (119.53 КБ) 21072 просмотра
-
- 2. На край света в Дикое поле - Шатух О.И. и Котляр Н.И.JPG (134.64 КБ) 21072 просмотра
-
- 2. На край света в Дикое поле - Войнов С.С. и Черных А.П.JPG (140.63 КБ) 21072 просмотра
Последний раз редактировалось Viktor 01 ноя 2012, 10:27, всего редактировалось 3 раза.
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Поход №18. К месту 2-й битвы князя Игоря с половцами на р. Каяла (по книге Черныха А.П. – это р. Кальмиус в р-не Новоекатериновки).
В программе симпозиума ''Локализация места битвы князя Игоря с половцами'', который состоялся вчера 13 октября 2012 г., было предусмотрено посещение поля битвы князя Игоря с половцами на р. Каяла. Оно совпадает с одноименным походом в нашем плане.
Поэтому сегодня 14 октября 2012 года, после перерыва, связанного с походами этого форума по теме №3. «ГСО во всех Краях Света», он состоялся.
Нам повезло. В нем приняли участие не только сам автор книги Александр Петрович Черных, но и другие участники симпозиума:
- Войнов Святослав Святославович – создатель 1-го музея «Слово о полку Игореве» в Новгород–Северске;
- Гранкин Игорь Анатольевич – руководитель Проекта «Этнографический Донбасс»;
- Курдасов Николай Васильевич - издатель из Горловки.
- Шептуха Валерий Сергеевич – журналист газеты ‘’Донеччина’’;
- Шатух О.И. – ученый специалист Донецкого института турбизнеса и др.
Участие такой ученой компании сделала наш поход очень интересным и познавательным. В походе обсуждали не только события, происшедшие здесь 12 мая 1185 года, но и вопросы, которые вчера обсуждали на симпозиуме - о популяризации этого места в дальнейшем.
Место битвы, описанное в книге Черныха А.П., расположено за райцентром Старобешево, там где речка Кальмиус делает круг, огибая гору Зортав-тобе. Эта гора популярна среди жителей Старобешево (большинство их - наши донецкие греки) и сама по себе имеет интересную историю. Я бывал здесь неоднократно. В октябре 2010 года сюда же мы целенаправленно приходили походом, организатором которого был Химченко В.А.
Сегодня мы посетили это место, как место связанное с событиями того далекого 1185 года, что описано в легендарной книге времен Киевской Руси «Слово о полку Игореве».
Александр Петрович Черных с высоты горы Зортав-тобе рассказал о своих изысканиях связанных с битвой князя Игоря с половцами на р. Каяла. Как, используя открытый им метод «взаимосвязанной системы географической ориентации» ему удалось найти легендарную речку Каялу.
Был чудесный осенний день, который мы завершили в Старобешево, отведав знаменитые греческие чебуреки.
Все участники похода надеются, сюда еще не раз вернуться.
Придут и другие люди, чтобы прикоснуться к истории – к истории древней Руси и Дикого поля, в котором мы с Вами живем.
В создание памятников, посвященных нашей истории, все мы верим и знаем, что зависит это, прежде всего, от нас.
В программе симпозиума ''Локализация места битвы князя Игоря с половцами'', который состоялся вчера 13 октября 2012 г., было предусмотрено посещение поля битвы князя Игоря с половцами на р. Каяла. Оно совпадает с одноименным походом в нашем плане.
Поэтому сегодня 14 октября 2012 года, после перерыва, связанного с походами этого форума по теме №3. «ГСО во всех Краях Света», он состоялся.
Нам повезло. В нем приняли участие не только сам автор книги Александр Петрович Черных, но и другие участники симпозиума:
- Войнов Святослав Святославович – создатель 1-го музея «Слово о полку Игореве» в Новгород–Северске;
- Гранкин Игорь Анатольевич – руководитель Проекта «Этнографический Донбасс»;
- Курдасов Николай Васильевич - издатель из Горловки.
- Шептуха Валерий Сергеевич – журналист газеты ‘’Донеччина’’;
- Шатух О.И. – ученый специалист Донецкого института турбизнеса и др.
Участие такой ученой компании сделала наш поход очень интересным и познавательным. В походе обсуждали не только события, происшедшие здесь 12 мая 1185 года, но и вопросы, которые вчера обсуждали на симпозиуме - о популяризации этого места в дальнейшем.
Место битвы, описанное в книге Черныха А.П., расположено за райцентром Старобешево, там где речка Кальмиус делает круг, огибая гору Зортав-тобе. Эта гора популярна среди жителей Старобешево (большинство их - наши донецкие греки) и сама по себе имеет интересную историю. Я бывал здесь неоднократно. В октябре 2010 года сюда же мы целенаправленно приходили походом, организатором которого был Химченко В.А.
Сегодня мы посетили это место, как место связанное с событиями того далекого 1185 года, что описано в легендарной книге времен Киевской Руси «Слово о полку Игореве».
Александр Петрович Черных с высоты горы Зортав-тобе рассказал о своих изысканиях связанных с битвой князя Игоря с половцами на р. Каяла. Как, используя открытый им метод «взаимосвязанной системы географической ориентации» ему удалось найти легендарную речку Каялу.
Был чудесный осенний день, который мы завершили в Старобешево, отведав знаменитые греческие чебуреки.
Все участники похода надеются, сюда еще не раз вернуться.
Придут и другие люди, чтобы прикоснуться к истории – к истории древней Руси и Дикого поля, в котором мы с Вами живем.
В создание памятников, посвященных нашей истории, все мы верим и знаем, что зависит это, прежде всего, от нас.
- Вложения
-
- 2. На край света в Дикое поле - У легендарной Каялы.JPG (196.31 КБ) 21040 просмотров
-
- 2. На край света в Дикое поле - В месте где в 1185г. была легендарная битва.JPG (121 КБ) 21040 просмотров
-
- 2. На край света в Дикое поле - Войнов Святослав Святославович впервые видит место битвы князя Игоря с половцами.JPG (136.07 КБ) 21040 просмотров
-
- 2. На край света в Дикое поле - Подъем на гору Зортав-Тобе..JPG (178.67 КБ) 21040 просмотров
-
- 2. На край света в Дикое поле - У подножья горы Зортав-Тобе.JPG (159.46 КБ) 21040 просмотров
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
И вновь в Донецкой областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской , по интересующей нас теме о Диком поле, 10 ноября 2012 г. историко-литературным центром «Слово…» проведен круглый стол:
''Локализация места боевых действий полков князя Игоря с половцами на территории Донбасса''.
Позже поясню
''Локализация места боевых действий полков князя Игоря с половцами на территории Донбасса''.
Позже поясню
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Поход №19. На самый Краешек нашей страны - ЮБК.
После Южной Америки, тяжело сравнивать с Краем Света наше родное «Дикое поле», по которому мы продолжаем своё путешествие.
И все же, любое путешествие это познание. Совершая его, мы лучше узнаём еще один, неведомый доселе, для нас Край.
Никогда не забуду своих впечатлений о прочитанной в детстве книге об одном из первых походов знаменитого путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. Это позже он получил приставку к своей фамилии и занимал руководящие посты в Императорском Русском географическом обществе. А начинал познавать мир еще мальчиком, когда в 14 лет вместе со своим дедушкой совершил путешествие из Петербурга в Москву. Во время этого путешествия, несмотря на свой возраст, открыл не только для себя, но и для всего человечества, более 50 видов новых растений. Это яркий пример утверждения того, что путешествие – это, прежде всего, познание мира.
А всё ли мы знаем о том, что непосредственно находится рядом? Думаю, что нет! А значит и рядом с нами есть Поле для познания. Для нас это наше «Дикое Поле».
Если продолжать начатую в 2011 году тему: "На край света в Дикое поле", то, знакомясь с «Диким Полем», с его географией и историей, понимаешь, что еще 1000 – 1,5 тысячи лет назад для многих народов мира оно действительно было на краю света. Границы его тоже выходят за пределы нынешнего Донбасса.
Во всяком случае, познание истории нашего края расширяют его границы. Задумался об этом ещё во время своих путешествий в места, куда переселились половцы и в Киммерию.
Движение народов между Крымом и «Диким Полем» мы наблюдали не раз.
Сначала монголо-татары, преследуя половцев, заставили их уйти в Крым, а позже и их ждала таже участь. Оба эти народа появились в Крыму после пребывания в «Диком Поле», расширяя историю населявших его народов. С крымскими татарами территория полуострова связана до сих пор.
Или взять греков. Мы уже говорили об их неоднократных пришествиях в «Дикое Поле» в античные времена. Позже, во времена Екатерины, они вновь нашли здесь свою родину. И до сих пор греки, вместе с другими народами, составляют немалую часть населения Донецкой области.
Поэтому свою новую поездку в Крым, я без сомнения связывал с новыми познаниями о нашем Крае в рамках данного проекта. Тем более после поездок к крайним точкам Украины, в том числе к самой южной её точке на мыс Сарыч.
Итак, снова Крым!
Казалось такой знакомый и неоднократно мною исхоженный, снова открыл для меня свои новые, неведомые ранее, истории.
Далее будет.
В этом году Kros, наш одноклубник, совершил удивительное путешествие «По Южной Америке». Безусловно, Южная Америка для нас европейцев всегда была и сейчас остаётся очень далёкой страной. Дальше по расстоянию, наверное, и не найдешь. Ведь она в буквальном смысле слова находится на противоположной стороне нашего земного шара. И я восторгаюсь путешествием kros_а в одну из самых далёких частей нашей Земли, которая для нас, несомненно, находится на Краю Света.Viktor писал(а):...а где этот «край света»?...В разные периоды истории, так же как для разных народов, «край света» имел различные координаты...
После Южной Америки, тяжело сравнивать с Краем Света наше родное «Дикое поле», по которому мы продолжаем своё путешествие.
И все же, любое путешествие это познание. Совершая его, мы лучше узнаём еще один, неведомый доселе, для нас Край.
Никогда не забуду своих впечатлений о прочитанной в детстве книге об одном из первых походов знаменитого путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. Это позже он получил приставку к своей фамилии и занимал руководящие посты в Императорском Русском географическом обществе. А начинал познавать мир еще мальчиком, когда в 14 лет вместе со своим дедушкой совершил путешествие из Петербурга в Москву. Во время этого путешествия, несмотря на свой возраст, открыл не только для себя, но и для всего человечества, более 50 видов новых растений. Это яркий пример утверждения того, что путешествие – это, прежде всего, познание мира.
А всё ли мы знаем о том, что непосредственно находится рядом? Думаю, что нет! А значит и рядом с нами есть Поле для познания. Для нас это наше «Дикое Поле».
Если продолжать начатую в 2011 году тему: "На край света в Дикое поле", то, знакомясь с «Диким Полем», с его географией и историей, понимаешь, что еще 1000 – 1,5 тысячи лет назад для многих народов мира оно действительно было на краю света. Границы его тоже выходят за пределы нынешнего Донбасса.
Во всяком случае, познание истории нашего края расширяют его границы. Задумался об этом ещё во время своих путешествий в места, куда переселились половцы и в Киммерию.
Движение народов между Крымом и «Диким Полем» мы наблюдали не раз.
Сначала монголо-татары, преследуя половцев, заставили их уйти в Крым, а позже и их ждала таже участь. Оба эти народа появились в Крыму после пребывания в «Диком Поле», расширяя историю населявших его народов. С крымскими татарами территория полуострова связана до сих пор.
Или взять греков. Мы уже говорили об их неоднократных пришествиях в «Дикое Поле» в античные времена. Позже, во времена Екатерины, они вновь нашли здесь свою родину. И до сих пор греки, вместе с другими народами, составляют немалую часть населения Донецкой области.
Поэтому свою новую поездку в Крым, я без сомнения связывал с новыми познаниями о нашем Крае в рамках данного проекта. Тем более после поездок к крайним точкам Украины, в том числе к самой южной её точке на мыс Сарыч.
Итак, снова Крым!
Казалось такой знакомый и неоднократно мною исхоженный, снова открыл для меня свои новые, неведомые ранее, истории.
Далее будет.
Будь счастлив - путешествуй.
- Viktor
- Сообщения: 5651
- Зарегистрирован: 14 июл 2006, 22:05
- Откуда: Донецк
Поход №20. Изюм – форпост на границе с Диким Полем.
(Состоялся 1-2 февраля 2013 года.)
За 3 года нашего проекта: "На край света в Дикое поле" стало уже традицией открывать новый сезон походом в Изюм.
В этом знаменательном месте, многие годы находилось военное укрепление, передовой пост, или как написано в энциклопедии - форпост.
Форпост принадлежал как одной, так и другой сторонам приграничных народов. Так было во времена Киевской Руси, Золотой орды, Турецкого господства на территории, которую в нашем проекте мы образно именуем Диким полем.
Город Изюм, как раз и был основан на месте этого форпоста. Здесь же проходили и другие важные события, о чем рассказывают многочисленные памятники истории и культуры в Изюме.
Открывать новый сезон наших походов в месте, граничащим с Диким Полем, символично.
Поэтому походы 2013г. начинаем с Изюма - форпоста на границе с Диким Полем.
Здесь проходили важные исторические события.
И сегодня в Изюме нашу историю охраняют эти каменные часовые.
Далее будет.
(Состоялся 1-2 февраля 2013 года.)
За 3 года нашего проекта: "На край света в Дикое поле" стало уже традицией открывать новый сезон походом в Изюм.
В этом знаменательном месте, многие годы находилось военное укрепление, передовой пост, или как написано в энциклопедии - форпост.
Форпост принадлежал как одной, так и другой сторонам приграничных народов. Так было во времена Киевской Руси, Золотой орды, Турецкого господства на территории, которую в нашем проекте мы образно именуем Диким полем.
Город Изюм, как раз и был основан на месте этого форпоста. Здесь же проходили и другие важные события, о чем рассказывают многочисленные памятники истории и культуры в Изюме.
Открывать новый сезон наших походов в месте, граничащим с Диким Полем, символично.
Поэтому походы 2013г. начинаем с Изюма - форпоста на границе с Диким Полем.
Здесь проходили важные исторические события.
И сегодня в Изюме нашу историю охраняют эти каменные часовые.
Далее будет.
Будь счастлив - путешествуй.
- kros
- Сообщения: 2165
- Зарегистрирован: 19 июл 2006, 13:57
Кириченская купель при Св.Вознесенском храме на Песках в г. Изюме.
Интересен способ омовения. Мне не приходилось о таком слышать. А теперь я опробовал его на себе.
Устройство для омовения очень напоминает хоккейные ворота (см. фото): две вертикальные стойки и горизонтальная перекладина. Стойки и перекладина сделаны из труб, по которым течет вода из источника. Внизу перекладины сделана щель, откуда вниз льется непрерывный поток воды. Высота перекладины такая, что под ней можно только проползти на коленях. В эти секунды тебя и обливает водой, то есть происходит омовение.
Рекомендуется проделать эту процедуру (проползти под перекладиной) нечетное количество раз: 1, 3, 5, 7… (по самочувствию).
После омовения вытираешься, одеваешься – и как заново на свет нарождаешься!
Интересен способ омовения. Мне не приходилось о таком слышать. А теперь я опробовал его на себе.
Устройство для омовения очень напоминает хоккейные ворота (см. фото): две вертикальные стойки и горизонтальная перекладина. Стойки и перекладина сделаны из труб, по которым течет вода из источника. Внизу перекладины сделана щель, откуда вниз льется непрерывный поток воды. Высота перекладины такая, что под ней можно только проползти на коленях. В эти секунды тебя и обливает водой, то есть происходит омовение.
Рекомендуется проделать эту процедуру (проползти под перекладиной) нечетное количество раз: 1, 3, 5, 7… (по самочувствию).
После омовения вытираешься, одеваешься – и как заново на свет нарождаешься!
- Вложения
-
- Место для омовения - IMG_6408b.jpg (45.92 КБ) 19917 просмотров
Познай себя и мир
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей